Котировки

Обновление Кабмина, требования МВФ и борьба с теневой экономикой. Эксклюзивное интервью с Железняком

Стадник Олена
Экономика
08 Sep 04:00   

В Украине в новом политическом сезоне ожидается обновление Кабинета министров, налоговые нововведения, а также принятие целого пакета законопроектов для получения очередного транша МВФ.

О том, что происходит с украинской экономикой, как преодолеть тень и сможем ли мы справиться без новых кредитов, читайте в интервью главы фракции "Голос" в Раде Ярослава Железняка для ОБОЗРЕВАТЕЛЯ.

  • Чего вы ожидаете от осеннего политического сезона? Какие решения будут приняты? Есть много ожиданий, что в Кабинете министров произойдут кадровые перестановки.

  • Есть законопроекты, которые нам необходимы для продолжения сотрудничества с МВФ, и это наша задача. Например, принять во втором чтении в нормальном варианте законопроекты о реформе СБУ № 3196, о порядке назначения директора НАБУ (№5459-1), о продолжении реформы корпоративного управления (№ 5593-д). Кроме того, необходимо усилить ответственность за дискриминацию и принять банковские изменения (№№5850, 5851, 5852, 5853). Несколько законопроектов из последних, касающихся банков, находятся на повестке дня в течение первой пленарной недели. Также следует принять сбалансированный бюджет.

Видео дня

Что касается кадровых изменений в Кабинете министров, вы понимаете, что решения принимаются в Администрации Президента. Я уверен, что министр обороны Андрей Таран будет уволен. Что неудивительно, учитывая сорванный оборонный госзаказ.

Возможно, будет уволен и министр стратегических отраслей Олег Уруский. Я не до конца понимаю его роль, потому что сейчас его министерство выглядит как "министерство яблок", которое было создано для того, чтобы не было яблок. Я слышал, что есть замечания к министру социальной политики Марине Лазебной.

Как бы то ни было, любые кадровые изменения в Кабинете министров-это не история о стратегии. Я не ожидаю, что министр, пришедший на место уволенного министра, сможет показать чудо.

Железняк считает, что вскоре уволят министра обороны

Я оппозиционный депутат, но могу заявить, что министерства, у которых есть видение, уже показывают результаты. Например, мне нравится то, что делает Минчифра. Я вижу результат и помогаю. Из последнего мы вместе работали над законопроектом № 5270 об электронном резидентстве.

В тех министерствах, где нет видения, не будет никакого результата, независимо от того, сколько имен будет изменено. Но кадровые решения и стратегия-все разрабатывается в офисе на Банковой.

  • И тогда парламент выполняет декоративную функцию?

  • Говоря в целом, я бы не сказал, что это так. И если говорить исключительно о кадровых решениях, то да. Вы можете провести эксперимент. Спросите практически любого депутата от "Слуги народа", кто у нас министр по делам ветеранов, или какую должность занимает господин Резников, или как правильно называется министерство, которое сейчас возглавляет Любченко. И вы увидите, насколько хорошо депутаты понимают кадровую ситуацию в Кабинете Министров.

  • Вы начали с того, что сказали, что необходимо принять законопроекты для продолжения сотрудничества с МВФ. Доходы бюджета уже превышены на 27 миллиардов рублей. Мы получили "подарок от ковида" от МВФ в размере 2,7 миллиарда долларов. Может быть, мы сможем справиться в этом году без новых кредитов?

  • Надеяться прожить год без МВФ-плохая идея, это будет трудно. Чтобы понять это, необходимо всего лишь проанализировать цифры. Наш ВВП за этот год составляет 4,8 трлн грн. Это будет немного меньше из - за низких показателей вакцинации-мы потеряем около процента роста ВВП, как и прогнозировал Morgan Stanley. Дефицит бюджета в этом году прогнозируется на уровне 5,5% ВВП - около 243 млрд грн.

Это простая математика, как и бюджет любой семьи. Где мы можем взять эти 243 миллиарда гривен? Сейчас у нас 27,7 млрд грн перевыполнения доходной части бюджета - около 21 млрд грн перевыполнения от налоговой службы и только около 8 млрд грн от таможни. При такой тенденции мы примерно получим перевыполнение на 40 млрд грн.

Где еще я могу получить более 200 миллиардов гривен? 2,7 миллиарда долларов от МВФ будет недостаточно. Нужно будет искать еще 70-80 млрд грн.

А теперь простая логика, где взять эти 70-80 миллиардов. Возможно недофинансирование бюджетных программ - это плохой сигнал. Или вы можете занять средства.

  • Или сократить контрабанду.

  • Я прекрасно вижу и понимаю, что и они воровали, и они воруют на таможне - 300 миллиардов гривен дополнительных доходов прогнозировалось от громких санкций против контрабандистов, а на самом деле перевыполнение плана составляет несколько процентов, где-то около 10 миллиардов гривен.

Давайте будем реалистами - необходимы заемные средства. Вопрос в том, какие именно. Министерство финансов вывело долги на открытый рынок в гривне под 12%, а в долларах - под 3,67%. Если сравнить процентные ставки по кредитам, то МВФ и европейцы дают нам деньги практически даром. И они дают это надолго. Только в этом году мы потратили 303 миллиарда гривен на обслуживание и погашение долгов. Чем дешевле будут для нас кредиты, тем больше денег мы заработаем, и меньше денег будет потрачено на погашение долга . Более того, если мы останемся в программе МВФ, это сигнал для бизнеса: страна не предприняла популистских шагов, ей можно доверять. Мы сможем брать кредиты на открытых рынках по более низким процентным ставкам. Это хороший сигнал для всех, включая инвесторов.

И чтобы получить эти деньги от МВФ, нам нужно принять ряд решений. Более того, эти решения отвечают интересам страны. Это нормально, честно и прозрачно-выбирать руководителя САП. Как гражданин Украины, я также хочу, чтобы пришел лидер, который действительно будет бороться с коррупцией и преступностью. Конкурс на нового главу НАБУ также должен быть прозрачным. Чтобы не было так, как с Бюро экономической безопасности, где нынешний глава налоговой полиции был назначен в новый орган, который должен был полностью устранить традиции и практику налоговой полиции, и на этом все закончилось. Нам нужно принять банковские законы , что тоже плюс, потому что они стабилизируют банковскую систему. Кроме того, МВФ хочет, чтобы был принят нормальный сбалансированный бюджет - адекватное требование, чтобы страна не несла расходы, которые она не может себе позволить. И это все.

  • Мы ежегодно теряем сотни миллиардов гривен из-за теневой экономики. Только зарплаты, по подсчетам Минэкономики, выплачиваются в конвертах на 500 млрд грн. А также контрабанда, схемы с НДС. Но вместо того, чтобы навести порядок, каждый год дефицит погашается новыми долгами. А потом вам понадобятся долги, чтобы погасить старые кредиты. Может быть, нам стоит говорить не о новых кредитах, а о том, чтобы начать использовать собственный ресурс?

  • Круто ли быть богатым, здоровым и счастливым? Конечно! Хочу ли я, чтобы Украина не занимала деньги, жила с бездефицитным бюджетом, а также превышала его хотя бы так, как это сейчас происходит в налоговой службе-конечно, я только за это.

Мы должны стремиться к этому, но не забывать об объективной реальности. И это так, что мы теряем деньги.

Как мы теряем деньги? Например, на государственных предприятиях. В настоящее время в Украине насчитывается около 3400 государственных предприятий.. В то же время в стране насчитывается 1500 реально работающих государственных предприятий. Все остальное-имущественные комплексы. Их передают за условные 10 гривен своим дружкам. Вопрос об эффективности является риторическим. Но если эти объекты будут проданы бизнесу, как это делается в рамках малой приватизации, они начнут работать, приносить прибыль, рабочие места и налоги.

Железняк рассказал, как преодолеть теневую занятость

Мы идем дальше, из 1500 действующих государственных предприятий только 800 получают прибыль. Остальные предприятия убыточны. Убыток крупных государственных предприятий в 2020 году составил 73 млрд грн. Почему государство сохраняет убыточные государственные предприятия? Да, потому что коррупция на государственных предприятиях-самый популярный способ заработка политиков. В нашей стране некоторые партии стремятся попасть в парламент только для того, чтобы в будущем обменять свои голоса на возможность назначать своих людей руководителями государственных предприятий. Это бездонная дыра, в которой деньги исчезают годами. Но его можно закрыть. Во-первых, продать в частные руки все нестратегические предприятия, которые мы можем продать. В Польше всего 46 государственных предприятий, и они живут хорошо. Во-вторых, на предприятиях, которые в данный момент невозможно выгодно продать, и тех, которые целесообразно оставить у государства, необходимо внедрить нормальное корпоративное управление. Я являюсь одним из авторов законопроекта о корпоративном управлении. Я надеюсь, что он будет принят во втором чтении. Идея проста - улучшить корпоративное управление государственными предприятиями и максимально приблизить их к международным стандартам. С одной стороны, это четко определенные принципы работы членов наблюдательных советов - условия, задачи, ключевые показатели эффективности, принципы формирования заработной платы. С другой стороны, существуют ограничения, чтобы политики не могли вмешиваться в работу государственных предприятий, диктовать, у кого и по какой цене совершать покупки или кому выдавать кредиты под какой процент.

Еще одна область, в которой Украина теряет деньги, - это таможня. У меня вообще складывается впечатление, что они работают таким образом, что едва ли перевыполняют план. Потому что перевыполнение плана денежных поступлений составляет всего несколько процентов, что никак не коррелирует с объемом импорта потребительских товаров и общим объемом импорта. Это свидетельство того, что существует контрабанда. Мы можем пойти в какой-нибудь торговый центр, и мы легко найдем контрабанду.

Сейчас нередки случаи, когда в Польшу приезжает грузовик с айфонами, и тот же грузовик приезжает в Украину на бумагах уже с карандашами: либо они по дороге проходят через портал, который превращает телефоны в карандаши, либо кто-то на таможне получает взятки. Даже сканеры на таможне настроены так, что там не только грузовик, даже вездеходы "Шерп" не пройдут.

Существует также решение этой проблемы. Необходимо обеспечить нормальный учет и обмен информацией, наладить проверку деклараций. Еще один важный шаг-убрать Сбушников с таможни. Теперь в тех точках, где они находятся, контрабанды становится больше. Это как со штрафами за нарушение правил дорожного движения: раньше вы могли ездить по улицам, давать взятку и продолжать нарушать. Сейчас есть видеозапись нарушения, и взятку давать некому - штраф сразу приходит к вам в электронном виде. Это отличная система, которую необходимо повторить на таможне.

Украина также теряет деньги на зарплатах в конвертах. Есть три причины, по которым работодатели продолжают выплачивать зарплату в конвертах.

Первая - уклонение от уплаты налогов. У нас эффективная ставка заработной платы составляет 37%.

  • Один из самых низких в Европе, но они тоже его не платят.

Как сторонник либеральной экономики, я считаю, что прямые налоги уже неэффективны в современном мире. Если мы сейчас увеличим ЕСВ до 30%, то диспропорция между "белыми" предприятиями и "уклонистами" будет расти, предприятия уйдут в тень. Если мы дадим предпринимателям возможность честно зарабатывать, использовать их декларации для прохождения финансового мониторинга, чтобы получать кэшбэк, то в долгосрочной перспективе - через 5-7 лет - ситуация станет лучше и "белых" зарплат будет больше.

Это касается проблем налогообложения. Вторая проблема работодателя - это трудовое законодательство. Многие предприятия не регистрируют людей не из-за налогов, а потому, что боятся трудового законодательства. Трудовой кодекс сейчас является безнадежно устаревшим наследием советских времен.

Я был одним из авторов антикризисных законопроектов во время первой изоляции и прекрасно помню, что действующее трудовое законодательство не позволяло урегулировать даже вопрос удаленной работы. Для предпринимателя это выглядит так: либо вы нанимаете сотрудника официально и вынуждены соблюдать строгое и неадекватное трудовое законодательство, либо вы можете оформить человека с очень легким и удобным администрированием без лишней бюрократии.

Я много общаюсь с бизнес-ассоциациями, и одна из главных жалоб при взаимодействии с государством-бюрократия. Поэтому моя идея-максимальное дерегулирование и минимум бюрократии. Хороший пример ИТ-сектора, сотрудники которого в основном зарегистрированы как ФОПЫ, а экспорт ИТ-услуг в Украине в прошлом году впервые превысил 5 миллиардов долларов , превысив показатели транспортных услуг и минеральных продуктов.

  • Так, может быть, тогда мы все пойдем в "пижоны", зачем платить налоги, зачем собирать пенсии и зарплаты врачам, мы все будем платить 5% и все.

  • 5% от оборота.

  • Значит, у ИТ - специалиста есть вся его зарплата и есть текучесть кадров

  • Это не моя идея. Я говорю о том, чтобы установить простые правила игры. Часто выбор в пользу регистрации ФОП делается не из-за низкого налога. В некоторых случаях дешевле перейти на общую систему и платить подоходный налог, а не с оборота. Проблема заключается в администрировании, в бюрократических процедурах, в трудоемком и длительном заполнении налоговых деклараций для общей системы налогообложения. Поэтому я хочу, чтобы предприниматели в Украине тратили минимум времени в год на заполнение документов для государства. Более того, у нас даже есть инфраструктура для этого. В частности, год назад был принят мой законопроект, который улучшил работу электронного кабинета налогоплательщика, и теперь им действительно удобно пользоваться.

  • Но есть те, кто не будет платить, даже если это легко сделать. И что потом? Может быть, вам тоже стоит подумать о контроле?

  • Я хочу рассказать одну историю. Когда начался коронавирус, был введен мораторий на проверки. И это логично: если ресторан не работает, нет смысла его проверять. А потом появились мнения, что без проверок все пойдет не так, и предприниматели нарушат все правила. Но практика моратория показала, что ничего плохого не произошло, и нарушений больше не было.

Должен быть контроль, но есть примеры эффективного контроля. Например, банковский контроль. Банкиры не ходят на предприятия или к себе домой. Существует интеллектуальная аналитическая система финансового мониторинга: ваши финансовые операции не совпадают с законными доходами - возникают проблемы. Но в то же время надзорный орган не приходит к вам "в гости" и сам не создает этих проблем.

Мы проводим налоговые и другие проверки бизнеса в течение 30 лет, мы ужесточили трудовое законодательство. Мы видим, что это не работает. Итак, нам нужно изменить подход. Я верю, что дисциплина может быть установлена цивилизованными, понятными и равными правилами.

Партия Голос против повышения налогов на труд

  • Во многих странах, включая ЕС, неуплата налогов является уголовным преступлением, которое также карается как убийство. А вы говорите: ну, они не платят, ну, когда-нибудь они заплатят. Каковы бы ни были условия, есть те, кто не хочет платить и не будет этого делать, если не поймет, что за неуплатой следует наказание..

  • У нас это не работает. Что касается ЕС: их богатые государства сначала стали богатыми, а затем стали социалистическими. Никто не говорит, что налоги не нужно платить. Моя логика иная.

Во-первых, вам нужно платить налоги по нормальным ставкам, без искажений и дискриминации. Не может быть, чтобы один предприниматель платил налоги, а его конкурент рядом с ним-нет. Или один платит полностью, а другой пользуется какими-то неоправданными льготами.

Во-вторых, должно быть легко платить и администрировать налоги. И технологии это позволяют. Вопрос в желании соблюдать закон с обеих сторон и восстановить доверие предпринимателей к государству.

Моя идея, как и идея партии "Голос", проста: задача государства-создать нормальные условия для уплаты налогов.

  • Вы говорите: вам неудобно, давайте сначала сделаем хорошие условия, а потом вы уже будете платить налоги. Но тогда надо всем рассказать, почему крупные заводы платят зарплаты белыми? Из вашей логики следует, что налоги подобны вере в Бога, вы доверяете, вы платите, вы не доверяете - вы не платите. Тогда почему одни люди должны платить, а другие не могут платить? Может быть, тогда всем не стоит платить и ждать улучшений?

  • Вы правильно сказали, что существует ситуация неравенства. Я согласенe столкнулся с этим даже тогда, когда мы выпускали мелких предпринимателей из ЕСВ на время карантина. В то время у крупного бизнеса, который закрылся, также возник резонный вопрос: что им делать?

Мое послание простое - у всех должны быть равные условия. Было бы легче обеспечить это, если бы мы сейчас создавали государство с нуля. Но поскольку это не так, мы должны двигаться в направлении выравнивания правил игры, понимая при этом, что физически не сможем поймать всех, кто уклоняется от уплаты налогов.

  • Почему?
  • Да, для этого просто не хватит налоговиков. Чтобы оценить масштаб проблемы, вам следует просто открыть OlX и посмотреть, сколько контрафактного алкоголя там продается.. И так далее во всех категориях. Неразумно создавать полицейское государство, чтобы ловить нарушителей за руку, и его администрирование также обойдется дороже, чем полученный эффект. Здесь нужно не запрещать и пугать, а создавать стимулы.

В некоторых странах ЕС это очень просто решается. Вас редко проверяют, но если вас проверяют и вы не платите, у вас забирают лицензию, и вы больше не можете заниматься бизнесом.

Я сторонник других методов. Я считаю, что снижение налогов на заработную плату будет хорошо работать параллельно с внедрением накопительной пенсионной системы: потому что вы понимаете, что делаете взнос на свой собственный счет из "белых" заработков. Стимулы к кэшбэку могут быть хорошим инструментом, когда вам выгодно платить налоги. Логика такова, что дешевле и выгоднее работать официально и легально, чем вести "серый" бизнес. Мой любимый пример: когда в Украине появились айфоны, пользователи массово взламывали джейлбрейк-взламывали систему, чтобы не платить за доступ к дорогим приложениям, а устанавливать пиратское программное обеспечение и контент. И посмотрите сейчас: вероятно, никто больше этого не делает, потому что это стало проще, дешевле и без риска сбоя телефона. Это принцип, который должен быть реализован в отношениях между государством и предпринимателями в Украине.

  • Чтобы поговорить о налогах. Парламент рассмотрит законопроект № 5600, который предусматривает повышение налоговых ставок для крупного бизнеса. Вы не поддержите этот документ?

  • Вы помните, как назывался этот законопроект? Его первое название - "антиолигархический". Было достаточно изменений, которые соответствуют этому определению - увеличение экологических налогов, акцизный налог на руду, индексация акцизов для производителей табака. Я не думаю, что это интонация. Более того, я стал автором законопроекта, который ввел эти правильные вещи о повышении ставок для олигархов в отдельный альтернативный законопроект № 5600-1.

И я представил альтернативный законопроект по одной простой причине. В законопроекте Нет. В самом 5600 году было 10 страниц обещанных "антиолигархических" изменений, а на оставшихся 120+ страницах было еще 42 пункта структурных изменений, которые касались, среди прочего, администрации. Более того, эти изменения никоим образом не упростили, а наоборот ужесточили правила ведения бизнеса. И мы, как либеральная партия, выступаем за максимальное упрощение.

У меня была долгая дискуссия с авторами о норме, которая ограничивает возможность распоряжаться активами, если налоговая служба в ходе проверки решила, что вы не платили дополнительные налоги. Например, если предприниматель заплатил 1 млн грн налогов, а налоговая служба считает, что он должен заплатить 100 млн грн, то она может "заблокировать" активы предпринимателя в размере 99 млн грн разницы в качестве налогового залога без суда.

Это означает, что предприниматель не сможет распоряжаться ими до тех пор, пока не обжалует решение налоговой службы - он не сможет брать кредиты под эти активы или участвовать в тендерах, которые предусматривают использование этих активов. Таким образом, вы можете заблокировать любое предприятие на месяцы, если не годы. К счастью, ко второму чтению мы убедили эту норму убрать.

Другим примером является норма, запрещающая директору предприятия, имеющему налоговую задолженность, выезжать за границу. И тогда возникает резонный вопрос: что делать с руководителями государственных предприятий, большинство из которых имеют налоговую задолженность. То есть руководитель такого государственного предприятия автоматически становится "невыездным". С такими стандартами мы никогда не найдем эффективных менеджеров в государственной компании и не будем внедрять корпоративное управление.

И я могу перечислить еще много подобных примеров. В моей рабочей группе по этому закону мы исчерпали лимит увеличения числа участников - представители бизнес-ассоциаций должны были высказаться со своей позицией и отключиться, чтобы предоставить слово другим. И у каждого есть логический аргумент, почему закон плох. Даже следуя примеру пива: отрасль, похоже, согласна с изменениями ставок акцизов, но сроки введения изменений просто не успевают перестроить ее процессы.

Я сделал относительно немного правок - 199. Все они связаны с администрацией. Я надеюсь, что там многое изменится.

Я понимаю, что правительство ищет возможности увеличить налоговые поступления и ресурсы для финансирования бюджетных расходов любой ценой. Но моя цель по - прежнему состоит в том, чтобы использовать законодательство для создания комфортных условий для работы предпринимателей-это более длительный, но более эффективный способ прийти в государственный бюджет без дефицита, без кредитов и с перевыполнением плана, о котором мы говорили в начале интервью

международный валютный фонд

Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. 190 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

кабинет министров украины

Высший орган исполнительной власти на Украине. Главой кабинета министров является премьер-министр, который назначается Верховной радой Украины по представлению президента Украины

голос

Способность человека издавать звуки при разговоре. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос

раде

Коммуна в Германии, в земле Нижняя Саксония. Входит в состав района Ротенбург-на-Вюмме

железняк ярослав

служба безопасности украины

набу

офис президента украины

таран александр

уруский олег

лазебная марина

слуга народа

morgan stanley

министерство финансов российской федерации

сап

бюро экономической безопасности

польша

европа

европейский союз

olx

zoom