Котировки

Вместо свалки — в Украину. Как страну заполоняет авторухлядь

Якимченко Олександр
Экономика
09 Mar 07:30   

Украинцы активно скупают подержанные автомобили. С одной стороны, это связано с тем, что не все могут позволить себе новые автомобили, а с другой стороны, пандемия толкает людей покупать личный транспорт. В результате украинские дороги наводнены автомобилями, мягко говоря, не первой свежести.

Старое побеждает новое

По данным Ассоциации автопроизводителей Украины, в январе-феврале было зарегистрировано 53 тысячи автомобилей — это в 4,4 раза больше, чем год назад. Только в январе 25,6 тысячи подержанных автомобилей, ввезенных из-за рубежа, получили номерные знаки, что в 4,5 раза больше новых.

Автомобили старше десяти лет составляют 45% всех "колес" с пробегом, зарегистрированных в январе. Треть регистраций приходится на автомобили в возрасте от шести до 10 лет, и только 22% были поставлены относительно "молодыми" - не старше пяти лет. Самыми популярными были Renault Megane, Volkswagen Passat и Skoda Octavia. Те же самые марки (плюс Ford) также перевозились в феврале. В прошлом месяце в Украину было ввезено 33,7 тысячи легковых автомобилей, 81% из которых были подержанными. В то же время производство автомобилей в Украине в прошлом году сократилось более чем на четверть.

Как рассказал "Вестям" таможенный брокер Василий Лисица, в прошлом году поток импортных автомобилей значительно увеличился, причем не столько из Европы, как это было раньше, сколько из США. "Если брать в процентах, то сегодня основной спрос украинцев-это "битки" из США. Их покупка на аукционе, доставка и таможенное оформление обходятся гораздо дешевле, чем если бы вы ввозили автомобиль из Европы. И самое главное: автомобили из США не такие уж и старые, это не тот хлам, который покупают в Евросоюзе. В ЕС сегодня сложнее найти нормальный автомобиль — с небольшим пробегом, в хорошем состоянии. Их активно покупают местные жители из-за коронавируса*", - говорит Василий Лисица.

Боится коронавируса

Украинские дилеры-перекупщики в той же Германии жалуются, что с немцами стало сложнее работать. Они почти ничего не уступают при продаже, потому что уверены, что их машину купят заявители, если не из Украины, то местные.

Переполненные трамваи и автобусы серьезно напугали немцев, и они предпочитают ездить на собственном автомобиле без риска заразиться во время пандемии. В результате в стране наблюдается настоящий бум продаж подержанных автомобилей. По данным Росавтодора, только в июле прошлого года было совершено почти 750 тысяч передач прав собственности на автомобили. Для сравнения: в июле 2019 года было зафиксировано всего 100 тысяч сделок с подержанными автомобилями. А всего в 2020 году было продано около 7 миллионов подержанных автомобилей. Немцы покупали подержанные автомобили, спасаясь от заразы в общественном транспорте, и из-за того, что из-за блокады доставки новой машины пришлось ждать долго.

В проигрыше оказались дилеры, продающие новые автомобили — их бизнес рухнул в среднем на 20%. А платформа подержанных автомобилей mobile.de, которая предлагает более 1,3 миллиона автомобилей, недавно сообщила, что подержанные автомобили переходят из рук в руки все быстрее и быстрее.

Эксперты предполагают, что такая ситуация на авторынке Гремании продлится до конца текущего года. А в следующем году немцы избавятся от подержанных машин, купленных во время карантина. Поэтому они поедут в Украину.

Дороги этого не выдерживают

Пока же большой поток автомобилей из Европы Украине не угрожает, говорит "Вестям" генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. "Из-за того, что наши автосервисы имеют низкооплачиваемую работу, сломанные автомобили привозят к нам из Америки. Если ремонт машины там потянет на 4-5 тысяч долларов, то у нас подобная работа стоит где-то 300-400 долларов", - говорит он.

Импортеры новых автомобилей бьют тревогу-спрос постоянно снижается. "Более того, импортеры, которые ранее успешно торговали новыми автомобилями, переходят на торговлю и поставку подержанных автомобилей. Некоторые специализируются на автомобилях из США — привозят их, ремонтируют на своих автосервисах и продают. А некоторые известные производители, такие как Volvo, стали продавать в своих салонах подержанные автомобили с небольшим пробегом, купленные у украинских владельцев. Просто в Украине нет нормальных таможенных ставок, и украинцы стараются ввозить дешевый автомобиль, чтобы не платить большую сумму за растаможку. Поэтому рынок недорогих подержанных автомобилей процветает и будет процветать и дальше", - прогнозирует" Вести "юрист" Авто Евро Пауэр " Иван Казачук.

Но дороги этого не выдерживают. "Сначала из-за карантина на дорогах было больше машин, когда общественный транспорт остановился. Тогда украинцы стали чаще ездить на своих машинах, избегая метро и маршруток. Но дороги не выдерживают*, - говорит" Вестям " автоэксперт Владимир Караваев. - Пробки становятся все больше, город не приспособлен к такому большому количеству транспорта. Не говоря уже о вредных выхлопах. Киев все больше становится лидером по уровню загрязнения окружающей среды. Нас ждет еще больший наплыв автомобилей и, увы, большие экологические проблемы*".

Материал был опубликован в газете" Вести " от 9 марта № 041. Купить полный выпуск газеты "Вести" можно в пунктах распространения прессы или подписаться онлайн.