Замораживание сертификации трубопровода вызывает вопросы о судьбе проекта, поставках в Европу, потерях "Газпрома" и его партнеров.
Прямым следствием признания Россией независимости так называемых "ДНР" и "ЛНР" стало замораживание Германией процесса сертификации российского газопровода "Северный поток-2".
Новая политическая оценка
Без сертификации, подчеркнул глава правительства Германии во время пресс-конференции в Берлине, газопровод не может быть введен в эксплуатацию. Однако его замораживание не означает окончательного отказа Германии от "Северного потока-2". Это также следует из формулировок, выбранных Олафом Шольцем. Но совершенно очевидно, что для возобновления этого процесса потребуются очень весомые аргументы, тем более что число решительных противников проекта, и без того значительное, теперь увеличится еще больше.
Таким образом, можно предположить, что полностью действующий газопровод теперь обречен, по крайней мере, на длительный период бездействия. Олаф Шольц в интервью телеканалу ARD заявил, что в нынешней ситуации он никому не советует делать ставку на возобновление сертификации: "Пока мы очень далеки от этого".
Технически замораживание сертификации, которым занималось Федеральное агентство по сетям (Bundesnetzagentur, BNetzA), произошло в рамках процедуры, предусмотренной административным законодательством Германии. Кратко это можно описать следующим образом: канцлер поручила Министерству экономики и защиты климата Германии отозвать у этого ведомства документ, в котором оценивался газопровод с точки зрения энергетической безопасности Германии. Основываясь на этом мнении министерства, BNetzA, как регулятор рынка, должен был прийти к выводу, что проект соответствует немецкому законодательству, в частности, антимонопольному.
Таким образом, агентство руководствовалось юридическими соображениями при рассмотрении заявления компании "Газпром" Nord Stream 2 AG о признании независимым оператором транспортной инфраструктуры. Теперь министерство даст политическую оценку проекту в ходе повторного рассмотрения этого вопроса.
И в связи с радикально изменившимися обстоятельствами это может оказаться негативным. В любом случае глава министерства и вице-канцлер Германии Роберт Хабек, один из лидеров партии зеленых, подчеркнул в интервью ARD: "Было бы разумнее вообще не строить "Северный поток-2".
Существующих газопроводов достаточно для снабжения Германии
Сам факт приостановки сертификации "Северного потока-2" не повлияет на текущие поставки российского газа в Германию и другие страны ЕС. Газопровод строился не для поставок дополнительных объемов топлива в Европу, его задача - стать, наряду с "Турецким потоком", альтернативным маршрутом доставки газа европейским потребителям в обход Украины.
Существующей газотранспортной инфраструктуры достаточно не только для того, чтобы "Газпром" выполнил все свои обязательства по долгосрочным контрактам с потребителями в ЕС, но и для значительного увеличения поставок на европейский спотовый рынок, чего, однако, российская государственная компания сейчас не делает.
Давайте возьмем конкретно Германию. Он потребляет около 100 миллиардов кубометров природного газа в год"Газпром" поставляет около 55 миллиардов кубометров. Теоретически для этого достаточно одного из первых "Северного потока", который работает уже более десяти лет: он имеет именно такую мощность, и в 2021 году по двум его нитям было прокачано даже 59 миллиардов кубометров.
Но есть также газопровод Ямал-Европа мощностью 33 миллиарда кубометров в год, проложенный в Германию через Беларусь и Польшу, а также газопровод Мегал мощностью 22 миллиарда кубометров, идущий из Чехии на юг Германии и далее во Францию. Таким образом, имеющихся транспортных мощностей с запасом хватило бы для полного удовлетворения текущих потребностей Германии в поставках природного газа из России.
Прогноз Дмитрия Медведева по ценам в 2000 евро за тысячу кубометров
В Чехию голубое топливо из Российской Федерации поступает через Украину, Словакию и Австрию, откуда отправляется в другие страны ЕС, в первую очередь в Италию. "Газпром", согласно действующему до конца 2024 года соглашению, обязан прокачивать через украинскую газотранспортную систему 40 миллиардов кубометров ежегодно, но ее пропускная способность в направлении Европы составляет более 140 миллиардов кубометров, поэтому у российской компании всегда есть возможность забронировать дополнительные объемы поставок.
На фоне этих многочисленных транспортных возможностей неясно, что именно имел в виду бывший президент России, а ныне заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев, когда прокомментировал приостановку сертификации "Северного потока-2" в Твиттере следующим образом: "Что ж, добро пожаловать в новый мир, в котором европейцы скоро будут платить 2000 евро за тысячу кубометров газа!".
Такой сценарий вероятен только в том случае, если Россия полностью прекратит или резко сократит поставки газа в Европу, но это уже другая тема. До пандемии "Газпром" в течение многих лет успешно работал на своем важнейшем экспортном рынке в условиях взаимовыгодных умеренных цен без "Северного потока-2".
Как "Газпром" расплачивается с пятью европейскими финансистами SP2?
Что касается возможных финансовых потерь участников замороженного проекта, то в любом случае часто встречающееся в социальных сетях утверждение о "потерях Германии" ошибочно. Правительство Германии не вкладывало деньги налогоплательщиков в строительство "Северного потока-2".
С немецкой стороны проект финансировался двумя частными энергетическими компаниями - Wintershall Dea и Uniper. Вместе с ними средства предоставили австрийская OMV, французская Engie и британско-голландская Shell. Все они выступали в качестве финансовых инвесторов, другими словами, кредиторов российского государственного концерна "Газпром", который является абсолютным владельцем газопровода и его оператором, швейцарской компанией Nord Stream 2.
На каких конкретных условиях пять европейских фирм обязались профинансировать половину стоимости прокладки газопровода по дну Балтийского моря, которая обычно оценивается в 9-9,5 миллиарда евро, неизвестно. Однако агентство Reuters цитирует главу OMV Альфреда Стерна, который недавно заявил, что в прошлом году началось обслуживание кредитов и компания получила первые деньги. Это говорит о том, что "Газпром" взял на себя обязательство вернуть заемные деньги независимо от ввода трубопровода в эксплуатацию.
В любом случае, пресс-секретарь OMV 22 февраля заявил, что компания на данный момент не видит смысла списывать вложенные деньги. Глава Uniper Клаус-Дитер Мобах, в свою очередь, 23 февраля заявил, что сейчас компания изучает вопрос о том, потребуются ли списания. Компания начала думать о них полтора года назад.
Примечательно, что обе компании говорят о списаниях и ни словом не упоминают о возможности или намерении потребовать компенсацию от правительства Германии (и не делали этого раньше). Похоже, что при описанной выше схеме замораживания сертификации будет особенно сложно оспорить произошедшее в суде, поскольку речь идет не о юридическом решении регулятора, а об изменении политической оценки министерства.