Добавление бутан-бутиленовой фракции в бензин и сжиженный газ приводит к резкому ухудшению качества продукта, отмечают эксперты.
Компания Katma Group, которая является поставщиком топлива для сети АЗС BRSM-Nafta, импортировала в мае-июне 2836 тонн бутан-бутиленовой фракции (BBF). Это нефтехимическое сырье имеет характеристики, аналогичные характеристикам сжиженного газа, сообщает Enkorr со ссылкой на Консалтинговую группу A-95 в среду, 7 июля.
Указано, что железнодорожные партии BBF были доставлены с Мозырского НПЗ в нефтегазосберегающий комплекс БРСМ в селе Переяславское (Киевская область).
Бутан-бутиленовая фракция является побочным продуктом установки каталитического крекинга, полученным при остановке Мозырского НПЗ, с содержанием бутиленов около 50%. Традиционным методом использования BBF является повышение октанового числа бензина и в качестве сырья для производства синтетического каучука. В Украине основной областью применения этого сырья является смешивание с коммерческим сжиженным газом с целью снижения его себестоимости и увеличения прибыли от продаж. В то же время побочным эффектом такого смешивания является потеря качества газа из-за высокой коррозионной стойкости BBF и повышенного показателя не испаряющегося остатка.
"Ни одна украинская сеть АЗС не покупает BBF, что в случае Мозырского НПЗ является отходом нефтеперерабатывающего производства. В Переяславском, куда БРСМ транспортирует это сырье, технологически возможно добавлять его как в сжиженный газ, так и в бензин. В обоих случаях это приведет к резкому ухудшению качества продукта", - прокомментировал Артем Куюн, специалист Консалтинговой группы А-95.
Аналогичное мнение высказал аудитор по сертификации нефтепродуктов ОС Серт АСУ Александр Лютый.
"Бутан-бутиленовая фракция не является коммерческим продуктом, она является сырьем для получения других нефтехимических продуктов путем комплексной переработки. Он отличается от коммерческого автогаза повышенным содержанием углеводородов С5 и выше, а также содержанием диеновых углеводородов, поэтому остаток после выпаривания значительно превысит норму", - говорит Александр Лютый.
По мнению технических специалистов, использование BBF в качестве автогаза может привести к серьезному повреждению топливной системы автомобиля.
"Пострадают коробки передач, газовые фильтры и форсунки. Не испарившийся остаток после нагрева газа в коробке передач осаждается в виде маслянистой жидкости, что негативно сказывается на точности газовых форсунок, блокирует работу клапанов в коробке передач и снижает пропускную способность газовых фильтров",-отметил технический директор сети сервисных станций Profigas Евгений Устименко.
По словам Артема Куюна, смысл операции смешивания BBF со сжиженным газом заключается в получении дополнительной прибыли.
"Фракция, поставляемая на нефтебазу БРСМ, в этот период дешевле товарного сжиженного газа Мозырского НПЗ на 65-90 долларов США/т, или на 1,17-1,55 грн/л. На закупленной партии BBF, проданной по цене сжиженного газа, выручка составит до 7 млн грн",-сказал эксперт А-95.
Он также признал, что для повышения октанового числа часть BBF можно смешать со стабильным бензином, который производится на Гадячском мини-НПЗ, принадлежащем производственному звену БРСМ компании Standard Oil 2000. Однако в этом случае полученный продукт будет иметь избыточное давление насыщенных паров, что крайне опасно летом.
Издание напоминает, что в 2020 году группа БРСМ приобрела 117 тысяч рублей. Тонны сырья и комплектующих для производства нефтепродуктов. По итогам января-мая 2021 года группа является одним из лидеров по импорту безакцизных растворителей. Бензин с октановым числом 95 и альтернативное топливо, продаваемое в сети BRSM, производится ООО "Стандарт Ойл 2000" на мини-НПЗ в Гадяче и нефтебазе в поселке Переяславский. Он также производит часть дизельного топлива, рецепт которого неизвестен.
Основываясь на лабораторных исследованиях, эксперты Консалтинговой группы А-95 также считают, что бензин А-92 также подвергается дополнительным воздействиям со стороны технологов BRSM, в котором весной 2021 года было обнаружено содержание монометиланилина (ММА), добавки, повышающей октановое число, запрещенной к применению в Украине, Европе и США.
Напомним, что розничные цены на топливо в Украине выросли на этой неделе. Повышение цен стало результатом корректировки стоимости топлива в соответствии с постановлением Кабинета Министров о предельной торговой наценке.