После выхода социальной драмы российского режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" в России перестали выделять государственное финансирование на критические фильмы. Об этом российский кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер и актер Юрий Быков рассказал в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону.
"Теперь очевидно, что нет терпимости к резкой самокритике. Я имею в виду, за государственный счет. Я не знаю, с точки зрения промышленности, хорошо это или плохо. Сейчас мы встречаемся с ребятами, близкими и менее близкими коллегами, которые снимали проблемные картины в нулевые. И в состоянии, и в чувстве мы все обмениваемся-простите за тавтологию - чувством, что эти времена прошли. Когда одна за другой шли "Долгие и счастливые жизни "[режиссер Борис Хлебников]" Сверху "[Василий Сигарев]"Бубен, Барабан" [Алексей] Мизгирева и так далее", - сказал Быков.
Он отметил, что "на самом деле не причисляет себя к этой волне", но признался, что фильм "Майор", который он считает своей лучшей работой, был снят в несколько иных обстоятельствах.
"В то время, насколько я помню, еще не было "Левиафана", не было такого водораздела: "Мы больше не снимаем про "Рашку-говно" и так далее. Я говорю о цитате из бывшего министра культуры. Тогда государство его поддерживало - разные режиссеры, разные критические фильмы, и гораздо более жесткие", - сказал режиссер.
После Левиафана картины на социальные темы "не были такими зубастыми", продолжал он.
"В общем, эта история-с критикой существующего пространства-конечно, Левиафана как-то закончилась. А некоторые из следующих картинок выходили либо уже по инерции, либо были не такими зубастыми. Потому что, например, следующая картина Звягинцева, которая называлась "Нелюбовь", не предполагала никакого государственного финансирования", - сказал Быков.
Фильм "Майор" вышел на экраны в 2013 году. Быков называет ее своей "самой важной и самой дорогой картиной"." Режиссер сказал, что когда снимал фильм, то думал, что речь идет только о произволе полиции.
"И теперь я понимаю, что для меня это была очень личная история, потому что я не мог найти свою, и мне казалось, что если я на примере этой истории покажу, что даже те, кто интегрировался в систему, в конце концов потеряют и своих, и других. Теперь я понимаю, что смысл гораздо глубже и гораздо трагичнее. Конечно, в любой резонансной картине можно найти любую общественно-политическую интонацию, но главное, чтобы была какая-то другая глубина, какое-то другое дно", - сказал Быков.
Интервью с Быковым выйдет сегодня на YouTube-канале "В гостях у Гордона". Трансляция начнется в 18.00
Мировая премьера фильма Звягинцева "Левиафан" состоялась в 2014 году. В 2015 году фильм получил престижную премию "Золотой глобус"в номинации" Лучший иностранный фильм".
В декабре 2014 года тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский на встрече с читателями в Санкт-Петербурге заявил, что фильмы, дискредитирующие образ России, не получат государственного финансирования.
"Чего я не вижу смысла, так это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которое плюет на выбранную власть и даже не критикует ее. Речь идет о тех, кто снимает фильмы по принципу "Рашка-говняшка". За что? Какой-то государственный мазохизм", - цитирует его "Фонтанка".
Заявление Мединского многие связывали с финансированием "Левиафана". В РФ фильм назвали "русофобским", показывающим "самые грязные стороны российского общества", и призвали вернуть деньги, которые Звягинцев получил из бюджета за съемки фильма.