Проект Министерства инфраструктуры по ограничению эксплуатации грузовых вагонов по возрасту вымывает средства из реального сектора экономики, вгоняет "Укрзализныцю" в многомиллиардные долги и нарушает европейские обязательства Украины, поэтому он не может быть принят в текущей редакции. Об этом написал заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов в своей колонке для "Экономической правды".
Тот факт, что парк грузовых вагонов нуждается в обновлении, очевиден, подчеркнул он. Однако для этого следует использовать мировой опыт.
"В США и странах ЕС практикуется другой подход: они контролируют техническое состояние вагонов. И они списываются, когда надлежащий ремонт становится технически невозможным или финансово нецелесообразным", - пояснил он.
По его словам, у "Укрзализныци" есть и другие насущные проблемы, решение которых требует финансирования. И, в первую очередь, это состояние железнодорожных путей. По данным UZ, 25 % основных железнодорожных путей требуется для капитального ремонта, а еще 10 % - для реконструкции. Однако за 9 месяцев 2021 года было отремонтировано и реконструировано менее 1 % от общей протяженности основных путей. Парк локомотивов также изношен на 96%. Но у компании нет денег на модернизацию.
Видео дня
"Экономическое состояние "Укрзализныци" ужасное. За первое полугодие 2021 года его убыток составил 1,4 млрд грн, накопленный убыток достиг 51 млрд грн, а объем привлеченных кредитов - 34,8 млрд грн", - указывает эксперт.
Если покупать новые вагоны за счет кредитов под 12 % годовых, как предлагает "Укрзализныця", это обойдется в 3 миллиарда гривен убытков ежегодно, подсчитал Соколов.
"Такая сделка принесет "Укрзализныце" не менее 6 % ущерба от суммы привлеченных средств. При сумме кредита в 50 млрд грн это составляет 3 млрд грн в год. О ремонте путей и покупке новых локомотивов придется надолго забыть - по крайней мере, до тех пор, пока государство не погасит долги "Укрзализныци" за счет всех украинцев. А это означает еще один неизбежный кризис из-за аварийного состояния путей и локомотивов", - подчеркнул Соколов.
Кроме того, он напомнил, что Украина взяла на себя обязательства по Соглашению об ассоциации с ЕС: согласно им"Укрзализныця" должна быть разделена на оператора инфраструктуры, который останется государственным, и транспортных операторов, которые должны быть частными.
"Либо MIU решила отказаться от наших обязательств в евро, либо нам предлагают создать огромный парк новых автомобилей за государственный счет, который будет приватизирован почти сразу. А кто обогатится на этом - вопрос, на который пока нет ответа", - подытожил Соколов.
Как вы знаете, MIU инициировала вывод из эксплуатации грузовых вагонов по возрасту и строительство новых на украинских вагоностроительных заводах в рамках проекта "Большая стройка на УЗ". Стоимость проекта составляет более 100 миллиардов гривен. Более 200 украинских компаний и ассоциаций выступили против вывода вагонов из эксплуатации: они подписали "Антиморандум" и призвали власти не допустить вывода вагонов из эксплуатации, потому что из-за этого проекта бизнес и UZ потеряют миллиарды, и только несколько человек - владельцы вагоностроительных заводов - заработают на этом.
Ранее народный депутат, член ВСК по УЗ Константин Бондарев направил депутатское обращение руководителю ВСК по УЗ Юлии Гришиной с просьбой рассмотреть инициативу о списании автомобилей на ближайшем заседании ВСК, поскольку этот проект MIU может нанести огромный ущерб УЗ и поставить под угрозу существование стратегического предприятия.