Котировки

Водородная бомба. Как по нашей ГТС собираются гнать в Европу водород вместо газа и что это значит для Украины

Бобрович Яна
Экономика
24 Mar 17:40   

За" чистый " водород для Европы украинцы могут заплатить повышенными тарифами на электроэнергию

Европа активно вовлекает Украину в новый проект - водородный. Наша страна претендует на статус едва ли не крупнейшего поставщика водорода в ЕС.

На днях премьер-министр Денис Шмыгаль заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt, что Украина планирует начать транспортировку водорода в Европу по газопроводу "Братство".

Сразу уточним: речь идет о газопроводе "Братство", а не "Дружба", как его название было переведено на официальном сайте Кабмина и некоторых украинских СМИ. Дружба-это не газопровод, а нефтепровод. Поэтому подача водорода через него просто нереальна.

Газопровод Братство (более известный под своими названиями Братство или Брудершафт)-это система магистральных газопроводов, которая включает в себя часть украинской трубы на участке Долина-Ужгород-государственная граница и далее идет через Словакию, разветвляясь на отдельные направления в Чехию, Германию, Австрию). Сейчас через него транспортируется российский газ.

Как отметил Шмыгаль, перевод его на поставки водорода в ЕС является целью Украины в среднесрочной перспективе и "главным приоритетом для нас".

Фактически речь идет о "перепрофилировании" украинской трубы с российским газом, перспективы транзита которого после "Северного потока-2" весьма туманны, на новый ресурс- водород. "Они ищут, чем бы заполнить трубу, чтобы она окончательно не превратилась в бесполезный металл",-говорит соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Ранее водородный проект уже обсуждался в связи с вопросом завершения строительства "Северного потока-2". Участие Украины в нем может стать своеобразным компромиссом между Германией и США по "Северному потоку-2".

Водородный вопрос сейчас активно продвигается в Европе в рамках политики декарбонизации экономики. ЕС выделяет миллиарды на перевод экономики на "чистое" водородное топливо.

И, видимо, это одна из главных причин, почему украинские власти тоже заинтересованы в водороде. Премьер-министр намекнул в интервью одной из немецких газет, что реализация проекта по транспортировке водорода в ЕС по нашей трубе должна происходить "с привлечением европейских инвестиций"."

Но пока неясно, будут ли деньги, когда и сколько. Но есть много проблем, связанных с водородом. Во-первых, необходимо приспособить украинскую ГТС для транспортировки водорода-газа, который буквально испаряется через малейшие трещины в трубе. Пока не ясно, сколько это будет стоить, но ясно, что суммы исчисляются миллиардами. И, скорее всего, Украине тоже придется инвестировать.

Во-вторых, для того чтобы транспортировать водород в ЕС, его сначала нужно произвести. А поскольку Европе нужен не просто водород, а "зеленый", ей придется расширять мощности зеленой энергетики (для производства водорода требуется много электроэнергии). Но "зеленка" уже так сильно бьет по нашему рынку и тарифам для населения.

Поэтому, как говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук, потребители в конечном итоге за все заплатят.

"Страна" понимала ситуацию.

Зачем Европе нужен водород

Водородная тема - одна из самых модных сейчас в Европе. В рамках курса декарбонизации "Зеленой сделки" (к которому присоединилась и Украина) существует отдельное водородное направление, которое получит основное финансирование, выделяемое на экологические инициативы (согласно бюджету ЕС на 2021-2027 годы, это 550 млрд евро). В водородной концепции ЕС есть место и для Украины. Предлагается изучить возможность производства водорода в двух зонах - в центре и на юге, где в настоящее время сосредоточены крупные мощности солнечной и ветрогенерации.

Хотя сама тема использования водорода в качестве топлива не нова.

Впервые о водородной экономике заговорили еще в 70-е годы прошлого века. Затем стали появляться публикации, которые в то время казались научной фантастикой - о превращении целых городов и отраслей промышленности в водород. Предлагалось запускать электростанции на водороде, отапливать дома, переводить на него транспорт и т. д.

Эта теория основывалась на свойствах водорода, теплота сгорания которого сравнима с теплотой сгорания природного газа и выше, чем, скажем, у бензина. При этом он практически не образует вредных выбросов. То есть водород позиционируется как один из самых экологически чистых ресурсов.

Тогда же начались первые эксперименты, причем не только в Европе, Японии и США, но и в СССР.

Советский Союз даже создал водородный самолет на базе ТУ-154. Однако для практического применения она оказалась малопригодной - пришлось сделать настолько большие топливные баки, что они заняли треть салона, что, конечно, сказалось на стоимости перевозки - она зашкаливала.

Были также эксперименты с водородом в автомобильной промышленности, но они также не были очень успешными. Главная проблема-высокая стоимость пробега: километр на водородном автомобиле обходится в несколько раз дороже, чем, скажем, на стандартном автомобиле с бензиновым или дизельным двигателем.

Дело в том, что получить водород не так-то просто. Необходимо перерабатывать другие ресурсы, в частности, проводить конденсацию углеводородов паром или расщеплять воду электролизом, который потребляет огромное количество электроэнергии.

Все эти технологии стоят недешево. Плюс - "на дороге" образуются самые вредные выбросы, с которыми "водородная экономика", по идее, наоборот, должна бороться. "Для производства водорода требуется много электричества. А какой смысл в "чистом" водороде, если на него нужно тратить много электроэнергии, в том числе и от "грязных" ТЭС? Зачем еще один "энергетический переход", который, во-первых, дорог, а во-вторых, не факт, что он настолько экологичен", - говорит Геннадий Рябцев, руководитель научно-исследовательских проектов НТЦ "Психея"

То есть водородная революция еще не произошла. Всплесков интереса к водородной теме было несколько, и все они совпали с кризисами на рынках традиционных источников энергии, например, в нефтедобыче.

"Нынешнее" обострение "по поводу водорода, на моей памяти, уже третье по счету", - добавил Рябцев.

Но сейчас ситуация более благоприятна для развития водородной темы, чем раньше. С бумом зеленой энергетики, в частности, активным развитием солнечной и ветровой генерации, появляется все больше "лишней" чистой электроэнергии.

Его уже можно направить на производство водорода, а сам процесс перестал быть "грязным", в отличие от выработки водорода из углеводородов или использования энергии традиционных угольных ТЭС.

Именно на "зеленом" водороде (то есть производимом из чистой электроэнергии) ЕС делает акцент.

К 2024 году ЕС планирует запустить 6 гигаватт мощностей по производству зеленого водорода, а к 2040 году эта цифра должна вырасти до 40 гигаватт, и водород будет составлять 13% всей энергетической инфраструктуры Европы.

Планируется переоборудовать отопление, работу различных предприятий, автотранспорт и т. д. К водороду.

Например, если говорить о отоплении, то такие технологии уже используются, хотя и не массово.

Технология стационарных топливных элементов (ТВЭЛОВ) позволяет получать электроэнергию и тепло из водорода или природного газа непосредственно в домашних котельных. А побочный продукт-воду-можно использовать для очистки воздуха. Такие установки уже работают во многих странах, и их мощность к 2025 году должна составить 3 тысячи мегаватт.

И стоимость энергии, получаемой с помощью таких технологий, уже сопоставима с ценой атомной электроэнергии (которая считается самой дешевой), а массовое использование должно сделать ее еще дешевле.

Есть также идеи о переходе на водородные тепловые электростанции"грязных" химических и металлургических заводов и так далее. Ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий в мире на водороде возникнет целая индустрия с годовым оборотом в 2,5 триллиона долларов и 30 миллионами рабочих мест. А водород заменит до 20% ископаемых энергоресурсов. И Европа, судя по всему, намерена сохранить лидерство в этом вопросе.

Водородная Украина

Европа пока не может обеспечить себя водородом. Для этого потребуется едва ли в три раза больше "зеленых" мощностей, чем сейчас есть в ЕС.

Поэтому возможность производства водорода в Украине активно изучается. У нас есть для этого основания - наша страна бьет все рекорды по зеленой энергетике, у нас уже есть больше мощностей по возобновляемой энергетике, чем нам нужно, и, благодаря сверхвысокому тарифу, на который подписалось государство, инвесторы продолжают анонсировать все новые и новые зеленые проекты в Украине.

Осенью прошлого года компания Н2, которую основали Вадим Чижковский и Андрей Жовнер, экс-сотрудники секретариата Кабмина и Генпрокуратуры, и у которой уже есть проекты по строительству ветропарков в Запорожской области, подписала меморандум с Укргидроэнерго и Энергоатомом, пообещав построить водородный завод на Днепровской ГЭС и дата-центр на Запорожской АЭС.

Общая стоимость проекта составляет менее миллиарда евро. При этом уставный капитал компании составляет всего одну тысячу гривен. Как заявляло тогда руководство H2, планируется привлечь европейских инвесторов, в частности, в проекте якобы заинтересованы норвежские и австрийские компании.

А буквально за неделю до презентации этого проекта тогдашний министр энергетики Ольга Буславец и министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер подписали совместное заявление о "начале энергетического партнерства", которое также включает сотрудничество в поставках водорода из Украины в Германию.

В то же время украинская газотранспортная система присоединилась к альянсу ЕС по чистому водороду.

Есть и другие идеи по запуску производства водорода в нашей стране.

"Страна" уже писала, что недавно власти Германии и Украины договорились о совместном проекте по производству водородного топлива в нашей стране.

В его рамках в Мариуполе будет построен завод при участии Siemens Energy campaign и украинской энергетической компании Рината Ахметова ДТЭК. Это часть возможной сделки, в рамках которой Германия расширяет поддержку Украины, а США не вмешиваются в завершение строительства "Северного потока-2".

То есть для Германии одной из целей привлечения Украины к водородной теме является достижение возможности спокойно достроить "Северный поток-2".

Как отмечает немецкое издание Handelsblatt, Германия рассчитывает, что Украина поможет Евросоюзу достичь амбициозной цели - избавиться от" грязной " тепловой энергии к 2050 году. В среднесрочной перспективе Украина сможет поставлять в ЕС 7,5 гигаватта водорода (это почти пятая часть того количества водорода, которое должно быть произведено во всем ЕС к 2030 году - 40 гигаватт).

Первый пилотный проект по водороду уже согласован в рамках экономического форума, который недавно прошел в Европе. Она включает в себя создание водорастворимого электролизера стоимостью 25 миллионов евро и мощностью 8,5 мегаватта.

Завод по расщеплению воды будет построен на базе металлургического завода в Мариуполе. Водород там будет использоваться для производства низкоэмиссионной стали. То есть, как видите, Европа хочет не только получить от нас водород сама, но и "посадить" на него украинские заводы, в частности, металлургические.

Что также вписывается в стратегию "Зеленой сделки".

Как и в случае со Шмыгалем, который ждет денежной поддержки водорода от ЕС, ДТЭК также рассчитывает на европейское финансирование. "Крупные водородные проекты не могут быть запущены без политической поддержки и субсидий", - заявил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко в интервью Handelsblatt.

"Взятка Европы" и рост тарифов для населения

То есть как для украинской власти, так и для бизнеса участие в европейских водородных проектах-это возможность получить щедрое финансирование от ЕС.

"Пока я расцениваю такие проекты исключительно как своеобразную взятку Украине со стороны Евросоюза", - говорит Рябцев.

Однако, по словам Корольчука, пока неясно, будет ли финансирование и в каких объемах. "Может быть, они и дадут нам какие-то деньги, но нам тоже придется инвестировать", - считает эксперт.

Это вызывает ряд вопросов.

Первый-как адаптировать украинскую ГТС для транспортировки водорода.

Чистый водород по нашей трубе в Европу перегнать будет невозможно. Это очень летучий газ и мгновенно просачивается в мельчайшие трещины, которые тот же природный газ просто"не замечает".

То есть нужно дополнительно подготовить ГТС к водороду.

"С чисто технической точки зрения это было бы возможно. Герметизацию на трубах нужно будет обновить", - сказал Денис Шмыгаль в интервью немецкому изданию.

Но пока неясно, к чему приведет такое обновление и возможно ли его осуществить в принципе.

Одна из региональных газовых компаний Дмитрия Фирташа уже провела испытания газопровода на водород. А в октябре прошлого года были объявлены результаты: украинская газораспределительная сеть непригодна для транспортировки чистого водорода. При испытаниях с 99% - ным водородом давление в трубе за 14 дней упало на 46%", - заявил глава РГК Олег Никоноров на Украинском газовом форуме.

Как показал тест, каждое соединение в газопроводе пропускало молекулы водорода, но в то же время не пропускало молекулы газа. "Проще говоря, если молекула метана-это яблоко, то молекула водорода-это вишня", - объяснял тогда Никоноров.

"Потери при транспортировке водорода могут достигать 40%, это заоблачная цифра", - добавил Марунич.

На следующих этапах испытаний РГК снизит концентрацию водорода (до 5%).

Таким образом, если поставки возможны, то это будет не чистый водород, а его смесь с газом.

"Но, во-первых, нам все равно понадобится газ, что ставит под сомнение эти проекты без российского транзита, а во-вторых, пока неясно, сколько будет стоить такой водород. Ведь тогда надо будет как-то отделить его от газа", - отмечает Рябцев. То есть все еще на уровне экспериментов.

Испытания газопроводов высокого давления для транспортировки водорода вообще не проводились. А с этим могут возникнуть еще большие проблемы, чем с прохождением по "нормальным" газопроводам, так как нужно еще и поддерживать высокое давление, что может быть совсем небезопасно (есть угроза взрыва).

Второй вопрос-производство.

"Зеленый" водород, который Европа готова принять, может быть произведен только с использованием "зеленого" электричества. В противном случае, если использовать, скажем, угольные тепловые электростанции, возникает тот самый углеродный след, против которого так активно выступают в ЕС.

То есть Украине придется не просто максимально использовать существующие мощности зеленой генерации, но и строить новые. "Зеленая энергетика чрезвычайно зависит от погоды. Например, этой зимой, когда было мало солнца и ветра,"зеленка" не дала 25% от плана. Поэтому требуется больше возможностей. И, учитывая наши обязательства перед ЕС, Украина не сможет отказаться от таких проектов", - говорит Дмитрий Марунич.

И, конечно, нам придется дать высокий тариф на зеленую электроэнергию, под которым подписались наши власти. И на которые уже не хватает денег.

"Это также выгодно и для традиционного энергетического сектора. Так как "Зеленка" требует больших маневренных возможностей. Например, 7 мегаватт зеленой генерации требуют такого же количества маневренной мощности, и это, прежде всего, тепловые электростанции. Это означает, что традиционная энергетика сможет продавать свою электроэнергию для таких проектов почти в два раза дороже, что, конечно, выгодно нашим энергетическим компаниям. Но потребителям это не выгодно. В результате они будут платить за расширение зеленой генерации для водорода в гудронеффс. Стоимость электроэнергии, в том числе и для населения, будет только расти", - отмечает Юрий Корольчук

европа

Одна из самых маленьких частей света в Северном полушарии Земли, омывается Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере, имеет площадь около 10 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный материк Евразия

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

европейский союз

Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Европейский союз был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию

шмыгаль денис

Украинский государственный и политический деятель. Премьер-министр Украины с 4 марта 2020

handelsblatt

Ежедневная деловая газета Германии, издаётся издательской группой «Хандельсблат». Газета была основана 16 мая 1946 года

дружба

словакия

чехия

германия

австрия

доллар сша

международный институт стратегических исследований

страна

япония

шульгин александр

запорожская область

альтмайер петер

мариуполь

siemens energy

ахметов ринат

дтэк

тимченко максим

фирташ дмитрий

дубровский