Котировки

Отопление и газ могут сильно подешеветь: депутаты предложили отдать газ украинской добычи населению

Бобрович Яна
Экономика
05 Feb 12:48   

Депутаты нашли способ снизить цены в счетах за газ и отопление вдвое от нынешнего уровня.

Согласно законопроекту № 4680, для этого необходимо весь объем природного газа, добываемого украинскими госкомпаниями, зарезервировать для нужд населения и продать, при условии ограничения рентабельности добывающих компаний до 30%.

Таким образом, говорят авторы документа, цена на газ должна составлять 3 грн за кубометр (сейчас, после постановления Кабмина, действующего до 1 апреля, - 6,99 грн), а стоимость центрального отопления, в свою очередь, пояснили собеседники UBR.ua из числа сторонников законопроекта, не будет превышать 1000 грн за 1 Гкал.

Критики решения считают, что чрезмерное регулирование деятельности государственных горнодобывающих предприятий приведет к необходимости субсидирования их из госбюджета для поддержания необходимого уровня добычи в истощенных украинских недрах.

Однако инициаторы законопроекта уверены, что он не окажет негативного влияния на доходы госкомпаний.

Позиции обеих сторон приводят к UBR.ua . Именно предложение

Членов, ранее предлагавших стабилизировать розничные цены на природный газ всем ресурсом входящей в состав Нафтогаза дочерней компании (УГД) направить на энергетическую биржу, 29 января 2021 года решили поддержать население без помощи посредников.

Согласно законопроекту, нет. 4680 поданных в этот день документов, весь объем газа, накопленный государственными предприятиями в газохранилищах в течение нетеплового сезона, должен быть зарезервирован для нужд населения.

Кроме того, весь товарный газ будет ежемесячно продаваться государственными предприятиями компании, имеющей специальные обязательства (ПСО) по поставке ресурса защищенным потребителям-населению и производителям тепла (теплокоммунэнерго, ТКЭ).

С июля прошлого года Украина отменила ПСО на газ, но до 1 мая 2021 года режим все еще продолжает действовать для ТКЭ - специальные обязательства возложены на НАК "Нафтогаз".

Цена топлива компании, продаваемого тепловым электростанциям, отдельно утверждается НКРЭКУ по формуле, привязанной к котировкам газа на Амстердамском хабе TTF. По словам самих производителей тепловой энергии, цена газа составляет 80% от стоимости их услуг.

Согласно решению, предложенному законопроектом № 4680, регулятор (Национальная комиссия по регулированию жилищно-коммунального хозяйства и энергетики) также определит стоимость газа, который "Нафтогаз" будет продавать защищенным потребителям, но с учетом ограничений на рентабельность добывающих компаний. Его уровень будет ежегодно отдельно утверждаться Кабинетом Министров, но он не может быть выше 30%.

По мнению депутатов, изложенному в пояснительной записке к проекту, сейчас УГД имеет "явную избыточную рентабельность", которая формируется из - за завышенных цен на отечественный газ: в 2016 году рентабельность УГД составляла 99%, в 2018 - м-177,3%, а в 2017-м-и вовсе достигла почти 332%.

При этом одного ресурса УГД, по расчетам народных депутатов, вполне достаточно для удовлетворения потребностей защищенных потребителей. В 2018 году УГД добыла 15,5 млрд кубометров, при этом на нужды населения в том же году было выделено 10,6 млрд кубометров голубого топлива, а на ТВК-4,6 млрд кубометров.

Кроме "Укргаздобычи" из газодобывающих компаний государству принадлежит только "Укрнафта" -ее показатели добычи на 2018 год составили 1,1 млрд кубометров

Как повлияет резервирование газа на законопроекты

Несмотря на прогнозы авторов законопроекта о двукратном снижении стоимости потребляемого газа и тепла, конкретная цифра в законопроектах будет зависеть от нескольких факторов.

Как пояснил энергетик Валентин Землянский, способ газоснабжения населения и топливно-энергетического комплекса также повлияет на уровень себестоимости добычи, транспортировки и распределения газа по тарифам, к которым добавится 30% рентабельности.

При этом текущая стоимость добычи газа включает в себя инвестиционную составляющую для разведки газовых месторождений. Но депутаты предложили вывести его из ценовых рамок и предоставить средства для инвестирования компаниям через кредиты госбанков. Проценты по ним будут погашаться из государственного бюджета.

Между тем сам законопроект также не уточняет способ продажи газа населению, а лишь предлагает Кабинету Министров через месяц после вступления в силу законопроекта привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с его нормами.

"Вам нужно понять, каким будет механизм доставки. Либо он будет закреплен за единым монопольным поставщиком, либо мы вернемся к истории с ПСО, когда облгазы отпускают ресурс непосредственно населению. С ТКЭ тоже непонятно, так как режим ПСО для них будет отменен с 1 мая. Сама по себе идея хороша, но нужно установить четкие правила для рынка, а не менять их каждый месяц", - говорит Землянский.

Первый замглавы комитета ВР по энергетике и ЖКХ Алексей Кучеренко, который входит в ту же партию, что и инициатор законопроекта Юлия Тимошенко, считает, что если закон будет принят - на чем они будут настаивать до референдума, - то"понятно, что некоторые нормативные правовые акты придется переделывать", но в целом законодательная база для этого уже подготовлена.

"Сама процедура ПСО предусмотрена законом Украины, и меморандум с МВФ не может ее прерывать", - сказал Кучеренко.

Тем не менее, даже без механизма газоснабжения его приблизительная стоимость для населения и тепловой энергии все равно может быть рассчитана на основе текущих данных о себестоимости добычи газа. UBR.ua этому способствовал начальник Управления жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Он отметил, что по данным УГД, ориентировочная стоимость добычи украинского газа составляет 1400 гривен за 1 тысячу кубометров. НАК продает ресурс "Нафтогазу" по цене 2800 грн за тот же объем, закладывая при этом в себестоимость продажи расходы на инвестиции в геологоразведку.

Попенко отметил, что после этого "Нафтогаз"продает ресурс с наценкой 130% населению, а для предприятий ТКЭ-" на все 300%".

"Согласно законопроекту № 4680 предусмотрена 30-процентная рентабельность, которая фактически устанавливает цену для потребителей в размере 3660 грн/1 тыс. куб. м с НДС. Для отопления это означает, что цена Гка будет не более 800-1000 грн", - подсчитал Попенко.

Напомним, что согласно действующей модели ценообразования, тарифы на тепловую энергию в 2021 году в коммунальном предприятии "Киевтеплоэнерго" были утверждены на уровне 1616 грн за 1 Гкал с учетом НДС.

Дополнительный налог или экономика Венесуэлы

Снижение стоимости газа за счет ограничения рентабельности государственных предприятий может косвенно повлиять на доходы государственного бюджета. С одной стороны"Нафтогаз" большую часть своей прибыли перечисляет в казну в виде дивидендов.

С другой стороны, погашение инвестиционных затрат на разработку новых и поддержание текущего уровня добычи на старых истощенных месторождениях может потребовать значительных государственных ресурсов, считает директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group Роман Ницович.

Впоследствии ограничение прибыли поставит под сомнение саму выгоду потребления исключительно украинского газа, считает эксперт.

"Эпоха дешевой украинской газодобычи проходит. Не стоит ожидать, что даже с предложенным вариантом регламента это будет сверхдешево. Стоимость добычи газа возрастает как из-за истощения месторождений, так и из-за необходимости поиска газа на больших глубинах и в сложных геологических условиях", - говорит Ницович.

Он также отметил, что энергию можно сделать дешевой искусственно.

Однако такая контррыночная экономическая модель характерна для таких экономических государств, как Туркменистан,"где было бесплатное топливо, но не было доступа к образованию", или Венесуэла,"где дешевые источники энергии, но государство не может удовлетворить основные потребности граждан". Риск дефицита бюджета признает и Алексей Кучеренко - однако он указывает, что этот аргумент не может оправдать нынешние цены на газ, которые, по мнению депутата, фактически являются "дополнительным налогом для населения".

"Дело в том, что могут возникнуть какие-то вопросы по доходам бюджета - ну, извините, давайте сформулируем: одно дело обложить население дополнительным налогом по цене газа, и совсем другое-увеличить добычу и решить производственную проблему. Пока это налоговая, а не производственная задача", - сказал Кучеренко, напомнив о снижении показателей добычи газа УГД в последние годы. В то же время Кучеренко отметил, что расходы бюджета при более низких ценах на газ могут автоматически снизиться, так как значительная часть субсидиантов потеряет право на этот вид помощи.

По мнению Романа Ницовича из DiXi Group, адресная поддержка населения в рамках субсидий и регулируемое ценовое ограничение газодобывающих предприятий не могут существовать одновременно из-за чрезмерного давления на казну.

В то же время, что касается стоимости центрального отопления, то правительство может принять определенные меры по снижению цены без необходимости введения нового закона - достаточно просто пересмотреть действующую формулу ценообразования на газ, говорит Ницович.

"Хотя позже ТПП должна перейти на рыночную модель и выбрать, у кого покупать газ. Это может быть даже выгоднее, чем текущая регулируемая цена. Но для поставщиков газа есть большой риск связываться с ТКЭ, которые, как правило, погашают свои долги в течение нескольких месяцев после окончания отопительного сезона", - говорит эксперт DiXi Group.

Алексей Кучеренко, в свою очередь, уверен, что нельзя применять "рыночные или формульные цены" к топливно-энергетическому комплексу, что подтверждается их долгами перед "Нафтогазом", которые превысили 52 млрд грн.

Эксперты сошлись лишь во мнении, что для достижения эффективности любых реформ необходимо сначала модернизировать украинский жилищно-коммунальный комплекс на уровне каждого многоквартирного дома.

По словам Кучеренко, перевод ТКЭ на рыночные условия возможен только после наведения порядка "в многоквартирном доме, начиная с регулирования потребления, ответственности за неплатежи, бухгалтерского учета."

В то же время, считает Роман Ницович, наиболее эффективным способом снижения цен на платежные карты является государственная поддержка мер по повышению энергоэффективности.

"Это реальная экономия в 20-30% в зависимости от мероприятий, доступных в конкретном доме. В то же время это не потребует ручного регулирования цен или тарифов", - заключил Ницович.

Вспомним, что МАРУВ удивляла своей природной красотой, забыв о латексе.

Ранее Вести-ua.net писали, что опубликованы новые тарифы на отопление и горячую воду в Украине: список.

Также Вести-ua.net сообщалось, Может ли витамин В6 облегчить симптомы COVID-19? Ответ специалиста

украинский язык

Один из славянских языков, национальный язык украинцев. Близок белорусскому и русскому, с которыми объединяется в восточнославянскую группу языков

нафтогаз украины

Государственная компания Украины по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа. Полное наименование — национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины»

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

укрнафта

Крупнейшая нефте- и газодобывающая компания Украины. Газоперерабатывающие заводы Укрнафты являются крупнейшими украинскими производителями сжиженного газа

лука

Епископ Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополит Запорожский и Мелитопольский .

кучеренко алексей

тимошенко юлия

венесуэла

bmw

укргаздобыча

киевская городская государственная администрация

maruv