Котировки

«Последствия придется лечить годами»: блиц с основателем TripMyDream Андреем Буренком спустя год карантина

Сацюк Андрій
Экономика
26 Mar 12:45   

В марте 2021 года пройдет год с момента введения первой блокировки в Украине. В течение этого года карантинные ограничения несколько раз усиливались и ослаблялись, но в целом они действовали постоянно. Редакция AIN.UA решила выяснить у предпринимателей, как они пережили этот период, какие меры приняли, чтобы удержать бизнес "на плаву" и как планируют действовать дальше.

В этой статье Андрей Буренок, создатель туристического сервиса TripMyDream, рассказывает о влиянии блокировки на бизнес.

Как индустрия авиаперевозок пережила карантинные ограничения?

Она еще не оправилась. И это тот случай, когда последствия придется" лечить " годами. В 2020 году украинские аэропорты полноценно работали только в январе-феврале. Тогда из-за карантинных ограничений и приостановки регулярных рейсов пассажиропоток рухнул.

  • В Борисполе-до 5 157 848 пассажиров, что на 66% больше, чем в 2019 году
  • В аэропорту "Киев" (Жуляны) - до 704 500, что на 71% меньше, чем в 2019 году
  • В аэропорту "Львов" — до 878 500, что на 60,4% меньше, чем в 2019 году
  • В аэропорту "Харьков" — до 659 263, что на 50,8% меньше, чем в 2019 году
  • В аэропорту "Одесса" — до 698 706, что на 58,7% меньше, чем в 2019 году.меньше, чем в 2019 году
  • В аэропорту "Черновцы" — до 4181, что на целых 94,5% меньше, чем в докарантинные времена.

Международные авиаперевозки по всему миру сократились на 74%: с 1,5 трлн пассажиров в 2019 году до 381 млн в 2020 году. Это привело к потере 1,3 трлн долларов, что в 11 раз больше потерь из - за глобального кризиса 2009 года.

Основными направлениями среди украинцев в 2020 году стали Турция и Египет, экзотика тоже снималась, люди летали на Мальдивы, Доминикану и Занзибар.

Больше всего рейсов в 2020 году выполнили Turkish Airlines (14 623). На втором месте — МАУ (14 406 рейсов), а на третьем — "Белавиа" (10 644 рейса). Топ-10 авиакомпаний по количеству рейсов в 2020 году выглядит так:

  • Turkish Airlines-14 623;
  • МАУ-14 406;
  • Belavia-10 644;
  • Wizz Air — 9 151;
  • Windrose — 8 511;
  • SkyUp — 8 434;
  • LOT — 6 260;
  • Ryanair — 5 965;
  • AzurAir — 4 633;
  • Pegasus-3 446.

Многие авиакомпании сейчас находятся в состоянии выживания. Те, у кого есть какие-то резервы, держатся на плаву. Значительно сократив команду, отказавшись от аренды офиса, работая удаленно, отказавшись от IATA, перейдя к консолидаторам, которые сейчас на коне, авиаперевозчики выживают, надеясь продержаться до лучших времен.

Я не знаю, как они потом будут развивать свой бизнес, им понадобятся деньги на маркетинг, на новую команду, но они тянут и, возможно, продержатся. Многие авиакомпании имеют огромные долги. Некоторые авиакомпании должны мне десятки тысяч евро.

Насколько сильно просел бизнес за это время?

TripMyDream — сервис поиска авиабилетов и путешествий. Мы зарабатываем комиссионные от продажи авиабилетов, бронирования гостиниц, экскурсий, страхования и железнодорожных билетов. До кризиса у нас было около 3 миллионов посещений сайта в месяц, а в январе 2020 года-рекордные показатели продаж.

Но в целом за год коронавируса количество сделок сократилось на 70%, а общая выручка от продаж-на 77% по сравнению с 2019 годом. Многие коллеги по отрасли пали точно так же. Но надо учитывать, что январь и февраль 2020 года были хорошими месяцами, даже половина марта была более-менее нормальной.

Границы частично открылись, но люди все еще боятся покупать билеты. Они не уверены, что летать безопасно, условия въезда в ту или иную страну меняются чуть ли не каждую неделю, никто никогда не знает, состоится ли полет вообще. Путешествие за границу сейчас для многих очень напряженно.

Но люди стали больше путешествовать по Украине, стали чаще выезжать на природу, на автомобильные экскурсии по колоритным городам и селам. Все скучают по путешествиям и всячески пытаются воссоздать те эмоции, которые получили на отдыхе в другой стране.

Мы также очень надеемся на возрождение путешествий. Если взять только tripmydream.com, то в 2020 году количество уникальных пользователей упало на 36%.

  • Органический трафик упал на 40% - с 10 млн до 6 млн;
  • Прямой трафик упал на 45% — с 1 млн 600 до 1 млн;
  • Брендовый трафик упал на 50% — с 600 000 до 300 000;
  • Трафик из социальных сетей наоборот вырос — с 560 000 до 720 000.

Как долго бизнес будет восстанавливаться после этой осени?

Я потерял много сотен тысяч долларов, но все равно сохранил команду, ее зарплату и офис в Unit.City . Мы продержались в этом году, но говорить о покрытии убытков пока очень рано.

Когда же путешествие восстановится? 50% авторитетных экспертов ЮНВТО считают, что в 2022 году, остальные 50% - предполагают, что мы сможем нормально летать снова в конце 2021 года.

При этом 41% экспертов считают, что туризм не вернется на уровень 2019 года до 2024 года, 43% ожидают, что это произойдет в 2023 году, а 15% - делают ставку на 2022 год.

В наше время трудно не только бизнесу, но и каждому отдельному человеку. Молодые путешественники гораздо быстрее оправляются от шока, вызванного закрытием границ, и начинают возвращаться к путешествиям.

А пожилое население очень медленно восстанавливается и все еще боится куда-то лететь и даже путешествовать по своей стране. Этой категории людей нужна стабильность, но где ее взять сейчас?

Помогало ли государство чем-нибудь?

Помощи от государства не было, но, честно говоря, я ее и не ожидал. Раньше я всегда полагался только на себя и свою команду.

Что вы сделали, чтобы выжить в это время?

К весне 2020 года мы собирались масштабировать TripMyDream, планировали запустить мобильное приложение, сервис прогнозирования цен на авиабилеты, новый продукт tripmix, планировали представить аудитории обновленный бренд, но тут наступил март 2020 года.

Туристическая индустрия была парализована, и первое, что мы сделали, - это помогли людям, а не самим себе. После прекращения авиасообщения десятки тысяч украинцев застряли в разных уголках мира и писали мне лично: "Андрей, почему мой рейс отменили?"Я застряла с 2-летним ребенком. Что же мне делать? "Верните мне деньги за отмененный рейс прямо сейчас" и так далее.

Несмотря на то, что мы не продаем авиабилеты, а просто находим их, я стал думать о том, как помочь путешественникам и создал Телеграмм-чат "Хочу домой". Через три дня там было почти 4000 человек.

Эти люди передавали друг другу полезную информацию, помогали вернуться из той или иной страны. На основе "Я хочу домой" было создано еще несколько десятков чатов: "Я хочу домой. Польша" Я хочу домой. Индонезия" Я хочу домой. Таиланд" и так далее.

И десятки тысяч украинцев благодаря этой услуге смогли скоординироваться, добиться своих прав, заказать чартеры, автобусы вместе, объединиться и, наконец, добраться домой. Мало кто знает, что мы сделали этот чат. Но знающие люди писали, что канал "Я хочу домой" оказался полезнее большинства посольств.

Что мы сделали, чтобы свести к минимуму последствия для TripMyDream? Для начала мы сократили маркетинговые расходы на 90%, даже больше. Я определенно не хотел сливать свой бюджет.

Мы также начали писать еще больше в СМИ TripMyDream, в 2020 году мы написали 880 статей. Людям нужна была достоверная информация, мы первыми публиковали актуальные новости, поддерживали нашу аудиторию, развлекали ее, придумывали акции и вызовы.

Поскольку летать за границу было невозможно, мы быстро переориентировали наши СМИ на формат "Путешествия по Украине": летом наши читатели полюбили Украину по-новому, именно мы рассказывали всем о самых интересных местах, маршрутах и идеях для небанального отдыха.

В мае 2020 года мы с командой TripMyDream digital успешно вошли на территорию онлайн-тренинга и упаковали наш многолетний опыт в курс "Интегрированный интернет-маркетинг". На сегодняшний день мы уже обучили более 1000 студентов. Мы также создали небольшое цифровое агентство и теперь работаем с десятью клиентами. И, конечно, мы продолжали помогать путешественникам. Мы сделали сервис "Ограничения", где можно просмотреть текущие условия въезда в любую страну и ознакомиться с условиями возвращения на родину. Мы запустили платформу ask.tripmydream, где путешественники решают вопросы путешествий друг друга, а также добавили на сайт раздел с железнодорожными билетами и страховкой.

Каждую неделю в 2020 году мы выпускали полезные видео на YouTube, показывали, как мир справляется с карантином, делились советами по путешествиям и вдохновляли на будущие путешествия.

Ваши прогнозы на этот год?

Я потерял много денег, я принял это, и я двигаюсь дальше. Мы ни у кого ничего не занимали, не брали кредитов, держимся исключительно на своих. Нам важно удержаться на этом рынке, выжить, дожить до того момента, когда мы сможем работать даже в меньшем минусе и нуле.

А насчет путешествий-они, конечно, будут другими. Но они обязательно будут там