Котировки

Приказ о списании вагонов по возрасту манипулятивный и содержит основы для коррупции – ВАС

Сацюк Андрій
Экономика
24 Nov 15:00   

Инициатива по ограничению эксплуатации вагонов по возрасту, а не по техническому состоянию содержит признаки коррупционных рисков, а также основания полагать, что вся программа направлена исключительно на обогащение узкого круга людей - владельцев вагоностроительных заводов. Об этом написал заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов в своей колонке для "Экономической правды".

Укрзализныця и Министерство инфраструктуры предлагают решение, которое угрожает коллапсом самой железной дороги, загрузкой средств из других отраслей и может привести к коллапсу экономики. И все для того, чтобы небольшой круг людей — нынешние и будущие владельцы вагоностроительных заводов и их поставщики - обогатились на этом. Потому что, как следует из пояснительной записки к соответствующему проекту Приказа, процветание этих предприятий рассматривается разработчиками документа как залог развития всей экономики страны", - подчеркивает Соколов.

Видео дня

Он напомнил, что авторы проекта Приказа называют систему контроля ключевой причиной сокращения срока службы вагонов, которая, похоже, не в состоянии обеспечить, чтобы на железнодорожные пути допускались только технически исправные грузовые вагоны.

"Однако возникает вопрос: почему мы говорим только о грузовых вагонах? Получается, что система работает для легковых автомобилей? А неисправные вагоны, которые могут отцепиться или сойти с рельсов, не допускаются на трассу?", - Спрашивает Соколов.

Он также указал, что документ содержит признаки манипуляции: для разных автомобилей предусмотрен разный срок службы, который иногда отличается в два, а то и в три раза.

Не предлагается сокращать срок службы для всех типов вагонов. Например, если они хотят ограничить срок службы большинства зерновозов 30 годами, то, например, срок службы универсальных платформ остается неизменным - 48 и 64 года. То же самое относится к холодильникам - 50 лет, лесовозам - 48 лет, транспортерам - 70. Оказывается, когда Укрзализныце это нужно, она может прекрасно контролировать техническое состояние вагонов, и они могут работать 50-70 лет. И когда есть желание заработать на строительстве новых, а мы не можем построить все типы автомобилей, то возможность контроля куда-то исчезает", - удивляется Соколов.

Кроме того, эксперт отмечает большие коррупционные риски, заложенные в документе.

"Если вы посмотрите на таблицу, добавленную к Заказу, один и тот же тип автомобиля может иметь несколько разных периодов разрешенной эксплуатации одновременно. Какой из них будет применен к конкретному вагону, неизвестно, но это будет решать Укрзализныця. Который также фактически является монополистом из-за того, что контролирует почти половину автопарка, таким образом, создана возможность для "маневра" с задержкой списания автомобиля. И теперь найдутся те, кто будет готов "помочь" продлить срок службы автомобиля. Или наоборот - списывать быстрее, если один из частных операторов очень сильно мешает", - пояснил Соколов.

Напомним, что Министерство инфраструктуры инициировало программу вывода из эксплуатации грузовых вагонов по возрасту и строительства новых, а также подготовило Меморандум, участниками которого, как ожидается, станут УЗ, банки и вагоностроительные заводы, которые получат 100 миллиардов благодаря этой программе.

В свою очередь, украинские компании подписали Антиморандум и призвали власти не допустить дефицита вагонов: это может привести к транспортному коллапсу, падению производства и валютной выручки, а также масштабному экономическому кризису.