Котировки

Друзья о Сергее Проскурне: Он не был работником искусства, режиссером - он сам был искусством!

Якимченко Олександр
Развлечения
02 Feb 19:42   

У режиссера остались 84-летняя мать, жена Дина и 35-летняя дочь Анна.

1 февраля в возрасте 63 лет скончался известный украинский театральный режиссер и продюсер Сергей Проскурня. "КП" в Украине " связалась с друзьями режиссера, и они рассказали, какой он необычный человек.

Евгений Лавренчук: Серый кардинал всего украинского искусства

  • Мы познакомились с Сергеем, когда мне было 14 лет, - рассказывает "КП в Украине" главный режиссер Одесского национального академического театра оперы и балета Евгений Лавренчук. - Это было во Львове, во время подготовки к фестивалю "Гранде составляет голова льва опер". Представьте себе, не имея законной возможности, Сергей нанял меня. Вот для чего он был нужен! Каноны, правила-не для него. Работая менеджером на этом мероприятии, я заработал свои первые деньги. И познакомился с самыми известными представителями мировой культуры. И это оказалось так интересно: сначала я легко общался с одним из них, и только потом выяснял, насколько велик человек передо мной. Гидеон Кремер-первая в мире скрипка, Ольга Швайгер из Варшавской оперы, Валерий Михайловский, Роман Виктюк и Ада Роговцева.

Вы знаете, Проскурня не был художественным работником, режиссером - он сам был искусством! И те, кто был рядом с ним, очень хорошо это понимали. Мы все не спали прошлой ночью, потому что с его уходом каждый потерял частичку своего бессмертия.

Вы знаете, вы можете любить человека за его выступления или за то, как он пишет книги, стихи или музыку. И его любили за то, что он такой, какой есть. Это был жанр под названием "Сергей Проскурня". Он был мошенником! В нашей среде нет человека, которому Сергей Проскурня не был бы должен денег. Все вы! Но эта черта всегда очаровывала меня.

Он всегда шел впереди пространства и управлял этим пространством так, как ему казалось интересным. Он был серым кардиналом всего украинского искусства. Все безобидные посты в его биографии скоро закончились, потому что он был шире всего этого. Это шире, чем временные рамки, некоторые финансовые вопросы. Вот каким должен быть Художник.

Таких, как он, в мире всего два-три человека, не больше. Для меня это режиссер Рустам Хамдамов, мой друг, учитель, и Роман Виктюк, тоже мой учитель. Эти люди только притворяются, что они люди, а сами они не от мира сего.

Кстати, именно Сергей Проскурня, сам того не зная, открыл для меня Романа Виктюка. Благодаря его проекту по ретроспективе спектаклей Виктюка я увидел работы Романа Григорьевича-их транслировал телеканал СТБ. С самим Сергеем мы тогда еще не были знакомы. Совсем недавно, на похоронах Виктюка, мы сидели рядом, и я рассказал ему об этом. Виктюка я начал с Проскуры, которого до сих пор не знал лично. Эти спектакли перевернули всю жизнь 13-летнего мальчика, поставили душу на правильный жизненный путь. Если бы я узнал, что создал нечто такое, что изменит жизнь одного 13-летнего подростка, я бы подумал, что моя миссия в этом мире выполнена. И в жизни Сергея Просторни я был не единственным.

Его отъезд-моя личная большая потеря. Как будто часть тебя оторвали и никогда не вернут. У нас не было ни личных встреч, ни долгих телефонных разговоров. Мы не могли видеться годами, а потом вдруг - мы снова что-то делаем вместе. В 2017 году он неожиданно пригласил меня стать главным режиссером на конкурсе песни "Евровидение". Он был директором этого песенного конкурса. Вся моя жизнь-это остров встреч с Проскурней.

Сергей Проскурня
Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской

Анна Липковская: Разбросала весь свой невероятный талант вокруг, как веер

  • Сейчас я напомню вам эпизод, который вряд ли кто-нибудь знает", - говорит театральный критик Анна Липковская. - Тогда Сергей работал в Союзе театральных деятелей, помещения которого располагались на Крещатике, в районе Центрального продуктового магазина. Чтобы попасть на середину, нужно было пройти по деревянным лестницам, галереям. И вот я, однажды проходя по этим лабиринтам, обнаружил такую картину: в комнате вокруг разложены листы Ватмана-на всех поверхностях пол и по ним лезет Проскурня, прикладывая к каждому увядшие ирисы. Заметив мое удивление, он спокойно начал объяснять, что когда цветок начинает немного гнить, он оставляет такой невероятный отпечаток на бумаге. Потом он где-то развесил эти "картинки", кому-то отдал.

Все, к чему прикасался Проскурня, становилось артефактом, произведением искусства. Он сам был ходячим артефактом. В какой-то момент он стал появляться на публике в длинных сапогах и черной шинели, то не расставался с галстуком-бабочкой на рубашке, то с шелковым носовым платком в кармане. Он умел крутить все вокруг себя так, что в результате любой процесс, даже какие-то протокольные события, становились невероятным зрелищем. И это самое главное.

Мы можем говорить о многом, что он для нас открыл - о фестивалях "Червона рута"," Вивих", совершенно сумасшедшем" Мистецьке Березилле " (фестивале, куда приглашались театральные коллективы со всего мира. - Изд. Ред.), благодаря которому мы так много увидели в Украине. Благодаря ему мы видим Нигояна (Сергей Проскурня познакомился с ним во время Евромайдана, где снимал сцены для своего проекта "Наш Шевченко" к 200-летию поэта. Режиссер также снял такое же видео, на котором умерший позже активист Сергей Нигоян читает отрывок из стихотворения "Кавказ". - Ред.). Это все Проскурня, который при жизни не создал себе памятника-не осталось ни театра, ни учеников, которые могли бы сказать, что учились в школе Проскурни. Часто в долгах - потому что я часто делал проекты на собственные деньги. Он распространял весь свой невероятный талант, как веер, и это находило отклик в наших душах. Евгений Нищук: Я имел честь не только выпить с ним чаю, но и немного коньяка

  • Это человек невероятной творческой энергии, творчества, - рассказывает нам экс - министр культуры Евгений Нищук. - Я всегда был на одной волне с людьми разных возрастов. Никто из младших не мог сказать, что это был пожилой человек. Они всегда восклицали: "Это какой-то фейерверк!"

Живой, чувствующий все субкультуры и течения - он был невероятно ориентирован во времени. Более того - я предчувствовал многое. Все проекты, которые он породил, были очень европейскими, не имели советского слоя. Они открывали иной угол зрения на определенные события. Они были очень смелыми, даже вызывающими. В его пьесе-трилогии "Тарас" я сыграл в одной из ролей молодого Шевченко - очень интересное произведение. Просто на каком - то метафизическом уровне у меня возникло ощущение присутствия самого Тараса Григорьевича-в этом заслуга Сергея. Он мог написать проект, сценарий, произведение за одну ночь - удивительные способности и невероятный талант!

Время от времени мы встречались - я имел честь пить с ним чай, и не только чай, но и немного коньяка. В личном общении это очень искренний, теплый человек. Он также рассказал мне о себе и о своих тревогах по поводу своей старой матери. Он всегда находил время навестить ее в Черкассах и очень заботился о ней: в больницу и из больницы. Когда она звала его, он нежно восклицал:" О, моя утка!" Так он ласково называл ее.

Мы долго не могли видеться, но когда встретились, не было ощущения, что прошло какое-то время. Он всегда был искренне рад встрече, всегда были темы для разговора-вспомнить, что было, или подумать о том, что будет. И эти моменты были очень ценны для меня.

Сергей Проскурня
Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской

Ольга Стельмашевская: всегда помните, что картина стоит Сержа высокого за мешок апельсинов

  • Я знаю его с детства, - рассказала директор пиар-компании Del Arte Ольга Стельмашевская. - Моя мама-пианистка Черкасского музыкального училища им. Гулак-Артемовский, где учился Сергей на альтиста. Она была его концертмейстерской учительницей, поддерживала его во всех начинаниях, и они были друзьями. В ее крошечном классе он впервые организовал свою выставку на тему творчества Сергея Параджанова. Это было время, когда он смотрел все свои фильмы, а потом ходил к нему. А потом организовал при училище театральную студию и был назначен режиссером музыкального спектакля "Муха Цокотуха". Эта работа-мой самый яркий детский опыт! В одном из его спектаклей, кстати, я сам принимал участие - в пятилетнем возрасте он взял меня на сцену. Когда я приехала в Киев после музыкальной школы, он пригласил меня работать. Все мои университеты - это работа, которая связана с Сергеем. Можно прочитать миллион американских книг по PR и маркетингу, но то, что я получил на практике, работая с Сергеем, ни с чем не сравнимо.

После театрального института он работал в проекте "Искусство беретов" - это было беспрецедентное событие в истории украинского театра. Те безумные идеи, которые Сереже удалось воплотить на 11 фестивалях, до сих пор никому не удалось превзойти. А потом была "Червона рута", фестиваль "Вивих".

Мы много говорим о самоидентификации нации, а Сережа не говорил, а делал. Очень искренний, харизматичный, концептуально, с творческим пилотажем. Многие из артистов, которые впервые открылись миру на его фестивалях, актеры, которых он вывел на сцену, стали известными людьми. Он обволакивал ее своей удивительной энергией, счастьем быть в искусстве - музыке, театре, живописи.

Как человек, он был невероятно добр, искренен и честен. Он всегда помнил все дни рождения своих друзей и находил для каждого из них особые слова-поздравления. Его часто называли-праздничный человек!

Вчера мы разговаривали по телефону с директором Львовской оперы Василием Вовкуном, он мне сказал: "Оля, я бы без него не был!" Такие слова может сказать огромное количество людей. И чем чаще вы будете вспоминать, тем больше будет память о Сергее.

Вчера я понял, что наша жизнь очень скоротечна и может прерваться в любую секунду. И у вас не будет времени сказать человеку все, что вы хотите сказать. Мысленно поблагодарите за то, что он четко прошелся по краю вашей жизни. Сергей эти тонкие блики всегда улавливал, был бесконечно благодарен людям, любил всех, кто его окружал.

Я хочу рассказать вам историю, которая будет очень характерна для Сережи. Я был в больнице один раз, когда был ребенком. Мама в панике - советские времена, нигде ничего нет, врачи настаивают-усиленное питание, витамины. И всего этого нет! А потом приезжает Сережа, он уже жил в Киеве. С авоськой апельсинов! Сейчас это для нас обычное дело, а тогда-страшный дефицит. Я всегда буду помнить эту картину: смотрю в окно: внизу стоит мама, а рядом с ней Сережа с авоськой апельсинов, высоко поднятой над головой. Это все, чем он был!

Сергей Проскурня
Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской

СПРАВКА КП

Сергей Проскурня родился 28 ноября 1957 года во Львове.

Окончила Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (курс Леонида Олейника и Сергея Данченко), преподаватель-Ада Роговцева.

В 1983 году Сергей Данченко пригласил его работать режиссером в театр. Франко в 1987 году вместе с Адой Роговцевой поставил дипломный спектакль по пьесе "Чайка".

В 1988-1989 годах участвовал в разработке концепции Всеукраинского фестиваля "Червона рута", был главным режиссером первого фестиваля в Черновцах (сентябрь 1989 года). В эти годы он был одним из основателей театрального фестиваля "Золотой лев" во Львове.

В марте 1992 года он создал и провел 11 международных театральных фестивалей-лабораторий "Мистецьке Березіля" (последний состоялся в октябре 2003 года).

В октябре-декабре 1996 года он организовал памятные мероприятия по случаю 60-летия Романа Виктюка. Проект включал юбилейный вечер во Львовской опере и фестиваль в Киеве с участием Романа Виктюка, МХАТА имени Максима Горького, Театра на Фонтанке и Театра юного зрителя (ул. Петербург).

В 2009 году-художественный руководитель Одесского национального академического театра оперы и балета.

Лауреат премии Национального союза театральных деятелей Украины "Эксперимент" (2001) и премии Сергея Данченко (2017).

Сергей Проскурий оставил после себя мать, жену и дочь.

привет, артист
Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской
привет, артист
Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской

Звезды-о смерти режиссера Сергея Проскурни: Тяжелая украинская потеря, которую просто невозможно осмыслить

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

лавренчук евгений

Режиссёр, сооснователь и художественный руководитель «Польского театра в Москве» и «Школы актёрского мастерства и режиссуры». Режиссёрский дебют в 16 лет

одесский театр оперы и балета

Первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году

львов

Город на Украине, областной центр Львовской области. Входит во Львовский район

виктюк роман

Советский, российский и украинский театральный режиссёр и педагог, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка ; народный артист Российской Федерации , народный артист Украины .

роговцева ада

хамдамов рустам

стб

союз театральных деятелей российской федерации

крещатик

нигоян сергей

нищук евгений

шевченко тарас

черкассы

параджанов сергей

киев

львовский оперный театр

вовкун василий

киевский национальный университет театра кино и телевидения имени и. к. карпенко-карого

олейник алексей

данченко олег

данченко сергей

театр

черновцы

московский художественный академический театр имени м. горького

молодёжный театр на фонтанке