Котировки

Закрытие шахт, увеличение тарифов, удар по экспорту. Как Украина присоединяется к "зеленому курсу" Евросоюза

Бобрович Яна
Экономика
06 Mar 15:45   

На" юбилейном " заседании Кабинета министров 3 марта премьер-министр Денис Шмыгаль объявил о запуске пилотного проекта по трансформации угольных регионов в ближайшее время. Проще говоря, речь идет о закрытии шахт.

Премьер-министр не стал раскрывать никаких особых подробностей, отметив лишь, что проект стартует сразу из восточных и западных регионов страны, и он получил одобрение в ЕС, в частности, в Германии. Кстати, закрытие угольных шахт там тоже идет полным ходом и будет полностью завершено к 2030 году. В Польше этот процесс также запущен - последнюю шахту в стране обещают закрыть к 2040 году.

Закрытие угольных шахт-один из элементов стратегии "Зеленого дела", которую ЕС одобрил в 2019 году и к которой наша страна обещала присоединиться.

"Зеленое соглашение" предусматривает спасение Европы от изменения климата. Она должна быть "очищена" от так называемого "углеродного следа" к 2050 году.

Для этого предусмотрен целый перечень мер-от закрытия шахт и "грязных" предприятий до "углеродного" налога на товары и развития зеленых технологий.

ЕС готов выделить огромную сумму на "озеленение" - около триллиона евро.

Получит ли Украина доступ к этим деньгам-вопрос пока открытый. Тем не менее, похоже, что нам придется пойти на уступки Европе по "Зеленой сделке".

В результате возникают серьезные риски как для экспорта, так и для внутреннего рынка. Например, наша металлургическая продукция на европейском рынке может резко подорожать, а тепловые электростанции придется переводить с угля на газ, что чревато ударом по тарифу на электроэнергию.

То есть с "Зеленой сделкой" Украина рискует попасть в ту же ловушку, что и в свое время с "зеленой энергетикой". Когда инвесторам сначала давали сверхвысокие тарифы, а теперь платежи по ним просто убивают рынок электроэнергии и завышают тарифы для населения.

"Страна" понимала, что означает "озеленение" Европы для украинской экономики.

Минус 40 тысяч рабочих мест до 2027 года

Среди шагов, которые Украина уже готова предпринять в рамках "Зеленой сделки", можно отметить закрытие шахт и план по сокращению выбросов.

Что касается шахт, то Минэнерго давно разработало концепцию "трансформации угольных регионов". Он рассчитан на 2021-2027 годы. И, как объявил премьер-министр Шмыгаль, он будет запущен в ближайшее время.

Ранее сообщалось, что для пилотного проекта были подготовлены две шахты в Донецкой и Львовской областях.

"Они должны продемонстрировать результаты трансформации, чтобы мы могли распространить их на другие угольные регионы", - пояснил Шмыгаль

В преамбуле к угольной стратегии говорится, что сегодня 29 из 33 государственных шахт не приносят дохода, а две трети оборудования уже отработали свой ресурс. Но есть 38 000 сотрудников в отрасли, которые должны что-то с этим делать. В список кандидатов на преобразование вошли около 50 населенных пунктов Львовской, Волынской, Луганской и Донецкой областей.

Эти города хотят снять" угольную " зависимость, и, в этом вопросе, государство обещает взять на себя основную финансовую нагрузку. Трансформацию планируется проводить поэтапно (не менее 10 лет), с широким диалогом с местными властями и бизнесом. Шахтерам и их семьям обещана социальная поддержка (в том числе переподготовка).

Интересно, что на базе шахтерских поселков собираются создать некие "центры креативной экономики" - поддерживать стартапы и IT-технологии, микропроизводство, открывать там коворкинги и индустриальные парки.

К 2027 году планируется сократить добычу угля на 25% и создать 40 тысяч рабочих мест в других отраслях, которые по идее должны быть заняты шахтерами. Планы на более отдаленное будущее пока не озвучены.

Но есть и много вопросов по поводу существующей дорожной карты.

Во-первых, будут ли деньги (среди источников финансирования-государственный и местный бюджеты, международные доноры).

Во-вторых, как будет выглядеть переподготовка шахтеров на практике.

"Ведь тоже нужно учитывать менталитет. Не факт, что майнер пойдет переучиваться на бизнесмена или IT-специалиста. Людей можно просто "подтолкнуть" к тому, что они сами начнут бросать. В то же время вопрос о достойных "выходных пособиях", которые выдаются шахтерам в Германии или Польше, мы пока не поднимали, — говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук. Более того, как заявил глава Независимого профсоюза шахтеров Михаил Волынец, многие шахтеры не могут даже выйти на пенсию по выслуге лет, так как есть большие долги по ЕСВ. Но есть не только государственные, но и частные шахты. Вопрос в том, что с ними будет.

"Теоретически они тоже должны быть закрыты. Но, конечно, собственники захотят, чтобы это финансировалось не из их кармана", - говорит Корольчук.

В любом случае, чтобы закрыть шахты, потребуются миллиарды.

Власти рассчитывают, что хотя бы часть средств будет предоставлена Европой.

"Мы активно обсуждаем с Евросоюзом справедливую трансформацию угольных регионов по примеру Европейской программы справедливого перехода. Мы не первые на континенте подвергаемся поэтапному закрытию шахт и переживаем социальную трансформацию так называемых угольных регионов и моногородов, которые зависят от работы шахт или тепловых электростанций", — сказал Шмыгаль.

Он также добавил, что по оптимистическому сценарию шахты могут быть закрыты до 2040 года, а по пессимистическому-до 2070 года" в зависимости от того, как будут развиваться мировые события."

То есть убеждать Европу "участвовать" будут в том числе и на условиях.

Хотя, по словам Корольчука, много денег из ЕС вряд ли выбьют.

"Перед нами стоит очередь, Польша, которой тоже нужно закрыть шахты", - говорит он.

Волынец рассказал "Стране", что пока все рассказы о "правильном" закрытии шахт с преобразованием угольных регионов очень далеки от реальности.

"У нас даже некому делать проекты по закрытию конкретных шахт (а без них бюджет на закрытие непонятен-ред.) - все соответствующие учреждения разогнаны. Если только они не завалят шахтные столбы и не затопят их, как это уже было на некоторых шахтах. Ущерб окружающей среде колоссальный, плюс на эти проекты списываются сотни миллионов, которые непонятно в чьих карманах оседают", - говорит Волынец.

Схема тепловых электростанций

Но главный вопрос-что будет с ТЭС, когда они начнут закрывать шахты. Уже этой зимой Украина столкнулась с дефицитом угля.

Оказалось слишком дорого запускать газоблоки (они установлены на многих тепловых электростанциях). "Это было в два раза дороже для газа и в три раза дороже для мазута, чем для угля", - говорит Волынец.

Чтобы полностью перевести украинские угольные ТЭС на газ, необходимы значительные инвестиции в модернизацию - около 7 млрд евро.

"В то же время вопрос в том, нужны ли такие затраты, ведь на эти же деньги можно с нуля построить современные газовые тепловые электростанции мощностью 5 гигаватт. Такие, как, например, работа в Германии - экологичные и в то же время недорогие. Себестоимость производства электроэнергии на таких тепловых электростанциях на 20% ниже, чем на угольных. Более того, если параллельно развивать проекты по увеличению добычи газа, то через 10-15 лет можно будет полностью обеспечить газогенерацию украинскими ресурсами.

Но здесь опять встает вопрос о частной генерации (ДТЭК"Донбассэнерго" - ред.). Бизнес явно не заинтересован в том, чтобы ставить крест на своих тепловых электростанциях и строить газовые электростанции с нуля. Наверняка они выбьют субсидии на модернизацию. Ведь если государство это профинансирует, то частные энергетические компании заработают вдвое - сначала на самой работе, потом и на снижении себестоимости продукции", - отмечает Корольчук. Если вы переведете ТЭС на газ и при этом не увеличите добычу газа в Украине, то есть еще один риск. Пока неясно, как изменятся цены на газ. Если покупать его в Европе по нынешней формуле (то есть по отношению к европейским спотовым биржам, где цена всегда спекулятивная, плюс доставка), то при скачке цен на газ себестоимость производства электроэнергии может почти удвоиться. Это сразу же скажется на тарифах для потребителей.

"Плюс, если начать реализацию мер по "зеленой" ТЭС без четкого экономического обоснования, страна может столкнуться с дефицитом электроэнергии. В общем, все эти зеленые проекты стоят очень дорого. По предварительным оценкам, ежегодные расходы Украины на" Зеленую сделку "могут превысить 5% ВВП", - добавил аналитик Tele Trade Сергей Родлер. То есть получается та же история, что и с зеленой энергией. Сначала Украина гарантировала инвесторам высокие тарифы, не ограничивая мощности (в результате они вскоре могут достичь 8 гигакиловатт, что в два раза больше, чем рынок в принципе может переварить), а потом оказалось, что платить фактически не за что. Нам пришлось загнать в долги весь энергетический рынок и поднять тариф для населения.

Зеленый или умри

Еще одна тема, которая продвигается в рамках зеленой стратегии, - это сокращение выбросов CO2. Согласно ему, законопроект № 4167 был внесен в парламент осенью прошлого года. Он предусматривал внедрение системы контроля промышленного загрязнения в Украине в рамках проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины", который реализуется при поддержке правительства Германии.

Документ предусматривает, что предприятия, загрязняющие окружающую среду, должны будут получать специальные разрешения. По сути, это своего рода внутренние квоты на выбросы, за превышение которых предусмотрены санкции и штрафы. Но в прошлом месяце парламент отправил этот проект на доработку. Здесь не обошлось без лобби крупных отечественных промышленников, которые пока не готовы к"чистке".

Как пояснил народный депутат Сергей Магера (представляет группу Ахметова)," в рамках евроинтеграционных процессов и зеленых преобразований Украине явно нужен закон, регулирующий эти вопросы. Но по своей сути она должна стимулировать внедрение экотехнологий. Философия проекта № 4167 иная: принуждение и наказание вместо стимулов."

Но понятно, что это лишь временное "отступление". Выступая на Международном саммите климатических амбиций, президент Владимир Зеленский заявил, что цель Украины-сократить выбросы на 58-64% по сравнению с 1990 годом.

Здесь стоит отметить, что часть этого объема ушла автоматически. Ведь украинская промышленность за последние несколько десятилетий значительно сократила объемы производства (а, следовательно, и выбросы).

Но особенность" Зеленой сделки "заключается в том, что она не столько измеряет общее загрязнение окружающей среды, сколько оценивает количество" грязных "предприятий и" углеродный след " в каждом продукте. И по этой формуле даже наше сельское хозяйство считается "грязным". Ведь она, например, потребляет "грязную" электроэнергию от угольных ТЭС.

На недавнем саммите Украина-ЕС в октябре прошлого года наши власти подписали соглашение "Климатический пакет для стабильной экономики Украины" с финансированием в 10 миллионов евро. Деньги пойдут на проекты по переходу к чистой и климатически нейтральной экономике, что, в том числе, предусматривает привлечение инвесторов.

Понятно, что 10 миллионов евро на модернизацию "грязных" украинских предприятий явно недостаточно. Это капля в море. Но на эти деньги можно запустить несколько демонстрационных проектов. А остальные должны платить более высокие налоги на выбросы. "Так было и в Прибалтике. Они ввели такие налоги и штрафы за "грязное" производство, что сам бизнес стал закрываться", - рассказал "Стране" глава агентства поддержки дружественной авиации Александр Ланецкий. Более того, план выбросов ударит не только по промышленности, но и по сельскому хозяйству, которое приносит Украине значительную долю экспортных поступлений.

Украина уже взяла на себя обязательство сократить выбросы в сельскохозяйственном секторе на 14% к 2030 году. Что, опять же, означает переход на более дорогие зеленые технологии, а также сокращение использования удобрений и средств защиты растений.

Влияние на экспорт

Стоит отметить, что многие частные компании сами реализуют "зеленые" идеи. В частности, такие технологии декларируют ДТЭК, Интерпайп и другие.

И здесь речь идет не столько об охране окружающей среды, сколько о подготовке к новому экспортному будущему.

ЕС рассматривает идею введения нового налога - на так называемый "углеродный след". Она будет рассчитываться индивидуально для каждого продукта с учетом специфики его производства. Более того, будут учтены все этапы.

Например, даже если самая "экологичная" молочная ферма потребляет "грязную" электроэнергию от угольных ТЭС, это уже отягчающий фактор.

В среднем углеродный налог на металлургическую продукцию составит около 30 евро за тонну. Это, по мнению экономиста Алексея Куща, сильно ударит по нашей металлургии, сделав ее менее конкурентоспособной по сравнению с турецкой. Последнее более "чистое", так как местные предприятия уже модернизированы. И европейский металл, производимый на современных предприятиях, не будет так сильно отличаться по цене от украинского, как сейчас. Все это чревато для наших металлургов потерей до 50% экспортной выручки. "Зеленая сделка окажет влияние на всех производителей - как европейских, так и тех, кто импортирует свои товары в ЕС.

Ожидаются ограничения на ввоз товаров, в производстве которых используются большие объемы углеводородов. Причем это коснется не только промышленности, но и сельхозпродукции. Таким образом, ЕС хочет мотивировать другие страны следовать их климатическому примеру. Понятно, что Украине тоже придется доводить свою продукцию до новых требований.

И, пока риторика украинских властей такова, что деньги на модернизацию бизнеса только обещают, мол, как только Европа начнет переводить, все сразу будет. Но давление на бизнес идет прямо сейчас-лоббирование более высоких налогов на выбросы под предлогом того, что они выше в Европе. Не исключено, что "грязные" предприятия со временем повысят налоги, чтобы поддержать "зеленый" бизнес за свой счет. Понятно, что это не лучший способ повлиять на стоимость украинской продукции, сделав ее менее конкурентоспособной на мировом рынке", - говорит Родлер.

Бизнес также заинтересован в принципе выделения денег на модернизацию (если таковая будет). Не получится ли так, что основные средства получат предприятия олигархов и ФПГ, а середняки без связей в официальных кабинетах ничего не получат.

Что в итоге может спровоцировать новое перераспределение во многих сегментах рынка

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

европейский союз

Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Европейский союз был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию

шмыгаль денис

Украинский государственный и политический деятель. Премьер-министр Украины с 4 марта 2020

германия

Федерати́вная Респу́блика Герма́ния , ФРГ — государство в Центральной Европе. Площадь территории — 357 408,74 км²

польша

Респу́блика По́льша — государство в Центральной Европе. Население по итогам 2015 года составляет 38 623 221 человек, территория — 312 679 км²

европа

страна

министерство энергетики российской федерации

донецк

львовская область

волынская область

луганск

международный институт стратегических исследований

белорусский независимый профсоюз

волынец михаил

тепловая электростанция

магера сергей

зеленский владимир

украина и европейский союз

прибалтика

дтэк