В Украине в новом политическом сезоне ожидается обновление Кабинета министров, налоговые нововведения, а также принятие целого пакета законопроектов для получения очередного транша МВФ.
О том, что происходит с украинской экономикой, как преодолеть тень и сможем ли мы справиться без новых кредитов, читайте в интервью главы фракции "Голос" в Раде Ярослава Железняка для ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.
-
Чего вы ожидаете от осеннего политического сезона? Какие решения будут приняты? Есть много ожиданий, что в Кабинете министров произойдут кадровые перестановки.
-
Есть законопроекты, которые нам необходимы для продолжения сотрудничества с МВФ, и это наша задача. Например, принять во втором чтении в нормальном варианте законопроекты о реформе СБУ № 3196, о порядке назначения директора НАБУ (№5459-1), о продолжении реформы корпоративного управления (№ 5593-д). Кроме того, необходимо усилить ответственность за дискриминацию и принять банковские изменения (№№5850, 5851, 5852, 5853). Несколько законопроектов из последних, касающихся банков, находятся на повестке дня в течение первой пленарной недели. Также следует принять сбалансированный бюджет.
Видео дня
Что касается кадровых изменений в Кабинете министров, вы понимаете, что решения принимаются в Администрации Президента. Я уверен, что министр обороны Андрей Таран будет уволен. Что неудивительно, учитывая сорванный оборонный госзаказ.
Возможно, будет уволен и министр стратегических отраслей Олег Уруский. Я не до конца понимаю его роль, потому что сейчас его министерство выглядит как "министерство яблок", которое было создано для того, чтобы не было яблок. Я слышал, что есть замечания к министру социальной политики Марине Лазебной.
Как бы то ни было, любые кадровые изменения в Кабинете министров-это не история о стратегии. Я не ожидаю, что министр, пришедший на место уволенного министра, сможет показать чудо.
Я оппозиционный депутат, но могу заявить, что министерства, у которых есть видение, уже показывают результаты. Например, мне нравится то, что делает Минчифра. Я вижу результат и помогаю. Из последнего мы вместе работали над законопроектом № 5270 об электронном резидентстве.
В тех министерствах, где нет видения, не будет никакого результата, независимо от того, сколько имен будет изменено. Но кадровые решения и стратегия-все разрабатывается в офисе на Банковой.
-
И тогда парламент выполняет декоративную функцию?
-
Говоря в целом, я бы не сказал, что это так. И если говорить исключительно о кадровых решениях, то да. Вы можете провести эксперимент. Спросите практически любого депутата от "Слуги народа", кто у нас министр по делам ветеранов, или какую должность занимает господин Резников, или как правильно называется министерство, которое сейчас возглавляет Любченко. И вы увидите, насколько хорошо депутаты понимают кадровую ситуацию в Кабинете Министров.
-
Вы начали с того, что сказали, что необходимо принять законопроекты для продолжения сотрудничества с МВФ. Доходы бюджета уже превышены на 27 миллиардов рублей. Мы получили "подарок от ковида" от МВФ в размере 2,7 миллиарда долларов. Может быть, мы сможем справиться в этом году без новых кредитов?
-
Надеяться прожить год без МВФ-плохая идея, это будет трудно. Чтобы понять это, необходимо всего лишь проанализировать цифры. Наш ВВП за этот год составляет 4,8 трлн грн. Это будет немного меньше из - за низких показателей вакцинации-мы потеряем около процента роста ВВП, как и прогнозировал Morgan Stanley. Дефицит бюджета в этом году прогнозируется на уровне 5,5% ВВП - около 243 млрд грн.
Это простая математика, как и бюджет любой семьи. Где мы можем взять эти 243 миллиарда гривен? Сейчас у нас 27,7 млрд грн перевыполнения доходной части бюджета - около 21 млрд грн перевыполнения от налоговой службы и только около 8 млрд грн от таможни. При такой тенденции мы примерно получим перевыполнение на 40 млрд грн.
Где еще я могу получить более 200 миллиардов гривен? 2,7 миллиарда долларов от МВФ будет недостаточно. Нужно будет искать еще 70-80 млрд грн.
А теперь простая логика, где взять эти 70-80 миллиардов. Возможно недофинансирование бюджетных программ - это плохой сигнал. Или вы можете занять средства.
-
Или сократить контрабанду.
-
Я прекрасно вижу и понимаю, что и они воровали, и они воруют на таможне - 300 миллиардов гривен дополнительных доходов прогнозировалось от громких санкций против контрабандистов, а на самом деле перевыполнение плана составляет несколько процентов, где-то около 10 миллиардов гривен.
Давайте будем реалистами - необходимы заемные средства. Вопрос в том, какие именно. Министерство финансов вывело долги на открытый рынок в гривне под 12%, а в долларах - под 3,67%. Если сравнить процентные ставки по кредитам, то МВФ и европейцы дают нам деньги практически даром. И они дают это надолго. Только в этом году мы потратили 303 миллиарда гривен на обслуживание и погашение долгов. Чем дешевле будут для нас кредиты, тем больше денег мы заработаем, и меньше денег будет потрачено на погашение долга . Более того, если мы останемся в программе МВФ, это сигнал для бизнеса: страна не предприняла популистских шагов, ей можно доверять. Мы сможем брать кредиты на открытых рынках по более низким процентным ставкам. Это хороший сигнал для всех, включая инвесторов.
И чтобы получить эти деньги от МВФ, нам нужно принять ряд решений. Более того, эти решения отвечают интересам страны. Это нормально, честно и прозрачно-выбирать руководителя САП. Как гражданин Украины, я также хочу, чтобы пришел лидер, который действительно будет бороться с коррупцией и преступностью. Конкурс на нового главу НАБУ также должен быть прозрачным. Чтобы не было так, как с Бюро экономической безопасности, где нынешний глава налоговой полиции был назначен в новый орган, который должен был полностью устранить традиции и практику налоговой полиции, и на этом все закончилось. Нам нужно принять банковские законы , что тоже плюс, потому что они стабилизируют банковскую систему. Кроме того, МВФ хочет, чтобы был принят нормальный сбалансированный бюджет - адекватное требование, чтобы страна не несла расходы, которые она не может себе позволить. И это все.
-
Мы ежегодно теряем сотни миллиардов гривен из-за теневой экономики. Только зарплаты, по подсчетам Минэкономики, выплачиваются в конвертах на 500 млрд грн. А также контрабанда, схемы с НДС. Но вместо того, чтобы навести порядок, каждый год дефицит погашается новыми долгами. А потом вам понадобятся долги, чтобы погасить старые кредиты. Может быть, нам стоит говорить не о новых кредитах, а о том, чтобы начать использовать собственный ресурс?
-
Круто ли быть богатым, здоровым и счастливым? Конечно! Хочу ли я, чтобы Украина не занимала деньги, жила с бездефицитным бюджетом, а также превышала его хотя бы так, как это сейчас происходит в налоговой службе-конечно, я только за это.
Мы должны стремиться к этому, но не забывать об объективной реальности. И это так, что мы теряем деньги.
Как мы теряем деньги? Например, на государственных предприятиях. В настоящее время в Украине насчитывается около 3400 государственных предприятий.. В то же время в стране насчитывается 1500 реально работающих государственных предприятий. Все остальное-имущественные комплексы. Их передают за условные 10 гривен своим дружкам. Вопрос об эффективности является риторическим. Но если эти объекты будут проданы бизнесу, как это делается в рамках малой приватизации, они начнут работать, приносить прибыль, рабочие места и налоги.
Мы идем дальше, из 1500 действующих государственных предприятий только 800 получают прибыль. Остальные предприятия убыточны. Убыток крупных государственных предприятий в 2020 году составил 73 млрд грн. Почему государство сохраняет убыточные государственные предприятия? Да, потому что коррупция на государственных предприятиях-самый популярный способ заработка политиков. В нашей стране некоторые партии стремятся попасть в парламент только для того, чтобы в будущем обменять свои голоса на возможность назначать своих людей руководителями государственных предприятий. Это бездонная дыра, в которой деньги исчезают годами. Но его можно закрыть. Во-первых, продать в частные руки все нестратегические предприятия, которые мы можем продать. В Польше всего 46 государственных предприятий, и они живут хорошо. Во-вторых, на предприятиях, которые в данный момент невозможно выгодно продать, и тех, которые целесообразно оставить у государства, необходимо внедрить нормальное корпоративное управление. Я являюсь одним из авторов законопроекта о корпоративном управлении. Я надеюсь, что он будет принят во втором чтении. Идея проста - улучшить корпоративное управление государственными предприятиями и максимально приблизить их к международным стандартам. С одной стороны, это четко определенные принципы работы членов наблюдательных советов - условия, задачи, ключевые показатели эффективности, принципы формирования заработной платы. С другой стороны, существуют ограничения, чтобы политики не могли вмешиваться в работу государственных предприятий, диктовать, у кого и по какой цене совершать покупки или кому выдавать кредиты под какой процент.
Еще одна область, в которой Украина теряет деньги, - это таможня. У меня вообще складывается впечатление, что они работают таким образом, что едва ли перевыполняют план. Потому что перевыполнение плана денежных поступлений составляет всего несколько процентов, что никак не коррелирует с объемом импорта потребительских товаров и общим объемом импорта. Это свидетельство того, что существует контрабанда. Мы можем пойти в какой-нибудь торговый центр, и мы легко найдем контрабанду.
Сейчас нередки случаи, когда в Польшу приезжает грузовик с айфонами, и тот же грузовик приезжает в Украину на бумагах уже с карандашами: либо они по дороге проходят через портал, который превращает телефоны в карандаши, либо кто-то на таможне получает взятки. Даже сканеры на таможне настроены так, что там не только грузовик, даже вездеходы "Шерп" не пройдут.
Существует также решение этой проблемы. Необходимо обеспечить нормальный учет и обмен информацией, наладить проверку деклараций. Еще один важный шаг-убрать Сбушников с таможни. Теперь в тех точках, где они находятся, контрабанды становится больше. Это как со штрафами за нарушение правил дорожного движения: раньше вы могли ездить по улицам, давать взятку и продолжать нарушать. Сейчас есть видеозапись нарушения, и взятку давать некому - штраф сразу приходит к вам в электронном виде. Это отличная система, которую необходимо повторить на таможне.
Украина также теряет деньги на зарплатах в конвертах. Есть три причины, по которым работодатели продолжают выплачивать зарплату в конвертах.
Первая - уклонение от уплаты налогов. У нас эффективная ставка заработной платы составляет 37%.
- Один из самых низких в Европе, но они тоже его не платят.
Как сторонник либеральной экономики, я считаю, что прямые налоги уже неэффективны в современном мире. Если мы сейчас увеличим ЕСВ до 30%, то диспропорция между "белыми" предприятиями и "уклонистами" будет расти, предприятия уйдут в тень. Если мы дадим предпринимателям возможность честно зарабатывать, использовать их декларации для прохождения финансового мониторинга, чтобы получать кэшбэк, то в долгосрочной перспективе - через 5-7 лет - ситуация станет лучше и "белых" зарплат будет больше.
Это касается проблем налогообложения. Вторая проблема работодателя - это трудовое законодательство. Многие предприятия не регистрируют людей не из-за налогов, а потому, что боятся трудового законодательства. Трудовой кодекс сейчас является безнадежно устаревшим наследием советских времен.
Я был одним из авторов антикризисных законопроектов во время первой изоляции и прекрасно помню, что действующее трудовое законодательство не позволяло урегулировать даже вопрос удаленной работы. Для предпринимателя это выглядит так: либо вы нанимаете сотрудника официально и вынуждены соблюдать строгое и неадекватное трудовое законодательство, либо вы можете оформить человека с очень легким и удобным администрированием без лишней бюрократии.
Я много общаюсь с бизнес-ассоциациями, и одна из главных жалоб при взаимодействии с государством-бюрократия. Поэтому моя идея-максимальное дерегулирование и минимум бюрократии. Хороший пример ИТ-сектора, сотрудники которого в основном зарегистрированы как ФОПЫ, а экспорт ИТ-услуг в Украине в прошлом году впервые превысил 5 миллиардов долларов , превысив показатели транспортных услуг и минеральных продуктов.
-
Так, может быть, тогда мы все пойдем в "пижоны", зачем платить налоги, зачем собирать пенсии и зарплаты врачам, мы все будем платить 5% и все.
-
5% от оборота.
-
Значит, у ИТ - специалиста есть вся его зарплата и есть текучесть кадров
-
Это не моя идея. Я говорю о том, чтобы установить простые правила игры. Часто выбор в пользу регистрации ФОП делается не из-за низкого налога. В некоторых случаях дешевле перейти на общую систему и платить подоходный налог, а не с оборота. Проблема заключается в администрировании, в бюрократических процедурах, в трудоемком и длительном заполнении налоговых деклараций для общей системы налогообложения. Поэтому я хочу, чтобы предприниматели в Украине тратили минимум времени в год на заполнение документов для государства. Более того, у нас даже есть инфраструктура для этого. В частности, год назад был принят мой законопроект, который улучшил работу электронного кабинета налогоплательщика, и теперь им действительно удобно пользоваться.
-
Но есть те, кто не будет платить, даже если это легко сделать. И что потом? Может быть, вам тоже стоит подумать о контроле?
-
Я хочу рассказать одну историю. Когда начался коронавирус, был введен мораторий на проверки. И это логично: если ресторан не работает, нет смысла его проверять. А потом появились мнения, что без проверок все пойдет не так, и предприниматели нарушат все правила. Но практика моратория показала, что ничего плохого не произошло, и нарушений больше не было.
Должен быть контроль, но есть примеры эффективного контроля. Например, банковский контроль. Банкиры не ходят на предприятия или к себе домой. Существует интеллектуальная аналитическая система финансового мониторинга: ваши финансовые операции не совпадают с законными доходами - возникают проблемы. Но в то же время надзорный орган не приходит к вам "в гости" и сам не создает этих проблем.
Мы проводим налоговые и другие проверки бизнеса в течение 30 лет, мы ужесточили трудовое законодательство. Мы видим, что это не работает. Итак, нам нужно изменить подход. Я верю, что дисциплина может быть установлена цивилизованными, понятными и равными правилами.
-
Во многих странах, включая ЕС, неуплата налогов является уголовным преступлением, которое также карается как убийство. А вы говорите: ну, они не платят, ну, когда-нибудь они заплатят. Каковы бы ни были условия, есть те, кто не хочет платить и не будет этого делать, если не поймет, что за неуплатой следует наказание..
-
У нас это не работает. Что касается ЕС: их богатые государства сначала стали богатыми, а затем стали социалистическими. Никто не говорит, что налоги не нужно платить. Моя логика иная.
Во-первых, вам нужно платить налоги по нормальным ставкам, без искажений и дискриминации. Не может быть, чтобы один предприниматель платил налоги, а его конкурент рядом с ним-нет. Или один платит полностью, а другой пользуется какими-то неоправданными льготами.
Во-вторых, должно быть легко платить и администрировать налоги. И технологии это позволяют. Вопрос в желании соблюдать закон с обеих сторон и восстановить доверие предпринимателей к государству.
Моя идея, как и идея партии "Голос", проста: задача государства-создать нормальные условия для уплаты налогов.
-
Вы говорите: вам неудобно, давайте сначала сделаем хорошие условия, а потом вы уже будете платить налоги. Но тогда надо всем рассказать, почему крупные заводы платят зарплаты белыми? Из вашей логики следует, что налоги подобны вере в Бога, вы доверяете, вы платите, вы не доверяете - вы не платите. Тогда почему одни люди должны платить, а другие не могут платить? Может быть, тогда всем не стоит платить и ждать улучшений?
-
Вы правильно сказали, что существует ситуация неравенства. Я согласенe столкнулся с этим даже тогда, когда мы выпускали мелких предпринимателей из ЕСВ на время карантина. В то время у крупного бизнеса, который закрылся, также возник резонный вопрос: что им делать?
Мое послание простое - у всех должны быть равные условия. Было бы легче обеспечить это, если бы мы сейчас создавали государство с нуля. Но поскольку это не так, мы должны двигаться в направлении выравнивания правил игры, понимая при этом, что физически не сможем поймать всех, кто уклоняется от уплаты налогов.
- Почему?
- Да, для этого просто не хватит налоговиков. Чтобы оценить масштаб проблемы, вам следует просто открыть OlX и посмотреть, сколько контрафактного алкоголя там продается.. И так далее во всех категориях. Неразумно создавать полицейское государство, чтобы ловить нарушителей за руку, и его администрирование также обойдется дороже, чем полученный эффект. Здесь нужно не запрещать и пугать, а создавать стимулы.
В некоторых странах ЕС это очень просто решается. Вас редко проверяют, но если вас проверяют и вы не платите, у вас забирают лицензию, и вы больше не можете заниматься бизнесом.
Я сторонник других методов. Я считаю, что снижение налогов на заработную плату будет хорошо работать параллельно с внедрением накопительной пенсионной системы: потому что вы понимаете, что делаете взнос на свой собственный счет из "белых" заработков. Стимулы к кэшбэку могут быть хорошим инструментом, когда вам выгодно платить налоги. Логика такова, что дешевле и выгоднее работать официально и легально, чем вести "серый" бизнес. Мой любимый пример: когда в Украине появились айфоны, пользователи массово взламывали джейлбрейк-взламывали систему, чтобы не платить за доступ к дорогим приложениям, а устанавливать пиратское программное обеспечение и контент. И посмотрите сейчас: вероятно, никто больше этого не делает, потому что это стало проще, дешевле и без риска сбоя телефона. Это принцип, который должен быть реализован в отношениях между государством и предпринимателями в Украине.
-
Чтобы поговорить о налогах. Парламент рассмотрит законопроект № 5600, который предусматривает повышение налоговых ставок для крупного бизнеса. Вы не поддержите этот документ?
-
Вы помните, как назывался этот законопроект? Его первое название - "антиолигархический". Было достаточно изменений, которые соответствуют этому определению - увеличение экологических налогов, акцизный налог на руду, индексация акцизов для производителей табака. Я не думаю, что это интонация. Более того, я стал автором законопроекта, который ввел эти правильные вещи о повышении ставок для олигархов в отдельный альтернативный законопроект № 5600-1.
И я представил альтернативный законопроект по одной простой причине. В законопроекте Нет. В самом 5600 году было 10 страниц обещанных "антиолигархических" изменений, а на оставшихся 120+ страницах было еще 42 пункта структурных изменений, которые касались, среди прочего, администрации. Более того, эти изменения никоим образом не упростили, а наоборот ужесточили правила ведения бизнеса. И мы, как либеральная партия, выступаем за максимальное упрощение.
У меня была долгая дискуссия с авторами о норме, которая ограничивает возможность распоряжаться активами, если налоговая служба в ходе проверки решила, что вы не платили дополнительные налоги. Например, если предприниматель заплатил 1 млн грн налогов, а налоговая служба считает, что он должен заплатить 100 млн грн, то она может "заблокировать" активы предпринимателя в размере 99 млн грн разницы в качестве налогового залога без суда.
Это означает, что предприниматель не сможет распоряжаться ими до тех пор, пока не обжалует решение налоговой службы - он не сможет брать кредиты под эти активы или участвовать в тендерах, которые предусматривают использование этих активов. Таким образом, вы можете заблокировать любое предприятие на месяцы, если не годы. К счастью, ко второму чтению мы убедили эту норму убрать.
Другим примером является норма, запрещающая директору предприятия, имеющему налоговую задолженность, выезжать за границу. И тогда возникает резонный вопрос: что делать с руководителями государственных предприятий, большинство из которых имеют налоговую задолженность. То есть руководитель такого государственного предприятия автоматически становится "невыездным". С такими стандартами мы никогда не найдем эффективных менеджеров в государственной компании и не будем внедрять корпоративное управление.
И я могу перечислить еще много подобных примеров. В моей рабочей группе по этому закону мы исчерпали лимит увеличения числа участников - представители бизнес-ассоциаций должны были высказаться со своей позицией и отключиться, чтобы предоставить слово другим. И у каждого есть логический аргумент, почему закон плох. Даже следуя примеру пива: отрасль, похоже, согласна с изменениями ставок акцизов, но сроки введения изменений просто не успевают перестроить ее процессы.
Я сделал относительно немного правок - 199. Все они связаны с администрацией. Я надеюсь, что там многое изменится.
Я понимаю, что правительство ищет возможности увеличить налоговые поступления и ресурсы для финансирования бюджетных расходов любой ценой. Но моя цель по - прежнему состоит в том, чтобы использовать законодательство для создания комфортных условий для работы предпринимателей-это более длительный, но более эффективный способ прийти в государственный бюджет без дефицита, без кредитов и с перевыполнением плана, о котором мы говорили в начале интервью