Котировки

Перед посевной Украина может остаться без дизтоплива, а его цена – взлететь

Сацюк Андрій
Экономика
15 Mar 20:53   

Украинский топливный рынок скоро столкнется с потрясениями. Причина-начало проверок правоохранительными органами продавцов нефтепродуктов в связи с тем, что цены на топливо подскочили. В ответ иностранная компания, владеющая одной из протестированных сетей, заявила, что прекратит поставки топлива в Украину с 1 апреля. Объем поставок составляет около четверти рынка дизельного топлива и сжиженного природного газа. Как может развиваться ситуация, выяснил сайт "Сегодня".

Что случилось

Как сообщил эксперт топливного рынка, заместитель директора НТК "Психея" Геннадий Рябцев, 11 марта СБУ заблокировала работу более ста АЗС, принадлежащих известной сети Glusco. Компания обвиняется в сбыте контрафактных нефтепродуктов, незаконном изготовлении подакцизных товаров и уклонении от уплаты налогов.

Обвинения, выдвинутые правоохранительными органами против сети АЗС, компания назвала абсурдными и необоснованными.

По словам Геннадия Рябцева, планировалось, что под удар в первую очередь попадут нелегалы. Но вышло иначе: силовики заблокировали работу сотен АЗС легальной розничной сети.

Директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн пояснил нам, что "Глуско-Украина" управляет одной из крупнейших сетей АЗС, принадлежащих швейцарской структуре Proton Energy Group S. A. Последняя является крупным поставщиком нефтепродуктов на украинский рынок. Скорее всего, решение "Протон Энерджи" стало ответом на действия правоохранительных органов.

Эксперт добавил, что в 2020 году "Протон Энерджи" поставила на украинский рынок 1,74 млн тонн дизельного топлива (23,4% рынка) и 443 тыс. тонн дизельного топлива. Тонн (22,3%) сжиженного газа.

"Около 85% поставок Proton Energy Group S. A. осуществляется по годовым срочным контрактам. Клиентами являются крупнейшие игроки украинского рынка: Wexler Group, OKKO, WOG, KLO, Glusco, Alliance Energy Trade, Автотранс, Надежда, Авантаж и другие", - сказал Сергей Куюн.

Стоит ли ждать дефицита топлива

Мнения экспертов разошлись. Геннадий Рябцев говорит, что, несмотря на уже накопленный потенциал роста цен на бензин и дизельное топливо и заявление швейцарского трейдера, вряд ли что-то изменится на топливном рынке в ближайшие дни. "Дефицита топлива в ближайшее время не будет, цены также не должны сразу спекулятивно подскочить после этого заявления" Протон Энерджи", - говорит Геннадий Рябцев. - Еще есть время и шансы решить вопрос о возобновлении поставок путем переговоров или найти новых поставщиков. Но, конечно, это увеличило риски значительного повышения цен."

Сергей Куюн менее оптимистичен. По его мнению, в преддверии апреля, с его пиковым весенним потреблением, новости о прекращении поставок не очень хорошие. Можно быстро заменить такой объем, но это очень сложно - активизация потребления происходит не только в Украине. "Для дизельного топлива основной объем производства-это поставки морем, их нужно удвоить до 200 тысяч тонн. В прошлом году в среднем было 65 тысяч тонн, рекорд был зафиксирован осенью 2019 года - 153 тысячи тонн", - говорит Сергей Куюн.- Проблема не в портах, их пропускная способность для приема с моря избыточна, а в железной дороге. Есть надежда, что к маю трейдеры найдут дополнительные объемы поставок, в частности из Польши, Литвы и Белоруссии. Ну а мы ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности "Укртатнафты". Также не удастся быстро заменить объем сжиженного газа".

Что будет с ценами?

Для газа первое повышение может составить до гривны за литр. И это только из-за более дорогой логистики альтернативных поставок. Независимо от этой ситуации ожидается рост закупочных цен из-за продолжающегося дефицита на внешнем рынке. Так что гривной за литр дело явно не ограничится. Но эта категория потребителей не останется без топлива - бензин есть всегда.

"Прогнозировать ситуацию по дизельному топливу сложнее, - уверен Сергей Куюн. - Логистическая составляющая здесь не будет играть большой роли, все будет зависеть от достаточности поставок. Если в балансе есть дефицит хотя бы на 1%, это может привести к неконтролируемому росту цен. Начинается цепная реакция: на какой-то заправке теряется топливо, потребители в панике бросаются на другие станции, заполняя полные баки, и так далее. В конечном счете, автозаправочные станции, скорее всего, ограничат свободные продажи, поскольку повышение цен для охлаждения спроса может быть чревато. И конечно, промышленные потребители получат полную цену-оптовые цены будут на полную мощность.

По словам экспертов, консультации по поставкам в Украину уже начались, и решение должно быть принято через неделю.

О том, почему сейчас растут цены на топливо, читайте в сюжете

Читайте Segodnya.ua в Google News

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

шульгин александр

Американский химик, фармаколог, публицист и разработчик многих психоактивных веществ.

служба безопасности украины

Правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Подчинена Президенту Украины

ту-95

Советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями

солнце

Одна из звёзд нашей Галактики и единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль

протон

галнафтогаз

пик

польша

литва

кременчугский нефтеперерабатывающий завод

google новости