Котировки

Ущерб от блокировки Суэцкого канала оценили в $1 млрд: как "пробка" повлияла на Украину

Чернишенко Павло
Экономика
02 Apr 12:00   

Блокирование Суэцкого канала на 6 дней может принести около 1 миллиарда долларов убытков. Об этом сообщил начальник управления водных объектов адмирал Усама Рабиа. Окончательная сумма убытков еще подсчитывается.

Пострадала ли Украина от этого инцидента и какие уроки следует извлечь из "суэцкой пробки" - читайте в материале "ОБОЗРЕВАТЕЛЯ".

Что случилось?

  • Суэцкий канал-один из самых оживленных участков морских торговых путей;

  • По данным аналитиков Allianz, через него проходит около 13% мировых контейнерных перевозок;

  • По данным администрации объекта, через него ежегодно проходит около миллиарда тонн грузов на 19 тысяч судов.

400-метровый контейнеровоз, когда-либо сданный 23 марта, застрял в самом узком участке Суэцкого канала и полностью перекрыл его. По предварительным данным, причиной стали неблагоприятные погодные условия. Это остановило движение канала на 6 дней. А в пробках на подходах к каналу стояло около 450 судов.

"Эвер Гивен" - один из крупнейших контейнеровозов в мире. Его грузоподъемность составляет около 220 тысяч тонн. На момент блокировки на борту находилось 18 300 контейнеров. Переместить его не так-то просто, потому что изначально предполагалось, что канал будет перекрыт на несколько недель. Но, к счастью, в понедельник, 29 марта, движение возобновилось.

Каковы последствия блокирования Суэцкого канала

Первоначально возможные недельные потери от перекрытия канала оценивались в $ 6-10 млрд. Но по последним данным, которые были озвучены в управлении Суэцкого канала"пробка" принесла лишь около $ 1 млрд убытков.

По мнению экспертов, понесенные потери не касаются экономик конкретных стран. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась на рынке морских перевозок. Вполне вероятно, что пострадавшие компании сейчас ждут длительных компенсационных разбирательств.

В то же время нефтяная промышленность получила большую выгоду от блокирования Суэцкого канала.

Прибыль нефтяных перевозчиков, перевозящих грузы в обход канала, сразу же поднялась до самого высокого уровня с июня 2020 года. Сама нефть подорожала до 65 долларов за баррель. Но это было кратковременное явление, и его значение вновь упало сразу же после ликвидации"суэцкой пробки".

Судно Ever Given

Как блокировка повлияла на Украину?

8 судов с грузами украинских компаний застряли в пробке Суэцкого канала. Это суда компаний "Нибулон"Каргилл"Метинвест" и "АрселорМиттал". Груз включает кукурузу, пшеницу, железную руду и металлопродукцию. Большинство из них отправляются в Китай. В целом было "приостановлено"более 680 000 тонн украинского экспорта. Об этом сообщил судовой агент Украины Stark Shipping.

В то же время, по мнению экспертов, Украина практически не пострадала от этого инцидента. Частные компании, застрявшие в "суэцкой пробке", должны иметь страховку, которая компенсирует им убытки. К счастью, блокировка канала не повлияла на саму экономику страны.

"Это никак не повлияет на наш ВВП. - говорит бывший и. о. министра экономического развития и заведующий политическим отделом Киевской школы экономики Павел Кухта. - В общем, был небольшой перерыв в потоке товаров из Азии в Украину. Хотя это относится к довольно большому количеству промышленных товаров, но их запасы не были исчерпаны в этот период, поэтому мы не видели пустых полок. Можно сказать, что мы легко отделались в этой ситуации."

Каковы уроки для Украины?

Если бы Суэцкий канал был заблокирован дольше, последствия могли бы быть еще хуже. Товары, импортируемые с Востока, должны были бы перевозиться по всей Африке. Увеличились бы расходы на транспортировку и, соответственно, цены на товары в магазинах. Кроме того, некоторые виды промышленных товаров могли исчезнуть с прилавков на некоторое время, пока не поступит новая партия.

"Эта ситуация показывает нам, что мы должны научиться жить в глобальном мире с глобальными правилами. Кухта задумывается. - Мы не в состоянии самостоятельно покрыть потребности внутреннего рынка. Если бы канал был закрыт дольше, мы могли бы непосредственно увидеть, насколько нам нужны экспортные товары. Если мы и дальше будем проводить политику протекционизма в отношении отечественных производителей, а не интегрироваться в глобальные цепочки , то это ни к чему хорошему не приведет."

"Суэцкая пробка" также продемонстрировала недостаточную надежность морских перевозок. Поэтому, по мнению экономиста Алексея Куща, во избежание критических ситуаций при блокировании морских путей стоит развивать и другие виды транспорта:

"Мы фактически разрушили проект участия Украины в" Новом шелковом пути " с Китаем. Это была идея максимальной выгоды для Украины. Китайские товары перевозятся в Европу, а поезда возвращаются полупустыми, чтобы их можно было погрузить и перевезти те товары, которые мы продаем из Украины в Китай. Была попытка наладить транспорт от прежней власти, но поезд "затерялся" где-то в казахских степях. Мы еще не создали железнодорожный маршрут поставок в Китай и Центральную Азию."

Но эта ситуация дает уроки не только для судоходства, но и для импортной стратегии страны в целом.

"Украина-самая недиверсифицированная страна с точки зрения логистической безопасности. - говорит Куш. - У нас даже нет полноценного энергетического баланса. Если, например, Россия перекроет поставки природного газа, нефти, нефтепродуктов, топлива для наших атомных электростанций, той же электроэнергии, наш энергетический баланс окажется в состоянии полураспада. Такие аварии дают пищу для ума, с точки зрения диверсификации поставок энергоносителей, в первую очередь."

К счастью, украинская экономика не пострадала от блокирования важного морского пути. Но это дает нам повод задуматься и рассмотреть новые варианты транспортировки грузов в целом. Ведь становится ясно, что надеяться на стабильность единого канала поставок в современных условиях рискованно.