Логистическое сообщество Европейской бизнес-ассоциации (EBA) всегда поддерживало создание независимого регулятора на рынках транспортных услуг. Это связано с тем, что практически наибольшее количество естественных монополий сосредоточено в транспортном секторе Украины - железной дороге, портах, железнодорожных вокзалах, диспетчерских службах, аэропортах. Поэтому для эффективного регулирования, мониторинга и контроля на этих объектах необходим независимый орган, который будет регулировать тарифы, выдавать лицензии и контролировать деятельность субъектов монополии.
В нашем случае речь идет о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Об этом заявила Дарья Сичкар, менеджер Комитета EBA по логистике.
"Что важно для бизнеса, так это детали создания такого регулятора. Прежде всего, необходимо, чтобы создание НКРТ не привело к дублированию функций существующих органов власти. Это должен быть независимый орган, который будет объективно и беспристрастно формировать тарифную политику субъектов монополии. Модель финансирования также должна предусматривать независимость регулятора и не должна осуществляться за счет участников рынка, даже частично", - отметил Сичкар.
Видео дня
Она также выразила надежду, что совместными усилиями с Министерством инфраструктуры Ассоциация сможет разработать законодательную инициативу, направленную на создание независимого органа, который будет заниматься формированием тарифной политики на рынках транспортных услуг, созданием условий для развития конкуренции, а также созданием равных возможностей для потребителей доступа на рынок транспортных услуг.
Напомним, что необходимость прозрачного формирования тарифной политики для Укрзализныци также прописана в "Национальной стратегии увеличения прямых иностранных инвестиций в Украину", которая была подготовлена Агентством США по международному развитию (USAID) и международной компанией Ernst&Young по распоряжению Кабинета Министров.
"UZ необходимо бороться с коррупцией - путем повышения прозрачности и разработки концепции регулирования транспортных тарифов, которая поможет установить разумные тарифы. Для этого необходимо доработать и принять проект закона "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта" ( ) Независимый регулятор сможет осуществлять государственное регулирование в сфере транспорта и вносить изменения в соответствующие методы расчета тарифов", - резюмировали в Ernst&Young.
Как известно, Укрзализныця повысила тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 17 августа, хотя это решение должно вступить в силу только 1 сентября. В общей сложности только за последние 5 лет тарифы на грузовые перевозки выросли более чем вдвое. Деловые и международные ассоциации раскритиковали это решение: по их мнению, объем капитальных вложений в UZ падает, несмотря на рост стоимости перевозок, а качество услуг ежегодно снижается. То есть повышение тарифов не способствует улучшению финансового состояния УЗ, что в первую очередь требует эффективного управления и реформирования по европейской модели.