Котировки

"Неконтролируемый рост". Может ли Россия прекратить поставки дизтоплива и газа в Украину и какими будут цены

Сацюк Андрій
Экономика
17 Mar 18:31   

В ближайшие дни будет решаться, будет ли в Украине дефицит топлива и взрывной рост цен на АЗС, или все будет хорошо. Фотографии из открытых источников

В ситуации вокруг сети АЗС "Глуско" наметился новый поворот.

На днях трейдер нефтепродуктов Proton Energy (в эту компанию фактически входит Glusko) заявил, что с 1 апреля, то есть менее чем через две недели, он прекратит поставки в нашу страну. Что напрямую связано с прибытием силовиков на "Глуско".

"Протон Энерджи" - единственный поставщик нефтепродуктов "Роснефти" в нашей стране. Она обеспечивает дизельным топливом и автогазом не только АЗС "Глуско", но и другие украинские АЗС, в том числе такие крупные сети, как WOG, KLO, OKKO"Авантаж" и другие.

По данным агентства "А-95", на конец прошлого года на долю "Протон Энерджи" приходилось более 23% украинского рынка дизельного топлива (1,74 млн тонн) и 22,3% сжиженного газа (443 тыс. тонн). То есть, если после ухода с рынка "Глуско", входящей в десятку крупнейших торговых сетей, эксперты допустили лишь незначительное повышение цен на топливо, то с закрытием поставок "Протон-энергии" они тоже заговорили о дефиците, а также повысили "ставки" в прогнозах по ценникам.

Кроме того, ходят слухи, что Россия может даже прекратить поставки дизельного топлива и автогаза в Украину (на этих рынках в нашей стране она занимает доминирующее положение). И тогда рост цен может стать совершенно неконтролируемым, так как дефицита топлива в этом случае не избежать. Особенно в середине посевной.

И это без учета подорожания, которое будет в любом случае связано с запоздалой реакцией розничного рынка на рост цен на нефть и оптовых котировок (а это еще 1,25-1,75 гривни за литр). То есть в общей сложности топливо может подорожать еще на 2-3 гривны.

Плюс-наценка на ажиотаж, если вдруг возникнут перебои с поставками и дефицит.

"Страна" понимала, какие сценарии возможны для рынка нефтепродуктов.

"СБУ заправилась, жалоб не было"

Мы уже писали об истории обысков и блокировок работы сети АЗС "Глуско".

16 марта топ-менеджмент компании официально прокомментировал ситуацию. По словам директора компании Бориса Ганжи, основными претензиями к сети являются налоговые долги (240 миллионов гривен) и, якобы, низкое качество топлива. Гянджа опроверг их.

"Мы специально подняли документы, среди наших клиентов была СБУ, и не жаловались на качество топлива", - сказал Борис Ганжа.

Он также попросил президента "уделить пять минут", чтобы представители сети могли объяснить ситуацию. На данный момент, по его словам, из-за блокировки работ компания не может выполнять свои обязательства перед заказчиками и подрядчиками, кроме того, необходимо выплачивать зарплату персоналу (фонд заработной платы составляет около 40 миллионов гривен в месяц).

Однако, похоже, Глуско не рассчитывает на разрешение конфликта в частности. Борис Ганжда заявил, что их сеть, скорее всего, будет вынуждена уйти с украинского рынка, так как судебные разбирательства могут продолжаться годами, а рыночная среда в нашей стране слишком конкурентна.

Неудивительно, что владелец Glusko, Proton Energy, также объявил о синхронном прекращении поставок. Трейдер уже предупредил своих контрагентов о прекращении поставок с 1 апреля текущего года.

Формально "Протон Энерджи" поставляет нефтепродукты не только "Глуско". Но, как отметили в компании, история с заправкой может ударить и по их оптовому бизнесу.

"В результате вышеуказанных действий украинских властей могут возникнуть задержки и / или отказы в таможенном оформлении нефтепродуктов, поставляемых компанией на украинскую границу. Компания несет финансовые потери из-за изъятия у нее дизельного топлива и хотела бы избежать такой ситуации для своего бизнеса", - говорится в письме, которое "Протон Энерджи" направила своим оптовым клиентам.

"В Протонной трубе, по иску НАБУ, было опечатано 130 тысяч тонн дизельного топлива рыночной стоимостью около 75 миллионов долларов, а арест Глуско, по нашим подсчетам, стоит около 100 тысяч долларов в сутки", - пояснил Куюн.

На долю "Протон Энерджи" приходится более 20% украинского рынка сжиженного газа и дизельного топлива, а ежегодные поставки измеряются сотнями тысяч и миллионами тонн соответственно.

Поэтому первый вопрос-как повлияет на рынок уход трейдера, который покрывает пятую часть украинских потребностей в дизельном и автомобильном газе.

Дефицит и рост цен?

"Новости накануне апреля, с его пиковым весенним потреблением, мягко говоря, не очень хорошие. Можно быстро заменить поставки, но это очень сложно (активизация потребления идет не только в Украине)", - говорит Сергей Куюн.

Риски есть не для всех видов топлива - только для дизельного и газового. Бензину ничего не угрожает, так как он поступает в Украину из других источников (поставок российского ресурса практически нет).

По словам Куюна, основной объем производства дизельного топлива-это морские поставки, и их придется увеличить вдвое, до 200 тысяч тонн. Есть также переходные объемы в портах Одесса и Южный.

Но есть проблемы с логистикой-перевалка по железной дороге тех объемов, которые могут поступить морем, проблематична из-за нехватки вагонов-цистерн.

"Есть надежда, что к маю трейдеры найдут дополнительные объемы поставок, в частности, из Польши, Литвы и Белоруссии. Ну а мы ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности"Укртатнафты". Они так хотели пошлин и ограничений на российский продукт, вот вам и выход", - написал Куюн на своей странице в Facebook.

Что касается газа, то, по словам Куюна, дополнительные объемы также теоретически могут быть привлечены морем (например, из Турции) или через сухопутные границы. Но "не сразу."

То есть могут быть перебои с топливом на какое-то время.

Борис Ганжа говорит, что в принципе дефицита можно избежать, так как у украинских компаний есть еще две недели, чтобы диверсифицировать свои риски.

Глава Prime Group Дмитрий Леушкин также отмечает, что особых перебоев с топливом на украинских АЗС быть не должно, так как "Протон возит прилично, но у других импортеров есть достаточный потенциал их заменить".

То есть ситуация может ухудшиться, если и другие российские компании решат прекратить поставки на украинский рынок.

"Вся интрига здесь в том, не захотят ли другие российские компании поддержать "Протон". Например, Wexler занимает треть украинского топливного рынка", - говорит Геннадий Рябцев, руководитель исследовательских проектов НТЦ "Психея".

Кстати, некоторые СМИ уже ошибочно объявили, что не только "Протон", но и "Векслер" прекращает поставки в Украину с 1 апреля, хотя последняя лишь подтвердила получение письма о прекращении поставок от "Протон Энерджи" (поскольку сама закупает оптовые поставки у последней).

Wexler является крупным поставщиком сжиженного газового топлива в Украину. В нее также входит компания "Анвитрейд", которая в конце прошлого года импортировала в Украину более 660 тысяч тонн дизельного топлива.

В прошлом году другие представители российского бизнеса также увеличили поставки в Украину, в частности, компания " Гран-При Ойл "(поставщик" Лукойла"), которая увеличила импорт дизельного топлива почти в два раза - с 284,5 тыс. тонн до 550,8 тыс. тонн. В то же время, независимо от того, будет ли дефицит, ожидается ускорение роста цен на дизельное топливо и газ, что автоматически приведет к удорожанию бензина.

По прогнозам Куюна, цены на газ могут вырасти до гривни за литр.

Что касается дизельного топлива, то, по мнению Рябцева, сыграет свою роль тот факт, что Протонное энергетическое дизельное топливо всегда было относительно недорогим и "разбавляло" общие ценники на рынке. "Российский трубопроводный дизель, как правило, на 4-5% дешевле других предложений. Так что его замена на более дорогие товары - это уже повод переписать ценники. Это даже если не учитывать риски дефицита", - говорит эксперт.

В случае отсутствия предложения цены, по словам самих операторов АЗС, могут расти "бесконтрольно".

То есть если все российские поставщики топлива прекратят поставки дизельного топлива и автогаза в Украину (что может произойти в результате политического решения), то на рынке возникнет очень мощный дефицит, который невозможно будет покрыть сразу.

Кроме того, необходимо учитывать текущую восходящую тенденцию на рынке. Как мы уже писали, из-за роста цен на нефть и нефтепродукты розничный рынок все еще имеет потенциал для повышения цен на все виды топлива на 1,25-1,75 гривни за литр.

"Будет ли еще один поставщик из "Роснефти"?

Однако есть и другой вариант. "Источники в российских торговых кругах сообщают, что сегодня-завтра станет известно имя нового трейдера на украинском направлении, который заменит "Протон Энерджи". Не исключено, что на смену ему придут другие международные трейдеры ("Протон Энерджи" позиционируется как швейцарская компания-ред.), такие как Vitol, Trafigura, Mercuria, Glencore и др. Я думаю, что есть достаточно людей, которые хотят работать с премиальным украинским рынком (наше топливо довольно дорогое-Ред.). "Роснефть" выбирает из тех, с кем есть действующие контракты, потому что заключение контракта с новым поставщиком может занять до двух месяцев", - говорит Куюн.

По его словам,"есть 90% - ная вероятность того, что в ближайшие дни появится новый поставщик из "Роснефти" и проблема будет закрыта.

Но даже в этом случае ценники на украинских АЗС будут продолжать расти, пока они "не выберут" свой потенциал - до 1,75 гривни за литр.

И в любой момент "качели" могут повториться. Ведь российское топливо занимает около 40% нашего рынка. А если еще учесть долю Беларуси (которая составляет около 36% на рынке бензина и более 35% дизельного топлива), которая фактически перерабатывает российскую нефть, то зависимость нашего рынка от российских нефтепродуктов абсолютно критична