Котировки

Производителя электрокаров Rivian оценивают в $25 млрд. Он не выпустил ни одного авто

Сацюк Андрій
Экономика
09 Jan 12:01   

Американский стартап Rivian, который собирается выпускать электрические внедорожники, готовится закрыть новый виток инвестиций. По данным Bloomberg, оценка стартапа вырастет до 25 миллиардов долларов. Для сравнения, Ford стоит около 33 миллиардов долларов. Разница лишь в том, что Ford ежегодно производит миллионы автомобилей и продает их по всему миру. Ривиан еще не выпустил ни одного автомобиля, а весь модельный ряд состоит из двух. Эксперты сходятся во мнении, что столь высокий рейтинг обусловлен двумя факторами: бумом электромобилей и высокими шансами конкурировать с лидером рынка — Tesla. Последняя имеет заоблачную капитализацию почти в 800 миллиардов долларов.

Редакция AIN.UA кратко рассказывает об одном из самых перспективных конкурентов Tesla. Официальная дата основания Rivian-2009 год, хотя сам стартап был упомянут только в 2018 году, когда был показан первый автомобиль марки со скромным названием R1T. В то время, Rivian уже вокруг 200 миллионов долларов. За два года R1T так и не вышел в серийное производство, но компания представила проект другого внедорожника с не менее сдержанным названием-S1T. Ривиан был основан молодым человеком по имени Роберт Джозеф Скариндж, или как его еще называют — Р. Джей (R. J.). Скариндж с детства мечтал основать собственную автомобильную компанию и, в отличие от многих своих сверстников, не отказался от своей идеи: все его обучение вращалось вокруг инженерного дела. MIT внес свой вклад: изучая автомобильную промышленность, он увидел целый ворох проблем, которые создавали автомобили — выбросы в атмосферу, влияние на климат и т. д. После окончания Массачусетского технологического института в 2009 году он точно знал, что хочет делать не просто автомобили, а экологически чистый транспорт. Таким образом, идея Rivian родился. Внедорожники тоже появились не просто так: Скаринге любит природу и хотел сделать автомобиль с высокой проходимостью.

Много денег для Ривиана

Ривиан поражает своей способностью привлекать финансирование. За время своего существования инвесторы вложили в проект более 5,6 миллиарда долларов. Напомним, что ни один автомобиль еще даже не был выпущен:

  • $ 200 млн - от Standard Chartered Bank (2018)
  • $700 млн - от Amazon и General Motors (2019)
  • $ 500 млн — от Ford (2019)
  • $350 млн - от Cox Automotive (2019-й год)
  • $ 1,3 млрд - от Amazon, Ford, Black Rock и других (2019)
  • $2,5 млрд - от Amazon, BlackRock и ряда других фондов (2020)

наиболее заметные инвестиции в Rivian-от Amazon. Крупнейшая компания электронной коммерции в США инвестировала не только в потенциально успешный стартап, но и в будущего партнера. Специально для Amazon проект Rivian создаст электрический фургон. Это сделает Amazon более экологически чистой компанией, а для Rivian — огромным заказом. К 2022 году на дорогах Штатов должно появиться 10 000 фургонов, а к 2030 году-около 100 000 единиц.

Rivian-2
Фургон для Amazon. Изображение: Amazon

Форд и инвестиций Кокс техническое одинаково важны. Партнерство с Ford позволит разделить зоны ответственности: Rivian делает платформу, Ford-кузов и отделку салона. Также разрабатывается проект роскошного внедорожника в партнерстве с брендом Lincoln. Cox Automotive поможет с обслуживанием. Если новый раунд будет подтвержден, оценка Rivian вырастет до 25 миллиардов долларов, что почти равно капитализации Ford (33 миллиарда долларов) и только вдвое меньше капитализации General Motors (около 60 миллиардов долларов).

Ривиан R1T и S1T

пока что в арсенале Rivian есть два электрических внедорожника: каждый из них оснащен всем необходимым для езды по бездорожью, таким как высокий дорожный просвет, пневматическая подвеска, прочная рама и так далее. Для любителей активного отдыха — огромные багажники и складские помещения. Ривиан утверждает, что автомобили отлично подходят для активного отдыха. Автомобили будут собираться в Соединенных Штатах. Ривиан купил старый бездействующий завод Mitsubishi в нормале, штат Иллинойс, за 16 миллионов долларов. Местные власти немедленно предложили помощь в обмен на создание рабочих мест (когда завод закрылся, около 1000 человек остались без работы). Скаринге вложил 750 миллионов долларов в реконструкцию помещений. Компания также планирует построить собственную электрическую инфраструктуру АЗС, такую как нагнетатель Tesla. Но подробных сведений об этом нет. В настоящее время в компании работает более 3000 человек, некоторые из них работают в четырех исследовательских центрах по всему миру.

Риски

Несмотря на прекрасную историю, огромные денежные резервы и сильных партнеров, риски остаются. В конце концов, до сих пор ни одному производителю электромобилей не удалось наладить полноценное крупносерийное производство, кроме Tesla. И пример стартапа Nikola показывает, что даже объем свободных средств не всегда важен.

bloomberg

Один из двух ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков

tesla

Американская компания, производитель электромобилей и решений для хранения электрической энергии. Компания была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, но сама компания считает Илона Маска, Джеффри Брайана Страубела и Иэна Райта её сооснователями

standard chartered

Транснациональная корпорация, предоставляющая финансовые услуги, в основном через дочернюю структуру Standard Chartered Bank. Образовалась в 1969 году в результате слияния Chartered Bank of India, Australia and China и Standard Bank of British South Africa

amazon

Американская компания, крупнейшая в мире на рынках платформ электронной коммерции и публично-облачных вычислений по выручке и рыночной капитализации. Штаб-квартира — в Сиэтле

general motors

Крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет была крупнейшим производителем автомобилей в мире. По результатам 2014 года концерн занимал третье место в мире по количеству проданных автомобилей

black rock

blackrock

соединённые штаты америки

mitsubishi

нормал

иллинойс

tesla

mclaren automotive