- Станислав Казда, начальник Отдела стратегического планирования Региональной газовой компании*
Есть такая чешская пословица-Zamést si před vlastním prahem (подметать перед собственным порогом). Там говорится, что сначала нужно навести порядок в доме. Эта рекомендация вспоминается каждый раз, когда представители Группы "Нафтогаз" берут на себя задачу обвинить своих коллег на газовом рынке в монополизме, отсутствии разукрупнения и призывают к конкуренции на равных.
Совсем недавно Секретариат Энергетического сообщества опубликовал Ежегодный доклад об энергетической реформе, в котором Украина получила высокую оценку за значительный прогресс в объединении усилий-его реализация была оценена в 90% (из 100% возможных).
В докладе Секретариата Энергетического сообщества указывается, что одной из составляющих такой высокой оценки является завершение правовых, информационных и бухгалтерских процессов разукрупнения операторов газораспределительных систем. И делается это в соответствии с положениями Директивы 2009/73/ЕС и Закона Украины "О рынке природного газа".
В этой связи недавний призыв генерального директора группы"Нафтогаз" Отто Ватерландера показать ему "реальное разделение (разукрупнение) функций распределения и поставки газа внутренним потребителям" выглядит странно, поскольку ему сказали, что * "обе услуги предоставляются одной и той же группой РГК".*
Возможно, Генеральный директор Группы "Нафтогаз" не успел ознакомиться с выводами Секретариата Энергетического сообщества. Чтобы восполнить этот пробел, я кратко укажу на работу, уже проделанную хронометристами по анбандлингу:
-
весь учет хронометристов и поставщиков разделен. Обеспечивается полная независимость и общественный контроль учета каждого из этих видов деятельности. Для контроля ежегодно проводится независимый аудит финансовой отчетности каждого оператора ГРМ;
-
завершен информационный раздел поставщиков и операторов ГРМ. Они используют географически разделенные офисы с ограниченными правилами доступа. Обеспечивается контроль за конфиденциальностью информации, вплоть до заключения договоров о неразглашении.
-
завершено функциональное разделение предприятий газоснабжения и распределения. Для этого была выделена идентичность компаний, использующих различные бренды, товарные знаки, реализующих независимую маркетинговую политику и использующих собственные каналы коммуникации с клиентами.
Именно эта работа получила достойную оценку Секретариата Энергетического сообщества. Текущие показатели разукрупнения операторов ГРМ находятся под контролем НКРЭК (обязательная годовая отчетность в рамках Комплаенс-программы). Также вся информация о них представляется в Секретариат Энергетического сообщества для профессиональной оценки.
Все это связано с тем, что у операторов синхронизации есть заказ с анбандлингом.
В отличие от разукрупнения группы "Нафтогаз". Здесь ситуация напоминает айсберг. Его видимой частью является разделение и сертификация Оператора ГТС, которая также получила положительную оценку Секретариата Энергетического сообщества.
К сожалению, подводная часть недогруппировки группы "Нафтогаз" гораздо значительнее.
Во-первых, сохраняется финансовая зависимость Оператора ГТС от "Нафтогаза". Потому что вся выручка от транзитного соглашения с "Газпромом" идет непосредственно "Нафтогазу". А потом он платит Оператору ГТС сумму за свою работу по обеспечению транзита-и эти платежи составляют 82% его дохода. При этом реальная стоимость транзита директору Оператора ГТС неизвестна. - Я ее не знаю. Это их коммерческое соглашение, которое прописано в их контракте", - сказал Сергей Макогон. Фактически ключевая фигура газового рынка Украины-Оператор ГТС-работает по "контракту" с одним из участников этого рынка, который обеспечивает ему львиную долю доходов. Der eine hat die Mühe, der andere hat den Lohn (один работает, а другой зарабатывает) - так описывает эту ситуацию немецкая пословица, которая должна быть знакома Отто Ватерландеру. Я уверен, что на немецком, голландском и любом другом европейском газовом рынке невозможно представить себе такого зависимого рыночного оператора.
Во - вторых, НАК "Нафтогаз Украины" - это крупнейший газовый трейдер, до сих пор владелец компании, которая является оператором ГРМ (то есть "Кировоградская"), а также долей в нескольких операторах ГРМ ("Мангаз","Амигаз","Черниговгаз","киевоблгаз"Ровнова"львовгаз","Одесагаз"Харьковгаз" и еще около десятка). Вопрос: почему НАК так озабочен якобы "недогрузкой" операторов ГРМ, но при этом остается их акционером?
В-третьих, НАК "Нафтогаз Украины" полностью контролирует "Укргаздобычу", которая обеспечивает почти половину ресурса для газового рынка страны. Крупнейший газовый трейдер имеет монополию на весь газ, добываемый государственной компанией,-и таким образом диктует цены всему газовому рынку. Эта позиция "Нафтогаза" на рынке абсолютно такая же, как и у "Стандард Ойл Корпорейшн" Джона Рокфеллера - совсем недавно случай именно этой монополии изложил в своей колонке главный исполнительный директор Группы "Нафтогаз". "Из-за своего монопольного положения "Стандард Ойл" демпингует и вытесняет конкурентов с рынка.И таким образом полностью контролировали рынок " - в этом предложении из той колонки достаточно заменить Standard Oil на группу "Нафтогаз" - и мы получим исчерпывающее описание украинского газового рынка.
Поэтому реальной защитой потребителя природного газа в Украине является работа по избавлению от монополии НАК "Нафтогаз Украины" за счет реального, эффективного разукрупнения. Только тогда будет действительно рыночная цена и здоровая конкуренция на рынке.