Потребители финансовых услуг всегда должны внимательно читать документы перед их подписанием, ведь иногда даже банковская анкета может стать кредитным договором. То же самое относится и к договорам с финансовыми учреждениями.
Как сообщает Лига.Money со ссылкой на сообщение Фонда гарантирования вкладов физических лиц, лицо соглашается с условиями, указанными в документе, своей подписью. И там могут быть прописаны не только права, но и обязанности, о которых вы даже не догадываетесь.
Например, при оформлении платежной карты клиент подписывает с банком заявление клиента или договор об обслуживании. При этом, помимо обычной платежной карты, он дополнительно получает кредитную карту с лимитом в 5 тысяч гривен.
В заявке человек ставит "галочку", что ознакомился с условиями предоставления услуг по договору, готов распечатать свою копию с сайта банка. В то же время он обязуется следить за изменениями условий предоставления услуг на веб-сайте.
"Со временем вы, возможно, перестали пользоваться своей платежной картой, но не закрыли ее. В результате через несколько лет вы получили приглашение в суд, где узнали, что кредитный лимит в 5 тысяч гривен превратился в долг в 20 тысяч гривен. Сумма состояла из процентов за пользование кредитом, штрафных санкций и непосредственно тела кредита", - говорится в сообщении.
Почему это может произойти
Особенность заключается в том, что форма заявления клиента или договор присоединения приравниваются к кредитным договорам в соответствии с Гражданским кодексом. Однако даже в таких анкетах должны быть прописаны основные условия предоставления финансовой услуги. Если эта информация отсутствует, то финансовое учреждение нарушает права потребителя.
Таким образом, подписав такую анкету или договор, в дальнейшем вы можете получить обязательства, несмотря на то, что человек может не до конца понимать условия использования кредитного лимита. Поэтому важно внимательно ознакомиться с документами перед подписанием, а также соблюдать условия договоров с финансовыми институтами.
Как избежать таких ситуаций
Национальный банк советует вам обратить внимание на следующее:
-
Обязательно узнайте стоимость использования кредитного лимита. Эта информация должна быть указана в правилах и условиях, размещенных на сайте. Также финансовое учреждение обязано указать в заявке стоимость услуг, а в договоре присоединения - штрафные санкции в случае просрочки;
-
Не забывайте, что по условиям договора финансовое учреждение может получить право в одностороннем порядке изменять комиссии, тарифы, а также размер кредитного лимита. Однако законодательство обязывает информировать о соответствующих изменениях на сайте за 30 дней до их вступления в силу;
-
Взять в банке паспорт потребительского кредита, в котором отражена стоимость и основные условия кредитного лимита. Банк обязан выдать его в случае получения кредита больше минимальной заработной платы (сейчас она составляет 6000 грн), в противном случае это нарушает Закон Украины "О потребительском кредитовании".
Как действовать в случае нарушения прав потребителей финансовым учреждением
Во-первых, нужно написать обращение к руководству банка-нарушителя или финансовой компании. Если это не поможет, вы можете связаться с Национальным банком несколькими способами:
-
через чат-бота НБУ в Viber или Telegram;
-
через контактный центр НБУ по телефону 0 800 505240;
-
заполнить онлайн-заявку на сайте НБУ по этой ссылке.
Как сообщает ОБОЗРЕВАТЕЛЬ, украинцы все чаще сталкиваются с тем, что банковские учреждения могут внезапно заблокировать средства на их счетах и потребовать документы, подтверждающие источник дохода.