Euroshare недовольна тем, что тысячу евро придется заплатить за элитные и дешевые автомобили. Фотографии из открытых источников
Эпопея с евроблексами, которых в Украине осталось еще около 500-750 тысяч, подходит к финишу.
Сегодня парламент принял за основу законопроект № 4643-д, который прописывает схему легализации автомобилей с иностранными номерами. В водительской среде его уже окрестили "законом о таможенном оформлении за тысячу евро". Собственно, этот пункт в документе и является основным - на украинские номера можно поставить любой евроблекс, заплатив не более тысячи евро. Напомним: раньше за регистрацию старых автомобилей могли потребовать в 2-3 раза больше, чем они реально стоили. И это был главный аргумент eurobserv, почему они не спешат очищать машину.
Стоит отметить, что в Раду в разное время было внесено почти десяток проектов на тему евробляхий, но в итоге профильный комитет предпочел вариант Гетманцева-Ковальчука-№ 4643-Д. Он был зарегистрирован только в конце января и сразу получил одобрение комитета, а сегодня-проголосовал в Парламенте.
В то же время сами евроблокеры критикуют этот законопроект. "АвтоЕвроСила" продвигала проект № 3704, который летом прошлого года подписали несколько десятков депутатов. Активисты заявили, что этот проект предназначен не только для bladerow, но и для всех других водителей.
18 февраля евробляхеры собрались под Радой, чтобы добиться включения "своего" законопроекта в порядок дня. А проект Гетманцева-Ковальчука назывался "схемой", по которой те"кто в теме", в частности, владельцы дорогих автомобилей и даже импортеры новых машин, будут неплохо зарабатывать. Но депутаты их не послушали и приняли проект Гетманцева.
"Страна" пыталась понять, как будет работать новый закон.
От Южанина до Гетманцева
Мы уже писали, как развивалась история с Европской. В 2018 году был принят так называемый "пакет южанина", который давал несколько месяцев на таможенное оформление ЕвроБЛОКА по льготной формуле (базовая стоимость 50 евро за бензиновый двигатель или 75 дизельных, умноженная на коэффициент двигателя (объем) и коэффициент возраста (количество лет с момента выпуска автомобиля, но не более 15) плюс НДС и таможенная пошлина в размере 10%.
Для тех, кто до сих пор не легализовал автомобили, в конце отведенного срока должны были быть включены драконовские штрафы (до 170 тысяч гривен и конфискация транспортного средства). Тогда основная масса евробляхеров прошла таможню, но не все. Перенос даты "Н", когда льготный период все-таки был продлен, по сути, ничего не решал. Те, кто не ставил машину на украинские номерные знаки, говорили, что для них растаможка по формуле все равно очень дорогая, так как в итоге сумма, превышающая стоимость автомобиля, разбегается. В то же время "Автомойка" участвовала в разработке нового закона, который бы делал таможенное оформление доступным. И Зеленский, придя к власти, поддержал их в этом.
Но продвижение самого проекта было довольно затянуто, хотя недостатка в "доступных вариантах таможенного оформления" не было. Но так и не удалось решить ключевую проблему - как сделать таможенное оформление дешевым и при этом получить деньги в бюджет. Предлагались самые разные схемы, в том числе зарабатывание денег за счет законопослушных водителей (они хотели повысить транспортный налог на дорогие автомобили).
Ситуация, по сути, уже достигла точки кипения. Евроблокеры чувствовали себя "королями" на дороге, их "не видели" новые дорожные камеры, их никто не штрафовал. Что ведомству Авакова откровенно не понравилось. Так что в последнее время европейскем уже начали закручивать гайки. Так недавно полиция начала штрафовать автомобили на иностранных номерных знаках, о чем "Страна" уже писала.
Как заявил глава профильного комитета Данил Гетманцев, проблема должна быть решена и забыта.
Для чего, собственно, и была разработана новая схема таможенного оформления.
Формула для евроблексов
В проекте Нет. 4643-д принят сегодня, есть несколько ключевых моментов:
1.Автомобили, которые были ввезены в Украину до 31 декабря 2020 года и находятся в режиме временного ввоза или транзита, подлежат льготному таможенному оформлению.
Под это положение подпадают все евроблоки, которые уже бродят по дорогам страны. Но воспользоваться льготами и привезти дешевый автомобиль после вступления закона в силу уже невозможно. То есть кто не успел, тот и опоздал. Что, по мнению главы Автоконсалтинга Олега Омельницкого, явно несправедливо по отношению ко всем остальным водителям.
-
Вы можете очистить один автомобиль той же категории (пассажирский, грузовой, прицепной) на человека. То есть всего на каждую из льгот может быть выдано по три автомобиля.
-
Автомобиль должен быть не ниже стандарта "Евро-2" (то есть не старше 1995 года выпуска)
-
Льготный период будет действовать в течение 180 дней со дня вступления закона в силу (он наступает через 2 месяца после опубликования и Кабинет Министров должен разработать стандарт для закона)
-
Таможенное оформление автомобилей будет возможно по формуле: базовая ставка + Ve+Fe.
Базовая ставка определяется в евро, в зависимости от возраста автомобиля. Для автомобилей не старше 9 лет она равна нулю, для десятилетних - 25 евро, а потом га каждый год кидают еще 25 евро. В результате базовая ставка для 15-летнего автомобиля составляет 150 евро.
Ve-это ставка, которая определяется умножением объема двигателя в кубических сантиметрах на разные коэффициенты-от 0,2 до 0,5, в зависимости от двигателя. Например, для автомобиля с двигателем до 3 литров коэффициент равен 0,2, а если модель пятилитровая-уже 0,35, свыше 5 литров-0,5.
Например, для автомобиля с двухлитровым двигателем (1999 кубических сантиметров) Ставка Ve составит 399,8 евро.
Fe - налоговая ставка, которая зависит от типа двигателя. Она стандартная для всех моделей - 100 евро. Но эта ставка не входит в расчет таможенной очистки для еврокаров.
Но эта формула предназначена только для расчета акциза.
- НДС (20%) и таможенная пошлина (10% от стоимости) также будут изменены. Пошлина вообще исчезает, а НДС исчисляется не на стоимость автомобиля, как сейчас, а на сумму акциза.
То есть если взять среднестатистический автомобиль — 10-летний дизельный легковой автомобиль с 2,5-литровым двигателем, то акциз составит 625 евро, а полная сумма таможенного оформления-750 евро. Как видите, это даже дешевле, чем обещанные тысячи евро. А еще euroshare недовольна и назвала новый закон "СОП".
"Мы будем продвигать наш проект"
Как пояснил один из руководителей "АвтоЕвроСила" Александр Чернявский, принятый в первом чтении закон их не устраивает. Главная претензия - растаможка будет стоить практически одинаково как для элитного "ЕвроБЛОКА", так и для дешевого. То есть человек заплатит до тысячи евро за Audi за 10 тысяч евро и за старый Ford за 500 евро.
"Акциз сохраняется, что создает 300% - ный налог на дешевые автомобили", - говорит Чернявский.
Однако euroshare прекратила протест. Как говорит Чернявский:" это только первое чтение, депутаты нам обещали, что будут правки. Также некоторые депутаты заявили, что все-таки необходимо вернуться к проекту № 3704. Поэтому мы и дальше будем добиваться своей цели-принятия проекта № 3704, хотя, возможно, это будет после таможенного оформления автомобилей по закону Гетманцева-Ковальчука", - отмечает Чернявский.
Что это за проект № 3704, который так активно лоббирует АвтоЕвроСила?
Главный пункт там-отмена акциза на легковые автомобили, мотоциклы, прицепы, микроавтобусы. Причем это касается не только евробайков, но и всех автомобилей.
Также предлагается временно освободить от НДС легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн, если они ввозятся ветеранами войны (автомобиль должен стоить не более 43 минимальных заработных плат).
Для ряда транспортных средств предлагается предоставить владельцам рассрочку по уплате НДС. В то же время есть пункт об увеличении транспортного налога с владельцев новых автомобилей до 6 минималок (36 тысяч гривен) вместо нынешних 25 тысяч гривен. Плюс прописано снижение порога налогообложения "люксовых автомобилей" - с нынешних 375 до 200 минимальных зарплат. Таким образом, по словам Омельницкого, налог будет распространяться не только на автомобили класса люкс, но и на автомобили среднего класса.
Что вряд ли понравится автовладельцам.
В "Автоевросиле" говорят, что проект Ковальчука выгоден не столько владельцам евроблоков, сколько импортерам новых автомобилей, которые, якобы, лоббировали его. И теперь новые иномарки, которые были поставлены в прошлом году, будут оплачиваться льготами. Впрочем, сами импортеры называют это "ерундой". Что касается евробляхов, то, по словам Омельницкого, какой бы закон ни был принят, проблема с автомобилями на европейских номерах полностью решена не будет. Во-первых, на некоторые автомобили просто нет никаких документов и их невозможно восстановить (они были выданы европейским фирмам-однодневкам, которые давно закрыты), а значит, и растаможить. Во-вторых, не все водители вообще готовы платить-любую сумму. "Какова бы ни была стоимость таможенного оформления, она все равно будет отличаться от нуля, что не устраивает многих владельцев евроблоков. Поэтому для них идеальный вариант-максимально оттянуть время-чтобы им ничего не пришлось платить, но и не получить штраф за номер евро", - подытожил Омельницкий