Котировки

В Украине хотят ввести госрегулирование цен на продукты: зачем это нужно и к чему может привести

Гуменчук Сергій
Экономика
08 Dec 19:00   

Народные депутаты от "Слуги народа" хотят вернуть государственное регулирование цен на продовольственные товары, имеющие существенное социальное значение. Соответствующий законопроект № 6374 был зарегистрирован в Парламенте на прошлой неделе. Ранее государственное регулирование цен уже действовало в Украине с 1996 по 2017 год, но оно было отменено.

Почему Украина должна вернуть государственное регулирование и оправдана ли эта идея, выяснил ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Какие продукты будут затронуты государственным регулированием?

Возможность государственного регулирования цен предусмотрена Законом Украины "О ценах и ценообразовании". Ранее, согласно этому документу, решение о введении государственного регулирования было принято Кабинетом министров. Теперь, по сути, правительство хочет заменить эту функцию законом.

Согласно тексту законопроекта № 6374, государственное регулирование затронет следующие продукты:

Видео дня

  • Гречневая крупа;

  • Сахарный песок;

  • Пшеничная мука высшего сорта;

  • Вермишель из пшеничной муки высшего сорта;

  • Пастеризованное молоко жирностью 2,5 %;

  • Пшенично-ржаной хлеб;

  • Хлеб из пшеничной муки;

  • Куриные яйца категории С1;

  • Куриная тушка;

  • Негазированная минеральная вода;

  • Сливочное масло с содержанием жира 72,5 %;

  • Подсолнечное масло.

Предельная торговая надбавка за эти "социальные" продукты питания должна составлять не менее 5 % и не более 15 % от отпускной цены производителя.

Продуктовая корзина продолжает расти в цене. Иллюстрация.

В пояснительной записке к законопроекту № 6374 говорится, что после отмены государственного регулирования в 2017 году цены на продукты питания выросли очень значительно. По словам автора законопроекта, народного депутата от "Слуги народа" Дмитрия Соломчука, стоимость некоторых из этих продуктов ежегодно увеличивалась на прилавках на 50-70%, несмотря на то, что стоимость росла не так значительно.

Парламентарий считает такую ситуацию неприемлемой: "Мы аграрная страна. Гречневая крупа с оптовых складов неделю назад продавалась по 38 грн за кг, а мы видели эту упаковку в магазине по 70 грн. Извините, но вы не можете спекулировать социально значимыми продуктами. Когда существовало государственное регулирование, в магазинах была самая низкая наценка на хлеб и молоко - 5-10 %, в зависимости от логистики. Сейчас она достигает 30-40 %. Это неприемлемо".

Почему Украина отказалась от государственного регулирования?

От государственного регулирования цен на продовольствие начали отказываться в рамках пилотного проекта еще в 2016 году. Тогда первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов заявил: было выявлено, что государственное регулирование неэффективно и не сдерживает рост цен. Поэтому в 2017 году он был полностью отменен "за ненадобностью".

В Украине уже было госрегулирование цен, но его отменили в 2017 году. Иллюстрация.

Но Соломчук считает, что от государственного регулирования тогда отказались, чтобы убрать преимущество украинского производителя перед импортными товарами на нашем рынке, но на самом деле идея эффективна. Поэтому народный депутат предлагает закрепить регулирование цен в законе, чтобы его нельзя было отменить в угоду чьим-то интересам.

"Закон всегда имеет большую силу, чем постановление Кабинета министров. Вот почему мы решили закрепить это на законодательном уровне, чтобы государственное регулирование действовало независимо от того, кто находится в правительстве. И когда мы станем государством, где уборщик будет зарабатывать не менее 1000 долларов, тогда можно будет отменить его и войти в рыночные отношения", - прокомментировал депутат обозревателю.

Ранее эксперты положительно оценивали отмену государственного регулирования цен, но настаивали на введении механизма, с помощью которого незащищенные слои населения могли бы обеспечить дешевыми продуктами. Но механизм так и не был найден.

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин уверяет, что все страны мира так или иначе пытаются снизить стоимость продуктов питания для собственного населения. Это особенно важно во времена кризиса. Например, в США существует программа, в рамках которой людям бесплатно раздают еду. По словам эксперта, им пользуются около 40 миллионов человек.

"Когда мы отказались от государственного регулирования в 2017 году, ситуация была более стабильной. Теперь все по-другому. Цены на продукты питания для малообеспеченных слоев населения не могут так сильно вырасти. Это проблема", - говорит он.

В Украине цены на продукты не перестают расти. Иллюстрация.

В чем недостатки государственного регулирования?

По мнению экономиста и финансового аналитика Алексея Куща, государственное регулирование в Украине работать не будет, поскольку ранее эта практика не очень хорошо себя показала.

"Существует множество схем, с помощью которых за счет дополнительных услуг (стоимость упаковки или что-то еще) можно обойти наценки. До 2017 года никто практически не контролировал, как соблюдались эти цены. У нас также были примеры, когда "социальные" товары просто исчезали из торговых сетей. Такая ситуация была во время дефицита гречневой крупы в 2011 году. Тогда его привезли из Китая, но сразу же раскупили в официальных торговых сетях. После того, как гречка появилась на черном рынке, но без контроля маржи, она была в два-три раза дороже, чем должна была стоить официально", - говорит Кущ.

Эксперт считает, что Украине подошли бы и другие механизмы, которые могут защитить малообеспеченные семьи. Например, снижение ставок НДС на социальные товары до 5-7%, как в европейских странах.

В Раде хотят вернуть госрегулирование цен на социально значимые продукты. Иллюстрация.

Является ли законопроект "рабочим"?

Перспективы законопроекта о государственном регулировании достаточно сложны. Соломчук понимает, что партнерам Украины эта идея может не понравиться. Но депутат уверен, что если мы будем работать над продвижением, то есть шансы принять документ.

Хотя у экспертов есть ряд замечаний к законопроекту. Например, Пендзин считает, что нет необходимости принимать отдельный закон по этому вопросу, который регулируется постановлением Кабинета министров.

"С конца 90-х годов действует решение Конституционного суда, которое определяет, что Верховная Рада вводит только общие основания для государственного регулирования цен, но методы и конкретные товары уже определяются Кабинетом Министров. Нет необходимости в этих длительных процедурах, нет необходимости определять в законе, какое молоко жирности должно подпадать под государственное регулирование. Это можно сделать быстрее", - говорит он.

В целом эффективность государственного регулирования, как и любой идеи в украинских реалиях, зависит от ее реализации. Если наценка контролируется добросовестно, это действительно может помочь семьям с низкими доходами. Если это несправедливо, регулирование цен ничего не изменит. В то же время не стоит надеяться, что в случае введения государственного регулирования стоимость товаров на прилавках снизится. Эта идея только замедлит рост цен на продовольствие в будущем.