Котировки

"Укрзалізниця" передаст поезда немецкому Deutsche Bahn: чего ждать пассажирам и что будет с ценами

Сердюк Анастасія
Экономика
19 Aug 04:00   

Недавно Укрзализныця подписала соглашение с Deutsche Bahn о разработке новой стратегии энергоэффективности для компании. Но это лишь один из немногих аспектов их будущего сотрудничества. По данным источников в Кабинете Министров, уже в 2022 году пассажирские перевозки UZ могут быть переведены на работу немецкой компании.

Как это может выглядеть и что это даст пассажирам - узнал ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

В чем заключается сотрудничество с Deutsche Bahn?

Меморандум о сотрудничестве между Укрзализныцей и Deutsche Bahn по предоставлению консалтинговых услуг был подписан в начале 2020 года под председательством Алексея Гончарука. Затем за основу была взята модель Казахстана, где Deutsche Bahn на тот момент уже в течение года сотрудничала с казахстанской национальной железнодорожной компанией "Казахстан Темир жолы". Немецкие менеджеры в Казахстане были назначены на руководящие должности и занимались вопросами реформирования пассажирских перевозок.

Видео дня

Из-за коронавируса и блокировок сотрудничество между украинской и немецкой сторонами было временно приостановлено. Но, как стало известно из наших источников, специалисты Deutsche Bahn из офисов в Германии и Казахстане по-прежнему будут участвовать в реформировании системы пассажирских перевозок в Украине. И это будет уже в 2022 году.

Как работает Deutsche Bahn

В то же время заместитель министра финансов и экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава утверждает, что они не собираются полностью "передавать перевозки" Укрзализныце никому. Мы говорим только о консалтинговых услугах:

" Предлагается привлечь консалтинговое подразделение Deutsche Bahn для внедрения европейских подходов к финансированию пассажирских перевозок. Специалисты-консультанты ни с чем не справятся. Они будут давать только рекомендации нашей железной дороге."

Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян в последние годы слышал о различных форматах сотрудничества "Укрзализныци" и Deutsche Bahn, но они не вызывают у него оптимизма.

"Когда предлагаются новые подходы, мы можем только радоваться, что хотим привлечь чужой опыт. Но есть ли у железной дороги деньги, чтобы оплачивать дорогостоящих иностранных специалистов? Проблемы железной дороги очевидны. Необходимо немедленно модернизировать подвижной состав, инфраструктуру, преодолеть коррупцию и вернуть квалифицированные кадры. Поможет ли в этом Deutsche Bahn? Я сомневаюсь в этом", - говорит он.

Над чем будут работать специалисты Deutsche Bahn?

По словам Кавы, пассажирские перевозки по железной дороге являются убыточным видом деятельности как в Европе, так и в Украине. Но в нашей стране, в отличие от остальной Европы, железная дорога до сих пор не получила компенсации между тарифом, который установлен для пассажиров на доступном уровне, и реальной стоимостью перевозки.

"В Европе пассажирские перевозки в основном финансируются из государственного и местных бюджетов. - говорит эксперт. - В зависимости от страны государство может компенсировать до 70% транспортных расходов. Например, в Германии ежегодно из государственного бюджета выделяется 10 миллиардов евро, а из местных бюджетов-6 миллиардов евро на компенсацию упущенных доходов. Кроме того, штаты также финансируют развитие железнодорожной инфраструктуры".

В Украине только в 2021 году Укрзализныця начала выделять деньги на приобретение 100 новых пассажирских вагонов и модернизацию инфраструктуры пассажирских железных дорог. Более того, прямой компенсации убытков не предусмотрено. Консалтинговая компания должна помочь найти решение этой проблемы.

Почувствуют ли пассажиры какое-либо улучшение?

Теоретически пассажиры должны извлечь выгоду из изменений в системе финансирования перевозок. Государство будет самостоятельно оплачивать улучшение инфраструктуры и услуг. Кроме того, это покроет разницу в тарифе, потому что не нужно будет существенно повышать цены на перевозку.

За счет государственного бюджета уже электрифицируются новые участки железной дороги. Скоро пассажирские поезда смогут курсировать из Василькова в Киев, со станции Тараса Шевченко (Смела) в Черкассы и через Житомир. Это означает, что больше пассажиров смогут пользоваться услугами без каких-либо трудностей.

Что именно изменится после работы с немецкой стороной, по словам Кавы, сейчас трудно сказать. Чтобы понять это, вам нужно подготовить и выполнить рекомендации экспертов.

"Все это делается для улучшения пассажиропотока в стране, повышения мобильности населения, сокращения времени в пути между городами. Укрзализныця уже работает над обновлением подвижного состава, над перспективным модельным рядом пассажирских вагонов для украинских железных дорог", - говорит он.

В свою очередь, начальник сектора инфраструктуры Управления эффективного регулирования BRDO Владислав Притоманов утверждает, что сейчас Укрзализныця обеспечивает достаточно хорошее соотношение цены и качества для пассажиров. По такой цене, как у нас, вы не сможете получить такую же услугу ни в одной стране мира. Например, в Индии билеты на поезд стоят дороже, и вам придется ехать буквально на крыше. Поэтому эксперт опасается, что участие иностранных специалистов может ухудшить ситуацию.

"Любые изменения со стороны иностранцев будут направлены только на повышение цены, а уровень сервиса, я думаю, останется прежним, если не ухудшится", - говорит Притоманов.

Удастся ли повторить успех Казахстана?

Казахстан демонстрирует достаточно успешную модель реформирования железнодорожного транспорта. Вероятно, именно поэтому наши официальные лица обратились к своему опыту работы с Deutsche Bahn. Но если Казахстану удалось реформировать унаследованную им советскую систему пассажирских перевозок, значит ли это, что и мы добьемся успеха?

Притоманов утверждает, что между Украиной и Казахстаном существует довольно большая разница. Прежде всего, наша железная дорога значительно крупнее: с большим количеством людей, подразделений и денежным оборотом. Кроме того, мы не авторитарная страна.

"Мы не можем просто ударить кулаком по столу и поставить на руководящие посты кого захотим. - говорит Притоманов. - Мы не сможем использовать опыт Казахстана, потому что никому не дадим такого уровня свободы и ответственности, ни Deutsche Bahn, ни новому руководителю Укрзализныци. Только при наличии достаточной власти и политического мандата могут произойти изменения".

Владимир Омелян добавляет, что ключом к успешной реформе в Казахстане являются крупные финансовые вливания в железную дорогу, которые мы, вероятно, не можем себе позволить: "Если денег нет, много долгов, инфраструктура и движущийся поезд изношены на 90%, а коррупция ежегодно вымывает 15-20 миллиардов гривен, то не имеет значения, какой опыт мы будем перенимать. Это не сработает".

В целом, опыт Deutsche Bahn не уникален. Пассажирские перевозки работают по одной и той же схеме во многих странах мира. Поэтому она вполне применима в Украине. Другой вопрос, как именно этот опыт будет применен? Без политической воли и уничтожения коррупционной составляющей деньги, которые государство потратит на пассажирские перевозки, никуда не денутся.

украинская железная дорога

Украинское государственное предприятие, акционерное общество с 2018 года, основной сферой деятельности которого являются перевозки железнодорожным транспортом. Является практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине

deutsche bahn

Немецкая компания, основной железнодорожный оператор. Юридически является субъектом публично-правовой собственности — акционерной компанией со стопроцентным государственным участием

кабинет министров украины

Высший орган исполнительной власти на Украине. Главой кабинета министров является премьер-министр, который назначается Верховной радой Украины по представлению президента Украины

казахстан

Респу́блика Казахста́н , — государство в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, меньшая — к Европе. Площадь территории — 2 724 902 км²

казахстанские железные дороги

Крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Полное наименование — Акционерное общество «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“»

русские в казахстане

германия

украина

омелян владимир

европа

василькова зоя николаевна

смела

черкассы

житомир

управление по финансовому регулированию и надзору великобритании

индия