У режиссера остались 84-летняя мать, жена Дина и 35-летняя дочь Анна.
1 февраля в возрасте 63 лет скончался известный украинский театральный режиссер и продюсер Сергей Проскурня. "КП" в Украине " связалась с друзьями режиссера, и они рассказали, какой он необычный человек.
Евгений Лавренчук: Серый кардинал всего украинского искусства
- Мы познакомились с Сергеем, когда мне было 14 лет, - рассказывает "КП в Украине" главный режиссер Одесского национального академического театра оперы и балета Евгений Лавренчук. - Это было во Львове, во время подготовки к фестивалю "Гранде составляет голова льва опер". Представьте себе, не имея законной возможности, Сергей нанял меня. Вот для чего он был нужен! Каноны, правила-не для него. Работая менеджером на этом мероприятии, я заработал свои первые деньги. И познакомился с самыми известными представителями мировой культуры. И это оказалось так интересно: сначала я легко общался с одним из них, и только потом выяснял, насколько велик человек передо мной. Гидеон Кремер-первая в мире скрипка, Ольга Швайгер из Варшавской оперы, Валерий Михайловский, Роман Виктюк и Ада Роговцева.
Вы знаете, Проскурня не был художественным работником, режиссером - он сам был искусством! И те, кто был рядом с ним, очень хорошо это понимали. Мы все не спали прошлой ночью, потому что с его уходом каждый потерял частичку своего бессмертия.
Вы знаете, вы можете любить человека за его выступления или за то, как он пишет книги, стихи или музыку. И его любили за то, что он такой, какой есть. Это был жанр под названием "Сергей Проскурня". Он был мошенником! В нашей среде нет человека, которому Сергей Проскурня не был бы должен денег. Все вы! Но эта черта всегда очаровывала меня.
Он всегда шел впереди пространства и управлял этим пространством так, как ему казалось интересным. Он был серым кардиналом всего украинского искусства. Все безобидные посты в его биографии скоро закончились, потому что он был шире всего этого. Это шире, чем временные рамки, некоторые финансовые вопросы. Вот каким должен быть Художник.
Таких, как он, в мире всего два-три человека, не больше. Для меня это режиссер Рустам Хамдамов, мой друг, учитель, и Роман Виктюк, тоже мой учитель. Эти люди только притворяются, что они люди, а сами они не от мира сего.
Кстати, именно Сергей Проскурня, сам того не зная, открыл для меня Романа Виктюка. Благодаря его проекту по ретроспективе спектаклей Виктюка я увидел работы Романа Григорьевича-их транслировал телеканал СТБ. С самим Сергеем мы тогда еще не были знакомы. Совсем недавно, на похоронах Виктюка, мы сидели рядом, и я рассказал ему об этом. Виктюка я начал с Проскуры, которого до сих пор не знал лично. Эти спектакли перевернули всю жизнь 13-летнего мальчика, поставили душу на правильный жизненный путь. Если бы я узнал, что создал нечто такое, что изменит жизнь одного 13-летнего подростка, я бы подумал, что моя миссия в этом мире выполнена. И в жизни Сергея Просторни я был не единственным.
Его отъезд-моя личная большая потеря. Как будто часть тебя оторвали и никогда не вернут. У нас не было ни личных встреч, ни долгих телефонных разговоров. Мы не могли видеться годами, а потом вдруг - мы снова что-то делаем вместе. В 2017 году он неожиданно пригласил меня стать главным режиссером на конкурсе песни "Евровидение". Он был директором этого песенного конкурса. Вся моя жизнь-это остров встреч с Проскурней.
Анна Липковская: Разбросала весь свой невероятный талант вокруг, как веер
Все, к чему прикасался Проскурня, становилось артефактом, произведением искусства. Он сам был ходячим артефактом. В какой-то момент он стал появляться на публике в длинных сапогах и черной шинели, то не расставался с галстуком-бабочкой на рубашке, то с шелковым носовым платком в кармане. Он умел крутить все вокруг себя так, что в результате любой процесс, даже какие-то протокольные события, становились невероятным зрелищем. И это самое главное. Мы можем говорить о многом, что он для нас открыл - о фестивалях "Червона рута"," Вивих", совершенно сумасшедшем" Мистецьке Березилле " (фестивале, куда приглашались театральные коллективы со всего мира. - Изд. Ред.), благодаря которому мы так много увидели в Украине. Благодаря ему мы видим Нигояна (Сергей Проскурня познакомился с ним во время Евромайдана, где снимал сцены для своего проекта "Наш Шевченко" к 200-летию поэта. Режиссер также снял такое же видео, на котором умерший позже активист Сергей Нигоян читает отрывок из стихотворения "Кавказ". - Ред.). Это все Проскурня, который при жизни не создал себе памятника-не осталось ни театра, ни учеников, которые могли бы сказать, что учились в школе Проскурни. Часто в долгах - потому что я часто делал проекты на собственные деньги. Он распространял весь свой невероятный талант, как веер, и это находило отклик в наших душах. Евгений Нищук: Я имел честь не только выпить с ним чаю, но и немного коньяка
Живой, чувствующий все субкультуры и течения - он был невероятно ориентирован во времени. Более того - я предчувствовал многое. Все проекты, которые он породил, были очень европейскими, не имели советского слоя. Они открывали иной угол зрения на определенные события. Они были очень смелыми, даже вызывающими. В его пьесе-трилогии "Тарас" я сыграл в одной из ролей молодого Шевченко - очень интересное произведение. Просто на каком - то метафизическом уровне у меня возникло ощущение присутствия самого Тараса Григорьевича-в этом заслуга Сергея. Он мог написать проект, сценарий, произведение за одну ночь - удивительные способности и невероятный талант! Время от времени мы встречались - я имел честь пить с ним чай, и не только чай, но и немного коньяка. В личном общении это очень искренний, теплый человек. Он также рассказал мне о себе и о своих тревогах по поводу своей старой матери. Он всегда находил время навестить ее в Черкассах и очень заботился о ней: в больницу и из больницы. Когда она звала его, он нежно восклицал:" О, моя утка!" Так он ласково называл ее. Мы долго не могли видеться, но когда встретились, не было ощущения, что прошло какое-то время. Он всегда был искренне рад встрече, всегда были темы для разговора-вспомнить, что было, или подумать о том, что будет. И эти моменты были очень ценны для меня.
|