Решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины о необходимости возвращения в государственную собственность части магистрального нефтепродуктопровода Самарско-Западного направления (ЧПП) приведет к остановке поставок по нему, но не вызовет дефицита и значительного роста цен на дизельное топливо, считают в консалтинговой группе А-95.
"Мы не видим никаких предпосылок для возникновения ресурсной напряженности на рынке. В последние три года загрузка нефтепродуктопровода снижалась, основной причиной чего стало введение летом 2019 года специальной пошлины в размере 3,75% (сейчас 4%) на трубопроводные поставки российского дизельного топлива. В результате если в 2018 году импорт через" ПрикарпатЗападтранс " составил 1,98 млн тонн (30,5%), то в 2019 году - 1,23 млн тонн (17,76%), а в 2020-635 тыс. тонн (8,57%)", - говорится в сообщении.
По словам директора А-95 Сергея Куюна, украинский рынок максимально диверсифицирован, и заменить выпавшие в месяц 50 тысяч тонн трубопроводных поставок не составит труда. "Это произойдет как за счет переориентации трубопроводных объемов на отгрузку по железной дороге, так и за счет запасов отечественной нефтепереработки и импорта морским путем", - сказал он.
Куюн, в частности, предполагает, что не менее 20-30 тысяч тонн может дополнительно поступить в Украину с белорусского терминала в Гомеле, где российское дизельное топливо перегружается с СЗН на железнодорожный транспорт. Также с марта ожидается увеличение импорта российского дизельного топлива по железной дороге через восточную границу. Украинские порты по-прежнему имеют большой запас мощностей для приема грузов с моря: они используются менее чем на 30%. Мы также можем рассчитывать на небольшое увеличение поставок из Беларуси.
"Наибольшим потенциалом обладают украинские НПЗ, которые загружены сырьем менее чем на 30%. Основная причина-диспаритет акцизов на моторное топливо. Это стимулирует потребление дизельного топлива и сжиженного газа, которые Украина вынуждена импортировать на 70-80%. Решение этой проблемы могло бы дать стимул для увеличения нефтепереработки и, как следствие, снижения импортной зависимости по всем видам топлива", - сказал Куюн.
В группе "А-95" не исключают незначительного роста оптовых цен на дизельное топливо в центральных и западных регионах, где в основном распределялось трубопроводное дизельное топливо,в пределах 1-1,5%.
Как сообщает"ПрикарпатЗападтранс", эксплуатируется участок нефтепродуктопровода "Самара-Западное направление" протяженностью около 1,1 тысячи километров. Км предназначался для перекачки дизельного топлива из России и Белоруссии, как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности, в Венгрию. Проектная мощность магистрали составляет 3,5 млн тонн в год.
Украинская область СЗН принадлежит "Прикарпатзападтрансу" (Ровно). До 2016 года компания являлась структурным подразделением "Транснефтепродукта" российской "Транснефти". В феврале 2016 года "Транснефть" продала "ПрикарпатЗападтранс" компании Swiss International Trading Partners AG. В марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) разрешил производственному унитарному предприятию "Нефтебитум завод", принадлежащему крупному частному белорусскому нефтетрейдеру "Интерсервис", получить контроль над "Прикарпатзападтрансом".
В настоящее время"ПрикарпатЗападтранс" с уставным капиталом 105 млн 563,427 тыс. грн принадлежит "Нефтебитум заводу" (51%), Международным торговым партнерам (48%) и Анатолию Шеферу (1%).
Газопровод был построен еще в советское время и после провозглашения независимости Украины должен был стать собственностью государства на основе правопреемства, как магистральный газопровод. В то же время дочерняя компания российской компании "Транснефтепродукт" не передала указанный трубопровод в собственность Украины. В 2011 году Хозяйственный суд Ровенской области признал право собственности на часть земельного участка, проходящего по территории Украины, а Апелляционный и Вышестоящий Хозяйственные суды в 2014-2015 годах подтвердили это решение.
Однако в 2015 году хозяйственный суд Ровенской области отменил это решение в связи с якобы вновь открывшимися обстоятельствами. Позже, в 2017 году, тот же суд признал право собственности на часть нефтепродуктопровода за ООО "ПрикарпатЗапалтранс". Он был основан на заключении судебно-технической экспертизы экспертов Государственного предприятия "УкрГИАП" о том, что данный трубопровод не является магистральным. НАБУ считает такое заключение заведомо ложным, поэтому совместно с СБУ в феврале 2021 года предъявило эксперту подозрения.
Президент Украины Владимир Зеленский указом от 19 февраля 2021 года ввел в действие постановление СНБО "О принятии мер по защите имущественных интересов государства", которым, в частности, поручил Кабинету Министров определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопровода, проходящего по территории Украины.
По словам главы Совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова: "даны указания всем соответствующим органам: законным путем вернуть собственность украинского народа и понять, почему государство оказалось в частных руках."