Котировки

Небольшая игра. Как работает азартный бизнес в Украине после легализации

Сацюк Андрій
Экономика
15 Mar 05:46   

До сих пор только четыре компании получили лицензии от государства на проведение азартных игр. Остальные либо заняли выжидательную позицию, либо вообще не хотят покидать "тень".

О том, что происходит с игорной индустрией после принятия закона о легализации и какие налоги на нее хотят наложить-ниже в материале.

Легализация игорного бизнеса была одним из первых пунктов в планах команды Владимира Зеленского после прихода к власти. Рейды, организованные правоохранителями в декабре 2019 года по инициативе президента, имели недолгий эффект. Это помогло депутатам найти недостающие голоса для принятия закона в первом чтении. Но многие игорные заведения, закрывшие свои двери в то время, вскоре все равно вернулись к подпольной работе.

В июле прошлого года правящей команде удалось принять закон о регулировании игорного бизнеса. Согласно документу, те, кто хочет работать легально, должны получать лицензии и платить налоги в бюджет. Но рынок, который уже десять лет находится в "тени", не горит желанием принимать условия государства. Так как сами условия, с одной стороны, не всем выгодны. С другой стороны, они не совсем ясны.

Парламент собирается принять дополнительный закон о налогообложении азартных игр и лотерей. Депутаты заложили в документ некоторые "послабления" для отрасли, которые могут подтолкнуть компании к легальной работе. Хотя это не единственная причина, по которой игорный бизнес остается в "подполье".

Белые пятна

Легализация игорного бизнеса в Украине продвигается не очень быстро. Среди причин-бюрократическая волокита, инерция бизнеса и пробелы, допущенные государством.

В конце сентября Кабинет Министров приступил к формированию Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАЙЛ). Из-за запрета на набор сотрудников в новые органы Комиссия работает с сокращенным штатом, говорит ее руководитель Иван Рудый.

КРАЙЛ должен контролировать участников рынка и выдавать им лицензии. Правительство утвердило условия их получения только в конце года. Лицензии стоят дорого. Самая дешевая стоимость разрешения на организацию онлайн - покера- 23,6 миллиона гривен. Самую большую сумму придется заплатить за открытие казино в столице - более 283 миллионов гривен. Кроме того, вы должны платить ежегодную плату за оборудование.

Руди оценивает потенциал рынка в 6-7 млрд грн доходов бюджета за год. "На февраль мы установили план в 70,2 млн грн поступлений от лицензий. 25 февраля этот план был реализован, то есть мы внесли эту сумму денег в государственный бюджет. На следующий месяц у меня есть план в 150 миллионов гривен, учитывая нынешнюю ситуацию, это реально. Дальше более подробно сейчас прогнозировать сложно",-сказал глава КРАЙЛЯ РБК-Украина.

По словам чиновника, интерес бизнеса к легализации очень велик. С февраля КРАЙЛ выдал лицензии четырем компаниям. Это Spacex (которой принадлежит бренд Cosmolot), Geimdev, Fjorst Element и Parimatch. Первые трое получили разрешение на организацию онлайн-казино. "Париматч" получит две лицензии - как на онлайн-казино, так и на букмекерскую деятельность. Еще много заявлений от компаний пришлось вернуть в комиссию из-за неправильно составленного пакета документов.

"Представители рынка, получившие лицензии на работу в Интернете, уже заявляют: мы будем легальными, мы лучше тех, кто работает нелегально, потому что мы платим налоги, мы стали субъектами закона и готовы нести ответственность в случае нарушений. А для потенциального потребителя это хороший фактор выбора", - пояснил Руди.

Власти и правоохранительные органы особо не борются с теми, кто продолжает работать "в темноте". Поэтому они чувствуют себя комфортно, потому что уже много лет адаптируются к таким условиям, говорит член Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Марьян Заблоцкий ("Слуга народа").

"На самом деле не все спешат легализоваться. Никто не предпринимает мер по ограничению деятельности "теневых работников". Если бы наши власти начали активно блокировать сайты онлайн-казино и рекламу, конечно, бизнес бросился бы получать лицензии. А этого не происходит",-сказал народный депутат в разговоре с РБК-Украина.

Еще одна проблема-отсутствие модуля онлайн-мониторинга. Согласно закону, у властей есть два года, чтобы запустить его. Но пока система не заработает, контролировать отрасль будет проблематично, особенно онлайн-игры.

Даже если компании хотят работать легально, действующее законодательство не в полной мере позволяет им это делать, считает руководитель общественной организации "Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине" Елена Мочалова. Это не отвечает потребностям наземного бизнеса, говорит эксперт.

"Теперь в Украине будет пара тысяч нелегальных точек. Я уверен, что сейчас нам вряд ли удастся искоренить этот теневой сегмент экономики. Бизнесу будет дешевле заплатить за "крышу" тем правоохранительным органам, которые уже привыкли это делать, чем пройти все круги ада, чтобы купить лицензию",-пояснила она РБК-Украина.

Одним из препятствий для компаний, работающих в офлайне, является правильный выбор помещения, говорит Мочалова. На эту проблему указывает и Комиссия по азартным играм.

Из уже принятого закона следует, что игорные залы и казино могут быть оборудованы только в гостиницах. Игровые автоматы требуют уровня не менее трех звезд. Для казино-не меньше четырех. Классификация гостиниц должна осуществляться специальной комиссией Государственного агентства по развитию туризма (GART). Некоторые отели не могут подтвердить звездную категорию, потому что эта комиссия не была полностью заработана, объяснил Руди.

То, что рынок запускается, - это большой плюс, говорят в Parimatch. "Лицензии уже выдаются, и Комиссия может перейти к созданию других правовых актов, разработке правил социально ответственной игры, правил лудомании и описания удостоверения личности игрока", - рассказал изданию руководитель юридического отдела компании Михаил Коваль.

Помимо этих вопросов, нерешенными остаются еще несколько крупных, в частности, изменения в налоговом законодательстве и сертификация игрового оборудования, сказал Коваль.

"Сейчас нет списка этого оборудования. Технического регламента нет, он должен разрабатываться Кабинетом Министров. То есть нам нужны изменения в налоговом законодательстве и принятие стандартов сертификации", - говорит Париматч.

Чтобы провести такую сертификацию, нужно хотя бы протестировать генератор случайных чисел. А это занимает от трех месяцев до полутора лет, пояснила Мочалова.

Если оборудование не проходит такую проверку, то игрок никак не защищен. Есть риск, что он все время будет терпеть неудачу, а желание добиться победы еще больше втянет его в игру. Государство будет получать меньше налогов от такой "ловушки". Причем такая сертификация необходима как для наземных заведений, так и для сайтов, например, для онлайн-казино, говорит Мочалова.

"Пользователь, играющий на несертифицированном игровом автомате, скорее всего, никогда не выиграет. В нем есть селектор на последнем барабане, и прокрутка последнего барабана никогда не покажет полную комбинацию в линии, то есть человек не сорвет джекпот или комбинации. Это обычная схема, по которой "чернушники" работают уже более десяти лет, и я уверен, что они будут работать и дальше", - пояснил эксперт.

Денежный вопрос

Прошлым летом Финансовый комитет Рады уже одобрил законопроект о налогообложении игорного бизнеса, который он рекомендовал вынести на голосование в зале. Документ предлагал установить нулевую ставку для азартных игр до 2024 года и сниженную на 5% ставку для букмекерских контор. Все выигрыши освобождались от налогообложения.

Депутаты хотели компенсировать все это за счет тройной стоимости лицензий, которую бизнес должен платить до тех пор, пока не заработает онлайн-мониторинг. Но в итоге профильный комитет решил все это переписать и выпустить новый налоговый законопроект (2713-д). В нем депутаты, во-первых, предложили исключить налогообложение выигрышей, если выигрыш превышает 8 минимальных зарплат (сейчас 48 тысяч гривен).

Во-вторых, документ исключает правило о тройной стоимости лицензии для компаний. В-третьих, в дополнение к корпоративному подоходному налогу они должны также платить подоходный налог (на валовой доход от азартных игр). Речь идет о GGR-разнице между ставками и выигрышами. Ставку этого налога предлагается сделать единой для всех видов игорного бизнеса - 10% от валового дохода от азартных игр. Но таким образом налоговая ставка для букмекеров и казино будет снижена с 18% до 10% от валового дохода. А для лотерейных операторов-от 30% до 10%. В комитете нет единого мнения по этому вопросу.

"Лично я не поддержал это решение и проголосовал против. Я считаю неправильным, что мы так сильно снижаем налоги на азартные игры. В частности, о лотереях. Фактически налог составит 3-5% от стоимости лотерейного билета. Это слишком мало и несправедливо, на мой взгляд", - заявила член финансового комитета Мариан Заблоцкая.

Некоторые члены комитета обвинили его главу Даниила Гетманцева (СН) в том, что он якобы продвигает лоббистское решение в пользу определенных участников рынка. Гетманцев владел акциями одного из лотерейных операторов, MSL. Он сам признался, что имел конфликт интересов в игорном бизнесе и поэтому не участвовал в работе над законопроектом об игорном бизнесе.

Гетман отрицает обвинения своих коллег по комитету. По его словам, механизм единой налоговой ставки, наоборот, прост и прозрачен. Эту должность также занимает глава КРАЙЛЯ Иван Рудый. Слишком высокие ставки могут просто "задушить" игорный бизнес и отбить всякое желание работать легально, пояснил Гетманцев.

"Мы не изобретаем велосипед - мы делаем то же самое, что и в других странах мира. Там тоже есть такой налог. Мы сделали это просто - это единая ставка для всех видов игорного бизнеса. Хотя были лоббисты, которые даже в комитете требовали, чтобы одни виды игр были увеличены, а другие, наоборот, выпущены. Но мы на это не пошли", - сказал изданию глава финансового комитета.

По его словам, объем ставки в законопроекте еще может быть обсужден и пересмотрен ко второму чтению. Но он настаивает, что это должно быть одинаково для разных видов азартных игр.

"Она должна быть унифицирована, и не так, как в сегодняшнем законе: для лотерей 30%, для игровых автоматов 10%, а с доходами, которые вообще делали невозможным ведение этого вида деятельности, для других - 18%. Почему существует такая разница в процентах? Потому что некоторые лоббисты более влиятельны, а некоторые нет? Если Рада решит, что эта ставка должна быть 30% для всех, я соглашусь", - сказал Гетманцев.

Однако такие "уступки" могут не устраивать многих мажоритарщиков, считает Заблоцкий. Дело в том, что выплаты субвенции соцэкономики районам привязаны к доходам от игорного бизнеса.

"По крайней мере, из того, что я видел в нашем фракционном чате, многие наши депутаты выступали против снижения налогов. Я думаю, что в нынешней ситуации будет трудно убедить Верховную Раду в том, что это правда", - предположил народный депутат.

Рада собиралась рассмотреть этот документ в течение последней пленарной недели. Но ни в четверг, ни в пятницу на прошлой неделе он не пришел в спортзал. Когда парламент примет его, профильный комитет пока затрудняется ответить.

Отсутствие четких правил и ответственности-две основные проблемы, препятствующие легализации игорного рынка. Государство в этом плане оставило много "просчетов" и недостатков, которые необходимо исправить. С другой стороны, игорные компании вряд ли будут выстраиваться в очередь за лицензиями, какие бы привлекательные условия им ни прописывали депутаты. Поэтому, пока власти не начнут покрывать "нелегалов", легализация рынка вряд ли ускорится.

Еще одним фактором, способным оживить этот процесс, является конкуренция. Компании, получившие лицензию, сами будут заинтересованы в том, чтобы" серый " рынок исчез. Те, кто хочет остаться "в подполье", могут не выдержать натиска лицензированных конкурентов. И здесь речь идет не только о лучших условиях или оборудовании, но и об ответственности перед заказчиком.

УЛЬЯНА БЕЗПАЛЬКО

Источник

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

зеленский владимир

Украинский государственный деятель. Действующий президент Украины с 20 мая 2019

рбк-украина

Украинское информационное агентство, специализирующееся на финансовых, экономических и политических новостях Украины. Основано в 2006 году как подразделение российского медиахолдинга РБК на Украине

spacex

Американская компания, производитель космической техники. Штаб-квартира — в городе Хоторн, Калифорния, США

киевский политехнический институт

Один из самых крупных украинских университетов. В его состав входят 18 факультетов, 7 учебно-научных институтов , совместный факультет машиностроения, филиал в городе Славутиче, 15 научно-исследовательских институтов и научных центров, конструкторское бюро и другие структуры

путин владимир владимирович

елена прекрасная

соединённые штаты америки

чемпионат молодёжной хоккейной лиги

коваль михаил

радио

верховная рада