Формирование железнодорожных тарифов в Украине нуждается в системной реформе, а не в выборочных решениях вроде "автоматической индексации" или "унификации тарифных классов". Подходы, при которых повышение тарифов происходит без оптимизации затрат и повышения качества услуг, приведут только к оттоку клиентов, снижению доходов и дальнейшей деградации "Укрзализныци".
Об этом говорится в заявлении Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ).
"В своем письме Министру инфраструктуры и председателю Антикризисного штаба Александру Кубракову Федерация работодателей транспорта Украины предлагает исключить из Антикризисного плана изменения, касающиеся постепенной унификации тарифных классов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, и автоматической ежегодной индексации тарифов на перевозку грузов по индексу цен производителей. Эти вопросы стали предметом активного обсуждения на заседании Антикризисного штаба", - говорится в сообщении.
Видео дня
В ФРТУ напомнили, что с начала 2022 года железнодорожные тарифы на такие чувствительные товары, как уголь, цемент, руда, удобрения, уже выросли на 42%.
"Такое повышение монопольных железнодорожных тарифов является беспрецедентным в Украине и может привести к большим потерям всей экономики Украины и самой "Укрзализныци". Федерация убеждена, что повышение тарифов на грузовые перевозки в 2022 году недопустимо. И перед любым дальнейшим повышением железнодорожных тарифов должны быть проведены системные изменения, такие как реформа UZ и создание независимого регулятора", - подчеркнули в FRTU.
Федерация подчеркнула, что установление автоматической надбавки к цене услуг в одностороннем порядке не соответствует рыночным принципам, поскольку исключает бизнес из обсуждения и позволяет монополисту UZ увеличивать расходы грузоотправителей на неопределенный срок.
"Введение автоматической индексации в FRTU не поддерживается и считается неприемлемым. Повышение тарифов не включает стимулы для повышения эффективности (снижение затрат, оптимальное использование имеющихся ресурсов, привлечение дополнительных объемов трафика). Объективным следствием такого подхода станет дальнейшая деградация "Укрзализныци" и потеря ее конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта", - отметили в ФРТУ.
Федерация выразила убеждение, что вместо необоснованного повышения тарифов "Укрзализныця" нуждается в реформировании в рамках утвержденной Национальной экономической стратегии Украины-2030, прекращении перекрестного субсидирования посредством грузовых перевозок, преодолении коррупции и создании Национальной комиссии по осуществлению государственного регулирования в сфере транспорта (НКРТ).
"До завершения процесса реформирования "Укрзализныци" дальнейшее повышение тарифов не является и не может быть эффективным инструментом", - подытожили в FRTU.
Напомним, что Министерство инфраструктуры в два этапа повысило тариф на железнодорожные грузовые перевозки на 30% с начала 2022 года - несмотря на то, что за период с 2010 по 2020 год эти тарифы выросли на 195%, а инвестиционные программы компании не выполняются. Позже глава правления УЗ Александр Камышин заявил, что в 2022 году тарифы на грузовые перевозки больше повышаться не будут.
Ранее член Временной следственной комиссии Верховной Рады по проверке состояния "Укрзализныци" Константин Бондарев заявил, что согласно выводам ВСК, из-за тотальной коррупции и неэффективного управления "Укрзализныця" теряет более 10 млрд грн ежегодно.
В то же время экономист Борис Кушнирук заявил, что из-за постоянного повышения тарифов "Укрзализныця" теряет клиентов, которые переходят на альтернативные перевозки, поэтому необходимо повышать прибыльность компании за счет расширения клиентской базы и оптимизации тарифов.