Котировки

Наценка Glusco. Как разборки на топливном рынке ударят по ценникам на бензин

Бобрович Яна
Экономика
14 Mar 19:55   

После маски-шоу сеть возобновила продажу автогаза, но не заправлялась бензином и дизельным топливом. Фото из открытых источников

В выходные сеть АЗС "Глуско", работа которой накануне была заблокирована СБУ, частично возобновила продажу автотоплива. Однако в продаже есть только автомобильный газ, его можно приобрести на 88 из 105 АЗС компании. Бензин и дизельное топливо не продаются.

Glusco входит в десятку крупнейших топливных сетей Украины (находится на 9-м месте). Поэтому теоретически блокирование его заправок может создать дисбаланс в работе всего рынка нефтепродуктов.

Тем более что" фактор Глуско " - не единственный. Правительство и АМКУ начали активно "работать" с операторами АЗС по вопросу снижения цен. В профильной среде уже шутят, что Кабмин готовит такой же сценарий для бензина, как и для газа для населения, мол, в один прекрасный день они просто прикажут всем продавать "по 6,99".

Правительство также обещает очистить рынок нефтепродуктов от нелегалов. Однако эффект от всех этих действий может быть противоположным - цены не только не снизятся, но даже могут еще больше вырасти. Плюс не исключена нехватка топлива.

"Страна" понимала, что происходит на рынке нефтепродуктов и каковы могут быть результаты его "зачистки".

"Бодяга" или русский след

Напомним: 11 марта начались обыски на заправках сети Glusco по всей стране. Силовики изъяли документы и технику, опечатали колонны АСЗ, даже пришли к применению силовых методов. В операции участвовали СБУ и Государственная налоговая служба.

Эти события сразу же были связаны с нападением властей на одного из лидеров партии "Оппозиционная платформа-за жизнь" Виктора Медведчука, с которым связана Glusco (сама компания и Медведчук отрицают эту связь).

Спецоперация была начата по решениям следственного судьи Киевского районного суда Харькова Садовского 26 февраля и 1 марта в рамках расследования уголовного производства, возбужденного в январе 2019 года.

Расследование проводится в рамках расследования фактов незаконного производства, хранения, транспортировки с целью реализации подакцизных товаров, уклонения от уплаты налогов, а также легализации незаконно полученных доходов.

Правоохранителям и налоговой службе было разрешено проводить обыски и выемку документов у ООО "Глуско Ритейл" с целью выявления и изъятия вещей и документов, связанных с деятельностью ООО" Глуско Украина " и ряда подконтрольных ему структур ("ТРАНСНАФТА ОЙЛ", Агентство "Тритон Сервис Украина" и др.).

Силовики искали документы о таможенном оформлении нефтепродуктов, сертификаты происхождения, контракты, а также "черную бухгалтерию" и доказательства "российского" происхождения топлива.

"В рамках уголовного производства сотрудники правоохранительных органов задокументировали организацию масштабной незаконной схемы по обороту и реализации некачественных нефтепродуктов. Установлено, что таким образом организаторы умышленно уклонились от уплаты налогов в государственный бюджет и тем самым нанесли ущерб в особо крупном размере", - говорится в сообщении силовиков.

Глуско обвиняется в уклонении от уплаты налогов на сумму 240 миллионов гривен.

То есть заявления были достаточно громкими.

Но, в итоге, материалы дела были "привязаны" к расследованию деятельности компании "Альтернативные энергетические ресурсы". К последним, как говорится в Глуско, они не имеют никакого отношения.

Согласно Вашему Контролю, Компания альтернативных энергетических ресурсов (или Компания АЭС) - это ООО с уставным капиталом 100 тысяч гривен. Компания специализируется на производстве нефтепродуктов и базируется в Харькове. Учредителем и уполномоченным лицом является Ярослав Вдовенко.

Помимо нефтепродуктов последний интересуется и хоккеем - с 2017 года он является спонсором клуба "Металлист", а в прошлом году стал генеральным директором ООО "Металлист 1925".

"Компания НПП" также связана с нефтеперерабатывающим заводом в Мерефе Харьковской области. Последний считается одним из крупнейших поставщиков "непонятного" топлива на отечественные АЗС. И оно уже находится под следствием. При этом, как отметил руководитель агентства А-95 Сергей Куюн, завод, а также сети, которые он поставляет, продолжают работать, а Глуско - заблокирован. - Техас должен быть ограблен техасцами,- иронизирует Куин. - И это все, что мы нашли? "В рамках уголовного производства правоохранители задокументировали организацию масштабной незаконной схемы по обороту и реализации некачественных нефтепродуктов. Установлено, что таким образом организаторы умышленно уклонились от уплаты налогов в государственный бюджет, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере", - говорится в сообщении силовиков. Предполагаемая сумма уклонения от уплаты налогов составляет около 240 млн грн.

Если это все, то никаких юридических перспектив нет. Еще до революции и во все времена российские компании были самыми дисциплинированными на нашем рынке, так как они прошли эту школу раньше в России и поняли, что с государством играть нельзя. А после покупки "Протона" (сеть Glusco-Ред.) ничего не изменилось: купить сетку за десятки миллионов, взять кредит в европейских банках на бодяжит или контрабас бензин? Что ж, надо быть идиотом, чтобы не понять своего присутствия под увеличительным стеклом. Можно много слышать о Глуско, о "Роснефти" (раньше эта сеть принадлежала российской компании-Ред.), Медведчуке и так далее, но не о телохранителе, который им поручен. Видимо, другой формальной причины не было. В отличие от "Прикарпатзападтранса", где есть серьезные вопросы по его переходу в частные руки, там зацепиться особо не за что. Это всегда было частным делом. Поэтому юридический вектор я считаю абсолютно бесперспективным.

Цель очевидна-закрыть этот бизнес. Первый удар прицельный, мощный, но не смертельный. Случай интересный, до этого такие масштабные проблемы с тотальной блокировкой были только в БРСМ в 2017 году, которые также быстро разрешились, как и начались. Но там был чистый бизнес, а тут политика, посмотрим.

В общем, было бы хорошо, если бы охрана, которая занимается 40 санкционированными обысками в 13 офисных помещениях, 7 нефтебазах, 13 морских судах, 105 АЗС и 2 отделах таможенного оформления, отправилась по реальным адресам бизнес - удачи-местам расположения мини-НПЗ или нефтебаз, куда идут октановые "растворители", и на заправки, топливо которых содержит серу, бензол и ароматические вещества", - написал Сергей Куюн на своей странице в Facebook.

Цены ускоряются

Так или иначе, сеть Glusco входит в десятку крупнейших в стране.

"105 АЗС, 7 нефтебаз, оборот-около 0,5 млрд гривен. Понятно, что такой "минус" в таких объемах просто так не пройдет для рынка", - говорит Геннадий Рябцев, руководитель спецпроектов НТЦ "Психея".

Разборка может оказаться не лучшим способом повлиять на рынок нефтепродуктов. Более того, он сейчас живет по "восходящим" трендам - цены растут и любой фактор будет делать для дополнительной маржи, в том числе и "отключение" части АЗС.

По данным А-95, только за последнюю неделю (с 5 по 12 марта) бензин и дизельное топливо в рознице подорожали на 10-50 копеек за литр.

В частности, в сети SOCAR бензин подорожал на 50 копеек (до 31,48 гривни), дизельное топливо осталось на прежнем уровне -29,98 гривни.

В сети КЛО бензин подорожал на 20 центов, дизельное топливо-на 10 центов. Сети AMIC, BVS, SUNOIL, Ovis подняли цены в пределах 10-50 копеек.

В то же время, как раз в сети Glusco все виды топлива, наоборот, подешевели на 18 центов на прошлой неделе.

Всего за последние 4 месяца ценники на топливо на наших АЗС выросли, по данным А-95, на 18%, в то время как на нефть за то же время - на 81%, а цены на нефтепродукты в Европе - на 76%. По словам Куюна, еще есть значительный потенциал для дальнейшего роста цен на топливо на украинских АЗС: на бензин-около 1,70 гривни, на дизельное топливо-1,25 гривни за литр.

Между тем цены на бензин уже обсуждались на недавнем заседании Кабинета Министров. И, по мнению правительства, помимо объективных факторов, они обнаружили сговор.

С представителями сетей уже "разговаривают", требуя, чтобы они снизили цену (хотя на АЗС, наоборот, говорят, что цены нужно повышать, потому что цена на нефть на мировом рынке растет).

Среди самих операторов АЗС ходят слухи, что, мол, правительство хочет относиться к ним как к газовикам-установить единую цену для всех - "по 6,99" (имеется в виду цена газа для населения в качестве примера). Это, конечно, шутка. Но все же в этом есть доля правды. В Кабмине, как стало известно "Стране" из ее источников, действительно обсуждают некий вариант "максимальных" цен на бензин и дизельное топливо, выше которых им будет запрещено их поднимать. Или, по крайней мере, отправят на заправку нарушителей-контролеров, а чем может закончиться результат, можно увидеть на примере Glusco.

Эксперты не исключают, что некоторые сети, если их цена "завышена", могут просто прекратить продажи на некоторое время, что чревато дефицитом бензина и дизельного топлива.

Будет ли зачистка от нелегалов и что это даст

Еще одно направление, на котором сейчас сосредоточен Кабинет Министров,-нелегальные заправки. Напомним: в прошлом году их уже убирали, но вскоре они полностью возобновили работу. Теперь, как отметил Денис Шмыгаль,"уборка" будет не централизованной, а локальной-процесс должен контролироваться местными властями.

Однако, по словам Сергея Куюна, чиновники не стали наводить порядок оттуда. Он назвал несколько шагов, которые позволят блокировать серый рынок.

"Надо заканчивать с мини-НПЗ. Эти заводы, как правило, работают легально, перерабатывают газовый конденсат и производят (на бумаге) такие растворители, растворители, поглотители и другие лигроин-газойлевые фракции, которые необходимы для народного хозяйства. Конечно, без акциза. Но на самом деле это самые распространенные бензин и дизельное топливо, которые идут прямо на заправки. Это обычная подделка, а значит, и преступление. Недавно это было задокументировано во всей красе налоговыми органами Кропивницкого, прикрывавшими завод Кировоградской нефтяной компании. Все налоговые органы в регионах знают о" спонсируемых " мини-НПЗ. Напомню адреса бизнес-удачи: Полтавская область-Гадяч, Сагайдак, Полтава. Харьков - Мерефа, Васищево, Богодухов, Сонцедаровка, Люботин. Днепропетровск - Кривой Рог, Новомосковск, Каменское. Тема смелая, поэтому эти "свечные" фабрики работают долго и счастливо под пристальным контролем СБУ-шников, милиции и прокуратуры.

Необходимо срочно закрыть импорт растворителей для "лакокрасочной промышленности", под видом которых в страну из России и Белоруссии текли смеси октанонасыщающих компонентов (МТБЭ, метанол и др.). Все они индивидуально облагаются акцизом, но не в смеси в качестве растворителя. Чистая цепь. Для начала можно создать проблемы на уровне таможни, за это время принять решения на уровне Кабинета Министров.

НДС. В управлении крупных налогоплательщиков есть все цифры НДС, которые каждая сеть АЗС платит в месяц. Прозрачные игроки, такие как OKKO, Shell, WOG, AMIC и ряд других, дают четкое представление о том, сколько литров продает бензоколонка и сколько она платит налогов за литр. Это понимание должно быть экстраполировано на других игроков и спрошено в полном объеме закона. По имеющимся данным"стандарты" для основных дискаунтерских сетей менее чем в 10 раз меньше. Премьер-министру и министру финансов было бы интересно посмотреть на такой анализ.

Параллельно необходимо заниматься контролем качества на АЗС. Чтобы проанализировать выданные лицензии на эксплуатацию АЗС, многие объекты можно" диагностировать " даже визуально. Ну и контроль за кассовой дисциплиной и наличностью, борьба с налоговыми завихрениями, ямами и т. д.

Выигрыш на кону немалый: уверенное движение хотя бы по трем из этих векторов позволит быстро обесточить нелегальный рынок нефтепродуктов и добавить в госбюджет около 20 млрд грн акцизов, НДС и налога на прибыль в год",-считает Куюн.

Кстати, в феврале этого года Украина импортировала 9,2 тысячи тонн безакцизных растворителей для лакокрасочной промышленности (смесь октановых компонентов, используемых при производстве бензина), что на 15% больше, чем в январе.

Одним из крупнейших импортеров стала компания из Харькова "Пром Химик". А потребителем этого продукта является все та же "Компания альтернативных энергоресурсов", которая управляет мини-НПЗ в Мерефе.

Впрочем, тут стоит добавить, что зачистка нелегального рынка, по крайней мере на первом этапе, может не дать того эффекта, на который рассчитывают чиновники - цены на заправках не только не снизятся, но, наоборот, взлетят, так как " чиновникам "больше не нужно будет конкурировать по цене с" серыми " продавцами

служба безопасности украины

Правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Подчинена Президенту Украины

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

страна

Территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми

федеральная налоговая служба

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экономический надзор. Ранее — Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

оппозиционная платформа — за жизнь

За жизнь» — украинская политическая партия. Была зарегистрирована Министерством юстиции Украины 9 декабря 1999 года как «Всеукраинское объединение „Центр“»

медведчук виктор

харьковский авиационный завод

control

харьков

авария на аэс фукусима-1

мерефа

харьковская область

ту-95

техас

россия

протон

роснефть

facebook

шульгин александр

разборка в маниле

лукойл

bvs 10

европа

кабинет министров украины

шмыгаль денис

полтавская область

гадяч

полтава

васищево

богодухов

люботин

днепропетровская область

кривой рог

новомосковск

каменское

галнафтогаз

royal dutch shell