Котировки

Украинцам приготовили новые зарплаты, цены и госдолг: чего ждать от Бюджетной декларации

Сацюк Андрій
Экономика
21 Jul 04:00   

Верховная Рада приняла постановление о Бюджетной декларации на 2022-2024 годы. Это рекомендации по составлению бюджетов страны на ближайшие 3 года. Но данные в итоговом документе могут быть совершенно другими, и предпосылки для этого уже есть.

Какие экономические показатели прогнозируются для Украины в ближайшие годы и реалистичны ли они - проанализировал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

А как насчет макроэкономических показателей?

Бюджетная декларация дает довольно оптимистичный прогноз для нашей экономики. В частности, ускорится рост ВВП. Они ожидают, что:

  • в 2022 году ВВП вырастет на 3,8%;

  • в 2023 году-на 4,7%;

  • в 2024 году - на 5%.

Что касается учетной ставки НБУ, то она должна снизиться с прогнозируемых 7,5% в этом году до 5,2% в 2024 году.

Видео дня

Курс гривны по отношению к доллару, в свою очередь, должен немного вырасти. Если в 2021 году показатель ожидается на уровне 28 гривен за доллар, то в 2024 году он составит уже 29,2 гривни.

Но этот прогноз не является окончательным. "Когда эта декларация была разработана и принята на уровне Кабинета министров, уже существовали некоторые несоответствия с другими правительственными прогнозами. - говорит заведующий кафедрой политических вопросов Киевской школы экономики, и. о. министра экономики (2020) Павел Кухта. - В частности, по макроэкономике. Очевидно, что будут какие-то коррективы, в этом нет никаких сомнений. Он основан на правительственном прогнозе, и он не всегда сбывается."

Зачем Украине нужна Бюджетная декларация?

Бюджетная декларация еще не является бюджетом. Но это тот документ, которому должен соответствовать бюджет. Это прогноз экономического развития, но непредвиденные факторы также могут вмешиваться в экономические процессы, поэтому не стоит ожидать, что эта декларация будет выполнена до последней копейки.

"Ситуация быстро меняется, и пересмотр прогнозов и бюджетов-это нормально. - говорит Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии. - Экономисты, крупный бизнес и банки постоянно пересматривают прогнозы в зависимости от ситуации. Большим плюсом наличия среднесрочной декларации являются не столько конкретные цифры, сколько определенный курс государственной политики и потолок расходов. Здесь уже придется объяснять отклонения от них."

В целом Бюджетная декларация делает государственную политику более предсказуемой для всех участников процесса. Такой прогноз важен как для властей, так и для частных игроков.

В Раде приняли бюджетную декларацию

Будут ли выполнены бюджетные показатели?

Дефицит бюджета должен быть резко сокращен в ближайшие годы. Если в 2021 году он запланирован на уровне 5,5% ВВП, то в:

  • 2022-3, 5% ВВП;

  • 2023 - 3% ВВП;

  • 2024-2,7% ВВП.

В целом показатели вполне реальны и выполнимы, говорит Репко: "Ответственное расходование средств налогоплательщиков и сокращение дефицита бюджета-правильная политика в стране, для которой долги очень дороги. Если правительство и депутаты смогут обуздать "прихоти" и оптимизировать расходную часть, то дефицит в пределах 3% ВВП вполне реален."

Но все еще остается вопрос о политической способности правительства и парламента придерживаться таких показателей. Ведь пока что из списка предложений, которые депутаты внесли в Бюджетную декларацию, складывается впечатление, что они не хотят снижать темпы роста расходов, говорит Дарина Марчак, руководитель Центра анализа государственных финансов и государственного управления Киевской школы экономики:

"Мы видим в комментариях депутатов значительное количество инициатив, которые потребуют дополнительного увеличения расходной части бюджета. Это означает, что либо Министерству финансов придется искать дополнительные источники более быстрого роста доходов, либо ему будет сложнее достичь таких показателей дефицита."

Уменьшится ли государственный долг?

В последние годы государственный долг Украины вырос. Но они собираются сократить его до 2024 года. Пограничный объем государственного долга на 2022 год предусмотрен на уровне 51% ВВП, в 2023-49%, а в 2024 году-уже 47%.

Государственный долг напрямую связан с дефицитом бюджета. Во-первых, новые кредиты являются одним из источников финансирования дефицита. Во - вторых, если государственный бюджет слишком "раздут" - это свидетельствует о неэффективной политике, соответственно, снижается доверие кредиторов и кредиты становятся "дороже". Поэтому для того, чтобы долг перестал расти и начал уменьшаться, нам нужны, прежде всего, небольшие показатели дефицита бюджета.

"Если правительство сможет придерживаться установленных им показателей дефицита, то, на мой взгляд, соответственно, показатели снижения уровня государственного долга будут реалистичными", - подчеркнул Марчак.

Но Кухта добавляет: для того, чтобы быстро погасить государственный долг, нам также нужна долговая стратегия, которой у нас пока нет. А без этого трудно сказать, откуда будут взяты средства. "У меня большой вопрос, если нет, например, транша МВФ, как вообще могут быть выполнены такие долговые показатели?" - интересуется эксперт.

Что будет с инфляцией?

Как и планировалось, к 2024 году уровень инфляции должен снизиться до 5% в год. И в среднем, в разрезе трех лет, уровень инфляции составит: 5,5%

В то же время ожидается, что минимальная заработная плата за тот же период увеличится до 7 665 гривен. В течение трех лет он составит в среднем 5,7%. Наряду с минимальной заработной платой должны вырасти все зарплаты и пенсии. Поэтому можно ожидать, что рост доходов населения при реализации этого плана будет соответствовать уровню инфляции. Но это-при удачных раскладках.

"У меня есть сомнения в том, что инфляция снизится. - говорит Кухта. "Это будет зависеть как от политики НБУ, так и от политики центральных банков других стран."

В целом бюджетная декларация-это план работы, реализация которого будет зависеть как от комплексной политики нашего государства, так и от внешних факторов. Поэтому цифры в этом отношении могут быть скорректированы. Главное, чтобы наблюдалась укладка тренда. Мы увидим, будут ли эти тенденции отражены в бюджете осенью, после представления бюджета - 2022.

верховная рада

Однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 народных депутатов и единственный законодательный орган власти государства. Верховная рада Украины IX созыва начала свою работу 29 августа 2019 года

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

милованов тимофей

Украинский государственный деятель и экономист. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины с 29 августа 2019 года по 4 марта 2020 года

министерство финансов российской федерации

Федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

международный валютный фонд

Специализированное учреждение Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. 190 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира