Котировки

В бензине на украинских АЗС нашли запрещенные вещества: чем опасен контрафакт

Гуменчук Сергій
Экономика
04 May 07:00   

В последние годы теневой рынок топлива в Украине стремительно растет. Сейчас эксперты оценивают количество контрафактного бензина примерно в 20% от общего оборота. Это затрагивает не только автомобили, но и автомобилистов, пешеходов, окружающую среду и даже государственный бюджет.

Чем так опасен контрафактный бензин - выяснил ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Как появляется дешевый бензин?

Бензин на украинских АЗС в основном импортный. Разные компании покупают его примерно по одной и той же цене и платят один и тот же налог. Поэтому неудивительно, что на многих заправках цены на топливо находятся примерно в одних и тех же пределах. Но есть и заправки, где бензин традиционно намного дешевле. Разница может достигать 3-4 грн. Как им удается так много экономить?

Согласно исследованию Института потребительской экспертизы, некоторые компании "кустарным" способом "разбавляют" бензин различными неакцизными веществами на мини-НПЗ. Это малые предприятия с самым простым оборудованием.

"Они делают примитивную дистилляцию. -объясняет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. - В низкооктановый бензин стандарта Евро-2, Евро-3 для повышения его октанового числа и улучшения некоторых свойств добавляют дополнительные компоненты, присадки. Вот как добывается топливо."

По оценкам экспертов группы А-95, в Украине насчитывается около 25 мини-НПЗ. В целом группа А-95 оценивает объем рынка бензина примерно в 2,5 млн тонн. Из них около 500 тысяч-поддельное топливо.

Объемы, в которых некоторые сети АЗС импортируют подакцизные добавки под видом растворителей, также поражают. Например, согласно исследованию А-95, компании, связанные с сетью BRSM-Nafta, импортировали около 2 тысяч тонн монометиланилина (запрещенного вещества, связанного с аминами) в 2020 году.

"В тонну бензина достаточно добавить 1%, 10 кг этого монометиланилина и вы получите из 92 - го бензина-95-й", - объясняет принцип действия Сергей Куюн

Помимо аминов, поддельный бензин может содержать повышенный уровень бензола, серы и кислотосодержащих компонентов (метанол, различные спирты).

Почему такой бензин опасен для автомобиля?

Каждый компонент оказывает свое особое влияние на системы автомобиля.

  • Бензол. Это вещество очень токсично. Он разъедает топливную систему и может привести к ее выходу из строя.

  • Сера. Если его слишком много в топливе, образуются отложения углерода, топливные форсунки загрязняются, а катализаторы"убиваются".

  • Монометиланилин. Это самое опасное из веществ, которые добавляют в бензин. С 2013 года ароматические амины (в том числе монометиланилин) запрещено использовать в бензине, продаваемом в Украине. Сначала эти вещества действительно исчезли из украинского бензина, но теперь они снова зафиксированы. Старые автомобили не так остро реагируют на монометиланилин. В новых он может повредить двигатель.

Какую опасность представляют для человека контрафактные товары?

Выброс этих токсичных веществ в окружающую среду повышает уровень загрязнения воздуха. Уже из воздуха эти вещества попадают в организм человека и некоторые наносят непоправимый вред здоровью. Это представляет угрозу как для автомобилистов, так и для пешеходов.

Сера. Это делает выхлопные газы более загрязненными, поэтому в воздух попадают опасные оксиды. Эти вещества воздействуют на верхние дыхательные пути и накапливаются в организме человека.

Монометиланилин. Вещество крайне токсично, связано с онкологическими заболеваниями легочной системы.

"Если в парах топлива присутствует высокая концентрация монометиланилина , человек, вдыхающий его, может даже потерять сознание", - говорит Куюн.

Как контрафактные товары вредят рынку?

Помимо прочего, контрафактный бензин наносит ущерб экономике и всему рынку АЗС. Топливо разбавляется неакцизными веществами, чтобы избежать уплаты налогов. Как поясняет Сергей Куюн, с каждого литра бензина около 7 гривен составляет акциз. При этом чистая маржа АЗС составляет около 3 грн. Если вам удастся сделать безакцизный бензин - вы сможете заработать как минимум дополнительно 7 гривен. В общем, различные манипуляции с составом позволяют увеличить маржу до 12 грн. Благодаря этому владельцы АЗС могут позволить себе продавать такой бензин на несколько гривен дешевле. При этом их доходы растут в разы, а в бюджет уплачиваются минимальные налоги.

Помимо легальных сетевых АЗС с бензином сомнительного качества, существует также множество нелегальных, так называемых "АЗС", количество которых можно оценить лишь косвенно. Такая ситуация на рынке приводит к тому, что АЗС, которые работают прозрачно и продают бензин хорошего качества, просто не работают экономически эффективно. На самом деле, они также мотивированы уходить в тень:

"Когда вы тратите 1,5-2 миллиона на легальную заправку, а рядом с вами стоят "наливайки", которые стоят 10-20 тысяч долларов, то, конечно, у них разные цены, - говорит экс-президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук. - Вы должны покрыть свои расходы на заработную плату, на освещение, на окупаемость объекта. Из-за этой ситуации приливы и отливы юридического сектора и налоги в бюджет снижаются."

Тот факт, что более дешевый бензин может иметь в своем составе различные примеси, вряд ли станет новостью для людей, которые активно его заправляют. Но учитывая общий уровень доходов населения и постоянный рост цен на топливо - для многих автомобилистов именно цена, а не качество, играет первостепенную роль. Поэтому даже с учетом вредного воздействия разбавленного топлива на автомобиль, на здоровье человека и на окружающую среду-спрос на него пока не падает.