Котировки

Евгений Лавренчук: Меня избили по заказу. Прозвучало: "театр", "уходи, будешь цел"

Бобрович Яна
Развлечения
09 Mar 11:42   

Главный режиссер Одесского национального театра оперы и балета Евгений Лавренчук, подвергшийся жестокому нападению неизвестных в декабре прошлого года, рассказал в интервью УНИАН, с чем это может быть связано, о своем видении происходящего в" закулисье " театра и планах на будущее.

Евгений Лавренчук главный режиссер Одесской оперы с 2018 года / фото facebook Eugene Lavrenchuk

Евгений Лавренчук главный режиссер Одесской оперы с 2018 года / фото facebook Евгений Лавренчук

Евгений Лавренчук прославился как один из самых молодых и талантливых режиссеров. Он ученик легендарного Романа Виктюка. Он поставил десятки театральных постановок в Украине и за рубежом, в частности, в Польше и Израиле. Он успешно работал в России. В 2014 году он уехал оттуда в знак протеста против российской агрессии против Украины.

С 2018 года Лавренчук является главным режиссером Одесской оперы. Его пьеса "Травиата" была удостоена Государственной театральной премии Украины имени Леся Курбаса. Сейчас режиссер номинирован на Шевченковскую премию. Однако в комитет по присуждению Национальной премии имени Т. Шевченко недавно получил анонимные письма, подписанные маститыми художниками, с просьбой не давать Лавренчуку этой премии.

Руководство театра категорически отрицает свою причастность к анонимным письмам, нападению и так далее и утверждает, что избиение не связано с профессиональной деятельностью Лавренчука. Его обвиняли в манипулировании фактами, конфликтности, разжигании вражды в коллективе, неумении организовать работу режиссерской мастерской и так далее. Театр утверждает, что главный режиссер поставил за три года только один спектакль - "Травиату", которая до сих пор не имеет режиссерской концепции и паспорта спектакля. И из - за этого каждое шоу идет с изменениями, что влечет за собой проблемы при установке декораций-продолжительность постановки буквально зашкаливает. Это также вызывает недовольство среди артистов и зрителей.

В интервью УНИАН Евгений Лавренчук изложил свою точку зрения на происходящее, рассказал, почему считает, что его избиение было заказным, и поделился планами на будущее.

Евгений Лавренчук покинул Россию в 2014 году / фото facebook Eugene Lavrenchuk

Евгений Лавренчук покинул Россию в 2014 году / facebook фото Евгений Лавренчук

Евгений, расскажите, как вы стали главным режиссером Одесской оперы?

В 2014 году я уехал из России. На мое решение повлияли события на Украине - аннексия Крыма и российская агрессия на востоке. Я оставил своих близких и уехал из Москвы (Лавренчук - основатель и художественный руководитель "Польского театра в Москве", - УНИАН). Очень трудно отказаться от всего, когда все в порядке.

В общем, он уехал в Израиль, где прожил четыре года. Он поставил там музыкальный спектакль, конечно, на иврите ("Иуда и братья его", - УНИАН). Я периодически приезжал в Украину и все время мечтал работать здесь - всегда видел большие перспективы в нашей стране.

Ранее ставились в Одессе спектакли, например"Сумерки богов" - в репертуаре Одесского Русского академического театра.

На конкурсе песни "Евровидение-2017", который проходил в Киеве, по приглашению 1-го национального телеканала он работал креативным директором Евроклуба и директором фан-зоны. В 2018 году я участвовал в конкурсе на должность главного режиссера Одесского оперного театра. Кандидатов было семь, и я победил.

Когда вы пришли в Одесскую оперу, какое у вас было первое впечатление?

Вошел, как мне показалось, в лучший театр мира. Я почувствовал чудесную атмосферу. Прекрасный хор, удивительный оркестр. Уровень настоящего европейского театра - мне понравилось абсолютно все. Но слово "понравилось" эмоционально. Конечно, я понимал, что это примерно пятнадцать процентов, а все остальное нужно менять. Но и в других театрах этого нет.

Тогда мне казалось, что все возможно. Руководство прошло через все переговоры, и мне удалось сделать очень многое. Так оно и было. Впрочем, даже сейчас я не скажу ничего плохого о руководительнице театра Надежде Матвеевне Бабич. Беда в том, что она не смогла создать вокруг себя команду компетентных заместителей и сотрудников. Любые дальнейшие мои инициативы она направляла людям, которые должны были принять решение. Это, например, бывшие музыканты-кларнетисты, виолончелисты, люди, не имеющие соответствующего образования.

Представьте, что вы, скажем, инженер-конструктор. У вас есть мысли, какие - то разработки, рисунки, а я-музыкант, скажу: "Лариса, объясни мне, что это такое".

А спектакль оперного режиссера - это очень сложная вещь, самая многоуровневая вещь, которая существует в современной эстетике. Как могут люди, не имеющие образования, донести свою концепцию?!. И вот я объясняю это какому-то представителю дирижирования и состава, который вообще не будет участвовать в постановке, но он "не-за-Нят-но"." А он говорит: "Уточните это так, чтобы было понятно" - старые официальные механизмы-принимать или нет.

Так продолжалось достаточно долго-три года. Это даже не унижение, а позор. На самом деле, я показал вам, как я работаю. Однако теперь выясняется, что всего этого не было при дворе.

Режиссер дважды писал заявления об уходе из театра / фото facebook Eugene Lavrenchuk

Режиссер дважды писал заявления об уходе из театра / фото в facebook Евгения Лавренчука

Администрация театра говорит, что вы уже дважды писали заявление об увольнении.

Вот почему я ее написал. Я устал. Устал бороться с ветряными мельницами. Оказалось, что во главе театра стоят некомпетентные люди, и пора что-то менять.

Вот до чего я дошел и имел неосторожность рассказать об этом Надежде Матвеевне.

Она пригласила меня к себе в кабинет и наедине спросила, не собираюсь ли я претендовать на должность художественного руководителя-директора театра. В то время ее контракт уже заканчивался. Мой ответ был положительным, потому что я видел перспективы творческого развития Одесской оперы, у меня есть соответствующее образование, квалификация и опыт. Тем не менее он заявил о своей готовности и желании идти с ней в паре при любых результатах соревнований.

Я ей тоже сказал: "Ваше спасение, как режиссера, будет в том, что мы разработаем художественную концепцию развития театра."

Представьте себе, репертуар на февраль только вышел. 1 февраля. Такой подход-это уровень четырехколесника по сравнению с Шумахером. Безобразие! Репертуар должен быть опубликован за год.

Может ли это быть связано с пандемией коронавируса?

Пандемия? Значит, через четыре-пять месяцев, но не позже. Иначе как можно что-то планировать? Как приглашать режиссеров и дирижеров на свои спектакли?

Поверьте, у меня много достойных знакомых, специалистов самого высокого уровня. Выдающиеся украинские и европейские режиссеры и дирижеры. Но мне стыдно им звонить. Инфраструктура театра не подготовлена, много перекрытий. Ведь сначала нужно создать не музыку, а инструмент, на котором эта музыка будет создаваться. То есть инфраструктура нужна.

Теперь меня обвиняют в "Травиате", мол, что-то не так. Но за последние три года в этом театре ничего не ставилось, кроме нее! Не было ни одного выдающегося, знакового, резонансного продукта!

 Евгений Лавренчук в Одесском национальном театре оперы и балета / фото facebook Eugene Lavrenchuk

Евгений Лавренчук в Одесском национальном театре оперы и балета / фото Евгения Лавренчука в facebook

Администрация также говорит, что вы отказались ставить спектакль "Запорожец за Дунаем".

Конечно, я отказался от одноразового проекта. Как можно ставить спектакли в такой обстановке? И более. Если я настолько некомпетентен, как говорят мои оппоненты, почему они предлагают мне проект?!

Вас также обвиняют в незавершенном проекте - первом в стране "Украинском инклюзивном хоре и оркестре". Говорят, что вы создали благотворительный фонд Одесской национальной оперы, от имени которого получили гранты от Украинского фонда культуры - более 700 тысяч гривен. Деньги дали, но что-то пошло не так, и на тебя подали в суд. Что же произошло на самом деле? Будет ли хор? Это очень амбициозный проект, о котором я давно мечтал. Идея возникла, когда я жил в Тель-Авиве. Я видел в Израиле много людей в инвалидных колясках, которые вполне приспособлены к обществу. В Украине таких людей еще больше, но их просто не видно. По разным причинам они изолированы, но могли бы реализовать себя, если бы у них была такая возможность. Когда Украинский культурный фонд объявил программу "Инклюзивное искусство", я с радостью ухватился за нее. Мою идею поддержали. Мы объявили кастинг. Мы получили очень много заявок - около 600 со всей Украины, из которых около 80 человек были отобраны для участия в проекте. Увы, процесс затянулся по причинам, о которых изначально никто не думал. Суть в том, что украинцы не так адаптированы, как люди с ограниченными возможностями в Израиле. Например, мы звоним человеку: "Ждем тебя через неделю", а он отвечает: "Ой, я на даче. Перезвони мне через месяц-полтора." Мы объясняем, что нам нужны копии его документов, просим кого-нибудь сфотографировать его паспорт и срочно отправить. Мужчина обещает. Проходит несколько дней. Мы снова связываемся с ним и снова слышим: "Ой, я еще не звонил "и так почти со всеми! Большинство людей не пользуются компьютером и не знают, как отправлять электронную почту. Такие нюансы значительно затягивали процесс.

Из-за этого мы не успели освоить все деньги. Однако у меня нет проблем с Украинским культурным фондом - мы вернули часть средств, которые не были потрачены. Но оркестр уже создан, и нам предстоит большая работа.

Хочу отметить, что Украинский инклюзивный хор и оркестр не имеет никакого отношения к работе в Одесской опере.

Когда состоялся вышеупомянутый разговор с директором театра?

За шесть дней до того, как меня избили. Сначала были телефонные звонки - неизвестный мужчина требовал, чтобы я убиралась из театра. А нападение произошло 8 декабря 2020 года. Когда репетиция закончилась, под окнами моего кабинета появились двое мужчин. Я уверен, что их кто-то нанял. Они прождали около тридцати минут, стоя перед театром и глядя в окно. Это подтверждают видеозаписи (Лавренчук выложил в Facebook видео, снятое с камеры наружного наблюдения, на котором запечатлены неизвестные люди-УНИАН). Потом они стали кому - то звонить, махать руками, наверное, повышая цену за заказ, потому что увидели, что я не одна-ко мне пришла сестра со своим трехлетним сыном Каем. - Значит, во время нападения вы были с сестрой и маленьким племянником?

Да. В этом и заключается цинизм их поступка. Я помню, как получил первый удар и упал. Как закричала моя сестра. Если бы не случайный прохожий, спугнувший этих "титушек", неизвестно, чем бы все закончилось.

Это было просто ужасно. У Кая был стресс, и он до сих пор не полностью восстановился. Когда крики снаружи напоминают драку, он вскакивает и обнимает своего плюшевого быка. Я купил ему эту игрушку, когда они приехали в Одессу (моя сестра и сын живут в Тель-Авиве). По дороге в аэропорт я купил малышу этого бычка.

Признаться, я до сих пор не могу говорить об этом без слез. Пусть люди, принадлежащие к культуре, к музыке, знают об этом. Это люди, которые "заказали" меня. Я могу предположить, что у человека, который "заказал" меня, нет детей.

Нападавшие что-нибудь говорили вам во время нападения? Почему вы думаете, что это "приказ"?

Это определенно не ограбление. Прозвучало: "театр"уходи, ты будешь в безопасности".

И еще один нюанс. Как вы понимаете, главный режиссер-это, конечно, не первое лицо в театре, но и не второе (смеется). В том смысле, что это лидерская позиция. Но реакция театра была странной. Где же соболезнования? Где же поддержка? Где же недоумение и негодование? Ничего не было. Но в феврале прошлого года я получил официальное письмо от директора о невозобновлении моего контракта со мной с 15 марта.

Лавренчук рассказал, что никогда не перестает работать / фото facebook Eugene Lavrenchuk

Лавренчук сказал, что никогда не прекращает работать / facebook фото Евгения Лавренчука

После нападения вы надолго выпали из рабочего процесса?

Я никогда из него не выпадаю. В обязанности главного режиссера входит постоянное чтение, работа с материалом, анализ партитуры. То есть я никогда не прекращаю работать. Я почти не сплю. Через два дня после нападения я был в темных очках на репетиции "Евгения Онегина". Мне было очень трудно ходить в театр не только физически, но и, прежде всего, морально. Потому что уже тогда я знал, кто это может быть.

Теперь я вышел из строя. Я взял больничный.

Почему о нападении рассказали только сейчас?

Только теперь я чувствую себя в безопасности. Были и другие причины. В частности, мой адвокат посоветовал мне воздержаться от публичности.

Правда ли, что раньше Одесса вам не нравилась?

Раньше мне не нравилось здесь работать. Когда я работал в Одесском академическом Русском драматическом театре, меня шокировали некоторые постановочные моменты. Ведь я попал в нее после опыта в той же Польше. Я никак не мог привыкнуть к тому, что в буфете были тараканы, и к гнилой капусте.

Не думаю, что тебе это понравится. Я даже кричал сестре, с которой очень близок, что еду в Одессу, как в ссылку. Когда у меня что-то не получалось, она говорила, что ты все равно поедешь в Одессу, чтобы это осуществить.

Но за последние пять лет Одесса сильно изменилась, как, впрочем, и вся Украина. В Одессе есть что-то имперское, в хорошем смысле этого слова. Однажды в разговоре с Михаилом Саакашвили (бывший президент Грузии, несколько лет был председателем Одесской облгосадминистрации, - УНИАН) Я сказал, что вижу Одессу как очень прогрессивный город. И он сказал:" Конечно, это будущий Нью-Йорк". Точно так же, как Нью-Йорк, хотя и не столица, важен для Соединенных Штатов, так и Одесса играет важную роль для Украины.

Исходя из этого, можно ли предположить, что вы будете участвовать в конкурсе на должность руководителя Одесской оперы?

Я могу и хочу участвовать. Но я не знаю, сделаю ли это. Просто у меня есть другие предложения, и сейчас я смотрю на реакцию министерства, на реакцию Президента Украины. А потом я решу.

Лариса Козовая

Автор: Лариса Козовая

лавренчук евгений

Режиссёр, сооснователь и художественный руководитель «Польского театра в Москве» и «Школы актёрского мастерства и режиссуры». Режиссёрский дебют в 16 лет

одесский театр оперы и балета

Первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году

униан

Информационное агентство, работающее на рынке Украины с 1993 года. УНИАН входит в медиахолдинг И

виктюк роман

Советский, российский и украинский театральный режиссёр и педагог, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка ; народный артист Российской Федерации , народный артист Украины .

украина

Государство в Восточной и частично Центральной Европе

польша

израиль

россия

шевченко тарас

крым

москва

одесса

одесский академический русский драматический театр

киев

мир

травиата

тель-авив

facebook

евгений онегин

саакашвили михаил

грузия

нью-йорк

соединённые штаты америки