Котировки

Обнуление китайцев и план американцев. Почему власти захотели национализировать "Мотор Сич"

Бобрович Яна
Экономика
05 Mar 14:35   

Президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев выступает против национализации, хотя и утверждает, что " китайцы обманули"

История "Мотор Сич" получила неожиданное продолжение.

"Страна" уже подробно писала о конфликте вокруг предприятия, который вышел на новый виток после введения СНБО санкций против китайского инвестора," разгона "СБУ собрания акционеров" Мотор Сич " и иска Китая к Украине в международном арбитраже на $ 3,6 млрд.

Теперь появился новый поворот.

На днях глава фракции СН Давид Арахамия заявил, что законопроект о национализации "Мотор Сич" будет внесен в парламент на следующей неделе.

"Это вопрос обороноспособности. Для того, чтобы урегулировать правовой статус этой компании", - пояснил Арахамия.

Интересно, что 4 марта вопрос о "Мотор Сичи" был вынесен на рассмотрение СНБО. Там же находился и президент (и бывший владелец) компании Вячеслав Богуслаев.

Он раскрыл новые подробности неудачного сотрудничества с китайскими инвесторами, но в то же время выступил против национализации. С одной стороны, это понятно, ведь сам Богуслаев может потерять влияние на "Мотор Сич".

С другой стороны, национализация предприятия, если она будет, конечно, может дать дополнительный козырь китайцам в международном арбитраже против Украины.

И в целом это грозит ухудшением отношений Украины с Китаем (который, по итогам прошлого года, стал крупнейшим торговым партнером нашей страны).

"Об ухудшении инвестиционного климата в Украине уже нельзя даже говорить. Власти просто откроют ящик Пандоры", - говорит Ростислав Кравец, руководитель юридической фирмы "Кравец и партнеры".

Однако на самом деле вопрос об отнятии "Мотор Сичи" у китайцев возник не просто так. Как отметил наш источник, готовится некая многоступенчатая кампания, результатом которой может стать передача стратегического предприятия новому инвестору.

"Страна" понимала ситуацию.

Говорили еще о полутора миллиардах

Давайте вкратце вспомним, как развивались события вокруг "Мотор Сич" в последнее время.

В конце января СНБО ввел санкции против китайских покупателей "Мотор Сич".

В частности, указом президента были введены персональные санкции сроком на три года в отношении ключевого акционера Beijing Xinwei Technology Group и Beijing Skyrizon, гражданина Китая Ван Цзина.

Под санкции попали также компании Ван Цзина — Skyrizon Aircraft Holdings Limited, Hong Kong Skyrizon Holdings Limited, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd, Beijing Xinwei Technology Group Co., Ltd., которые якобы вместе (вместе с компаниями Ван Цзина) выкупили 75% акций Motor Sichi.

Но пока им не удалось завладеть из-за позиции АМКУ (мы уже писали, что китайцы пытались разрешить это противоречие, взяв долю владельца холдинга DCH бизнесмена Александра Ярославского).

Но еще раньше, 15 января, санкции против Skyrizon ввели США, которые активно выступали против китайской сделки по "Мотор Сич", в том числе добиваясь "реакции" от украинских властей.

То есть наши санкции уже можно считать реакцией властей на санкции США.

Санкции СНБО вступили в силу аккурат накануне собрания акционеров, на котором, как подозревают, хотели сменить наблюдательный совет и привлечь на предприятие людей харьковского бизнесмена Ярославского (он представляет интересы китайцев). Против этого решительно выступил президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Он сообщил, что готовится рейдерский захват предприятия.

Следует отметить, что отношения Богуслаева с китайцами в последнее время заметно ухудшились. Недавние партнеры подозревали Богуслаева в двойной игре.

Ван Цзин, комментируя обвинения в рейдерстве, не скупился на нелестные эпитеты в адрес Богуслаева. "Такие заявления (о незаконности собрания акционеров-ред.) - это не просто безудержная жадность и расплата злом за добро, а настоящее предательство и абсолютное отсутствие совести", - сказал он.

Однако тогда собрание акционеров не состоялось - вмешалась Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которая усмотрела нарушения при подготовке собрания, и СБУ.

В результате ситуация снова "зависла".

Китайская сторона, которая в сентябре 2020 года подала иск против государства Украина в международный арбитраж, по мере эскалации конфликта только увеличила сумму - изначально инвесторы хотели получить 3,5 миллиарда, а в феврале цифра увеличилась еще на 100 миллионов, до 3,6 миллиарда (официальное объяснение-связь с делом "других истцов, которые также понесли значительные убытки").

Но, как сообщил нам источник, знакомый с процессом," китайцы увеличили сумму, и теперь они хотят около 5 миллиардов долларов. Им уже не нужен Мотор Сич, они готовы взять его с деньгами, тем более что это во много раз больше, чем они вложили."

Однако на самом деле затишье было показным. Все это время вокруг "Мотор Сич" шли бурные разборки.

Китайская экспозиция

На днях глава президентской фракции в Раде Давид Арахамия заявил, что законопроект о национализации "Мотор Сич" будет внесен в парламент на следующей неделе. Якобы для уточнения правового статуса компании.

Его заместитель Александр Корниенко, комментируя этот вопрос на Радио Свобода, отметил, что в" Слуге народа " действительно обсуждают такой проект и разрабатывают его текст, но самого документа пока нет. Он также намекнул на условия, при которых может быть осуществлена национализация.

"Есть планы по таким законопроектам, но пока не ясно, как это будет и при каких условиях. Есть общепринятая практика в таких случаях возвращать деньги инвестору", - сказал Корниенко.

А 4 марта на заседании Совета национальной безопасности Богуслаев раскрыл дополнительные подробности сделки с китайцами. "Нет никакого соглашения об инвестициях со стороны китайских товарищей. Они нас обманули", - цитирует президента "Мотор Сич" Telegram-канал Nachtigall (его ведет журналист Игорь Соловей). Есть также видео с выступлением Богуслаева.

Из этого следует, что Богуслаев регулярно проводит телеконференции с китайскими партнерами и, якобы, призывает их не нарушать украинское законодательство.

"Нет ни китайских инвесторов, ни китайской инвестиционной программы. Есть обещания: в контракте на покупку акций написано, что в 2018 году им причитается $ 100 млн, а $ 150 млн-всего $ 250 млн. Ни копейки!", - сказал Богуслаев.

Но в то же время есть кредитное соглашение, по которому "Мотор Сич" должен вернуть Голу 100 миллионов долларов в 2026 году. Как отметил наш источник, кредит был выдан китайской стороной под 0,3% годовых.

Отметим, что китайская сторона купила "Мотор Сич" на кредит, полученный от Государственного банка Китайской Народной Республики. Также был взят огромный кредит ($2,5 млрд) на строительство заводов в Китае - их предполагалось запустить уже на базе технологий Motor Sichi. Но, поскольку полноценного вступления в собственность запорожского предприятия не произошло, понятно, что планы по заводам в Китае тоже" зависли", что и загнало китайского инвестора в убытки.

Дополнительные инвестиции в "Мотор Сич" в такой ситуации вряд ли были возможны.

Отдельно Богуслаев, выступая на СНБО, подчеркнул, что и он, и профсоюзы поддерживают решение президента и " нужно покончить с бардаком"

Но в то же время Богуслаев заявил, что категорически против национализации предприятия.

"Придется заплатить штраф. И упущенная выгода. Платить будет все государство, бюджет. Как вы думаете, что это за национализация? Нам нужно вести переговоры с китайцами", - сказал он.

Санкции работают

Стоит отметить, что сейчас ситуация у "Мотор Сич" не самая лучшая. Его китайский акционер находится под двойными санкциями, что чревато проблемами бизнеса.

В "Мотор Сич" стараются, как могут, успокоить своих деловых партнеров.

"Что касается событий, которые сегодня происходят вокруг "Мотор Сич", то мы констатируем следующее: предприятие работает стабильно, в соответствии с законодательством Украины, и предпосылок для срывов рабочего ритма производства нет. Все обязательства по гособоронзаказу и внешнеэкономическим контрактам, как текущие, так и перспективные, будут выполнены в полном объеме в срок, а полученная прибыль будет инвертирована в перспективные проекты по разработке и производству новых авиадвигателей, украинских вертолетов, лопастей несущих винтов и многое другое", - такое объявление появилось на официальном сайте компании 1 марта.

Но это вас не спасает. Почти сразу после введения санкций против китайцев турецкая оборонная компания Baykar объявила, что будет использовать двигатели местной компании Tusas Engine Industries для своих боевых беспилотников, заменив их двигателями Motor Sichi.

То есть закрываются зарубежные рынки сбыта. Что касается внутреннего, то здесь тоже есть вопросы. Например, глава МВД Арсен Аваков не в недавнем интервью заявил, что экс-владелец "Мотор Сичи" Богуслаев занимается имитацией, а не производством вертолетов, и пытается навязать покупателям технику, которая их не устраивает. Якобы из-за этого МВД в свое время решило закупить вертолеты у французского Airbus.

Прошлым летом во время визита в Запорожье Аваков объявил о крупном контракте с "Мотор Сич" на вертолеты. Но подробностей об объемах и суммах пока нет.

То есть получается, что "Мотор Сич", который в свое время остался без российского рынка сбыта (он был для него ключевым), теперь рискует потерять другие экспортные направления, а перспективы расширения своей доли на украинском рынке и, в частности, увеличения госзаказа в настоящее время весьма туманны.

Это один из аргументов сторонников национализации. Они говорят, что сейчас правовой статус компании неопределен и не позволит ей полноценно работать.

Национализация на 5 миллиардов

Но вопросов о национализации "Мотор Сич" по-прежнему больше, чем ответов.

"Украинское законодательство не предусматривает нормы, по которой частная собственность может быть изъята в пользу государства. Для банков есть исключение - государство может выкупить их у прежних владельцев. И здесь, как показывает история с Приватбанком"сделку" можно оспорить в суде. Что касается коммерческих предприятий, то если государство хочет стать их собственником, то оно должно платить, покупая акции в общем порядке и по рыночной цене", - пояснил нам Кравец.

В случае предприятия, имеющего статус стратегического, возможен и другой вариант - признание его приватизации незаконной и аннулирование ее результатов (по этой схеме была проведена национализация "Краворожстали").

Но "Мотор Сич" сегодня в списке стратегических предприятий не значится. "Кто-то заговорил об этом. Потом кто-то начал скупать акции из-за границы. Эти люди связаны. Потом мы купили несколько акций в Украине. Кто это допустил, и как это было - может быть, все чисто, а может быть, и нет", - пояснил Зеленский на пресс-марафоне в октябре 2019 года.

То есть сейчас нужно быстро признать "Мотор Сич" стратегическим объектом и отменить приватизацию, которая состоялась еще в 90-е годы прошлого века. Понятно, что могут возникнуть вопросы к Богуслаеву, что отчасти объясняет его нынешнюю позицию по национализации.

Еще один вариант, по мнению Кравца, - это новый закон, который прописал бы правила национализации не только для "Мотор Сич", но и для всех предприятий в целом. "Не исключено, что именно это мы и увидим в новом проекте от "Слуги народа". Но если они это сделают, власти откроют ящик Пандоры. Вопросы сразу же возникнут не только по" Мотор Сич", но и по другим объектам", - признает Кравец.

Также, по его словам, возможная национализация только усилит позиции китайцев в международном арбитраже, так как подтвердит" недружественные " действия Украины по отношению к бизнесу.

"Если китайцы выиграют дело, им придется выплатить миллиарды компенсаций - тут Украине не пропетлять. По данным международного арбитража, существует механизм взыскания средств, вплоть до ареста активов страны за рубежом", - сказал Кравец.

Сумма в несколько раз превышает реальную стоимость "Мотор Сичи". Еще накануне сделки с китайцами международные аудиторы оценивали ее примерно в миллиард долларов. По данным нашего источника, китайцы заплатили примерно такую же сумму:

"Богуслаев продал 74% акций китайцам и затем получил деньги на руки — 575 миллионов долларов. В общей сложности китайский покупатель потратил почти миллиард — 100 миллионов ушло на "компенсацию" Укроборопрому, еще 100 миллионов - на кредит" Мотор Сич "(для которого уже закуплена линия по производству лопастей), остальное-на сопутствующие расходы", - сказал наш источник, отметив, что не менее 100 миллионов долларов также было потрачено на взятки окружению тогдашнего президента Петра Порошенко.

Кто купит "Мотор Сич"

Вопрос в том, что будет с "Мотор Сич", если национализация все-таки будет проведена. Будет ли он выставлен на перепродажу и найдутся ли покупатели.

С одной стороны, компания интересна Соединенным Штатам.

Как сообщил нам источник, связанный с потенциальными американскими инвесторами, Вашингтон полностью поддерживает решение о национализации предприятия.

По словам источника, бизнесмен из США, основатель военной компании Blackwater Эрик Принс давно хотел создать на базе "Мотор Сич" целый кластер, в который также входит Харьковский авиационный завод, а в перспективе-завод имени Антонова.

Кстати, Харьковский авиационный завод, который тоже фигурирует в этом списке, недавно обсуждался на профильном комитете Рады. Компания находится на грани банкротства - у нее долги в 4 миллиарда рублей. Но Богуслаев предложил снять одну из мастерских. То есть вполне возможно, что это все звенья одной цепи, и план готовится не только для "Мотор Сич", но и для "ХАЗА".

Однако в экспертном сообществе существует значительный скептицизм по поводу инвестиций со стороны американцев. Экономист Алексей Кущ считает, что на самом деле американцам не нужны ни "Мотор Сич", ни украинские авиакомпании. И все их попытки отбить предприятие у китайцев объясняются только тем, что Поднебесная не имеет доступа к военным технологиям. И в дальнейшем, по его мнению, сценарий для "Мотор Сич" - "мягкая эвтаназия" - его будут "кормить", но не вкладывать деньги в развитие, пока компания не вымрет сама.

Бывший глава "Укрспецэкспорта"Сергей Бондарчук также уверен, что " Эрик Принс к нам не приедет". По его словам, пока не будет адекватной государственной политики, на предприятии ничего не изменится. "Килограмм пшеницы стоит 20 центов, а килограмм авиационного двигателя-4 тысячи долларов. Наши стратеги должны помнить эти цифры и действовать", - сказал он.

Также, по мнению Бондарчука, в этой ситуации вряд ли стоит обострять отношения с Китаем. "Есть только один выход - переговоры. Нам срочно нужно в них разобраться и решить их в рамках национальных интересов. В то же время стоит помнить, что Китай-наш стратегический партнер, и он еще не включил политическую реакцию на происходящее", - говорит Бондарчук.

Вариант Богуслаева-оставить 35% акций китайцам, а остальное должно быть выкуплено государством и передано под контроль "Укроборонпрома" или Минэкономики.

Не исключено, что речь идет онационализация была начата только для того, чтобы сесть за стол переговоров с китайской стороной. И сделать ее более сговорчивой. Но, учитывая, с одной стороны, отношение китайцев к судам, а с другой-отношение американцев к снятию их с предприятия вообще, успех переговоров крайне проблематичен.

Так или иначе, но придется либо вернуть контроль над предприятием китайцам (на определенных условиях), либо попытаться полностью отобрать его у них

мотор сич

Украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье

богуслаев вячеслав

Промышленный, общественный и политический деятель Украины, Герой Украины , народный депутат Украины . С 1994 — глава правления, генеральный директор, председатель совета директоров, почётный президент предприятия «Мотор Сич»

страна

Территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми

совет национальной безопасности и обороны украины

Согласно действующей Конституции Украины, координационный орган при президенте Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Был образован указом президента Украины в 1996 году

служба безопасности украины

Правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Подчинена Президенту Украины

украина

арахамия давид

поднебесная

путин владимир

два китая

ван цзин

тедис украина

ярославский александр

доллар сша

раде

корниенко александр

радио «свобода»

telegram

нахтигаль

китай

министерство внутренних дел российской федерации

аваков арсен

airbus

запорожье

у-2

слуга народа

вооружённые силы украины

порошенко пётр

вашингтон

academi

харьковский авиационный завод

радио

райские кущи

укрспецэкспорт

бондарчук сергей

укроборонпром