Котировки

Киевский иллюзион. "Бергонье", "Арс", "Корсо": легендарные кинотеатры, которых мы не застали

Бобрович Яна
Развлечения
28 Feb 15:53   

В начале двадцатого века киевляне страдали особой болезнью под названием "кинематографомания". Искусство кино было невероятно популярно, и в кинематографическом производстве сочетались и бизнес, и идеология. И страсть, конечно!

Распространение онлайн-технологий в наше время приводит к тому, что каждый может, не выходя из дома, посмотреть фильмы на любой вкус. Но это все же не привело к полной ликвидации сети кинотеатров. Есть еще немало любителей смотреть фильмы в уютных залах с чувством коллективного восприятия смешных или трогательных моментов. Они остаются верны своей страсти, даже несмотря на карантинные препятствия. Благодаря этому история киевских кинотеатров длится уже 125-й год подряд.

Кто познакомил киевлян с изобретением братьев Люмьер

Известно, что пионерами кинематографа были французские братья Люмьер, которые в декабре 1895 года организовали первый в истории киносеанс в Париже на бульваре Капуцинок. Уже в следующем году эту новинку могли увидеть киевляне. С "десятой музой" их познакомил популярный театральный режиссер, художник и предприниматель Николай Соловцов. Арендовав для своей драматической труппы частный театр Бергонье (сейчас в его реконструированном здании находится театр Леси Украинки), он с немалым коммерческим успехом устроил в театральном зале серию кинопоказов. Киевляне смогли увидеть подборку из 50 "номеров" - коротких летописных рассказов, первый из которых демонстрировал" торжество Святой коронации " царя Николая II.

Зрительный зал ­кинотеатра ­Шанцера. Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1928 г.

Со временем в Киеве появились стационарные залы для показа фильмов. Для кинопроекции с успехом использовалось электричество, которое обеспечивало световой луч, а затем-и вращение аппарата. Поскольку до эры звукового кино было еще далеко, фильмы сопровождали чечетки. Залы для нового спектакля назывались по-разному: "иллюзион","биограф"кино"или " кино". Но именно в Киеве были созданы первые учреждения, которые по праву претендовали на название "кино". По уровню комфорта они могли соперничать с лучшими театрами, а музыкальное сопровождение в них обеспечивали полноценные оркестры.

Кинотеатры в Киеве

Еще в августе 1908 года предприниматель Антон Шанцер открыл кинотеатр "Экспресс" на Крещатике, примерно на месте нынешнего пассажа. Владелец, без ложной скромности, рекламировал свое детище как "лучший биограф-театр России". Однако после 1912 года "Экспресс" стали называть просто "образцовым", так как тот же Шанцер устроил еще более пышное заведение на противоположной стороне Крещатика и дал ему свое имя. В театре Шанцера просторный зал на 1100 мест был оборудован удобными креслами с инициалами ТС, а симфонический оркестр состоял из 60 исполнителей. Тем не менее конкуренция в кинопрокате была велика, и приходилось находить всевозможные приманки для зрителей. Например, в Современном кино на том же Крещатике пытались продемонстрировать "певческий аппарат" — кинематографическое изображение певцов или чтецов в сопровождении граммофонной записи.

Рекламное объявление кинотеатра "Экспресс", 1908 и 1912 гг.

Конечно, кинотеатры открывались не только на главной улице. В начале ХХ века кинотеатры появились практически во всех районах Киева — от центра до пригородных окраин. Так, на почтовой открытке 1910-х годов можно увидеть под куполом на углу большого жилого дома на Большой Житомирской улице, 40, вывеску: "Театр Лиры". Речь идет о кинотеатре" Лира", который открылся на первом этаже этого дома в 1913 году. Кинозал сохранился и в советское время; после оглушительного успеха фильма братьев Васильевых "Чапаев" заведение было названо в честь знаменитого начдива. Кстати, кинотеатр имени Чапаева до сих пор помнят многие, потому что он существовал еще совсем недавно.

Это важно Убийство по записке. Тайна смерти композитора Леонтовича, подарившего миру " Щедрика”

Убийство по нотам. Тайна гибели композитора Леонтовича, который подарил миру “Щедрик”

В 1911 году Киевская городская дума издала специальное постановление "О строительстве кинотеатров", в котором подробно излагались требования к содержанию кинотеатров и проекционных установок. Основное внимание было уделено пожарной безопасности. "Кинотеатры" могли размещаться в каменных зданиях не выше второго этажа, в деревянных-только на первом. Им запрещалось устраивать их "в подвальных и полуподвальных этажах, а также над аптеками, складами и складами аптечных материалов, складами горючих предметов, пекарнями и мастерскими." Разрешение на "уход за кинотеатром" могли получить только лица не моложе 20 лет, при этом каждый кинотеатр должен был содержать "не менее двух смен слесарей, трезвых и опытных"."

Что такое "кинематографомания"

Кино становилось все популярнее, относительно недорогие сеансы охотно посещали представители разных социальных слоев. Ради увеличения доходов владельцы кинотеатров заманивали публику, ориентируясь на низкопробные вкусы. Зрелищные заокеанские представления чередовались с полнометражными фильмами самых разных жанров — "гангстерскими фильмами" в духе приключений Ната Пинкертона, слащавыми мелодрамами или каскадерскими комедиями. Некоторые сюжеты снимались в нескольких эпизодах, заставляя зрителей посещать кинотеатр снова и снова. Киевский карикатурист Владимир Кадулин (Наядин) даже воплотил в рисунке для открытки страсть к кино, получившую название "кинематографомания".

Конечно, не вся кинопродукция того времени заслуживала всеобщего осуждения. По звуковым сценариям создавались талантливые фильмы, выходили успешные экранизации литературной классики. В фильмах снимались известные актеры театра, появились первые отечественные кинозвезды-Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин и другие. Однако массовая аудитория по-прежнему ориентировалась на неприкрашенные зрелища. Такой репертуар создал одиозную репутацию кинематографу. В "приличном обществе" избегали говорить на эту тему, а старшеклассникам вообще запрещалось посещать киносеансы.

С другой стороны, надо признать, что владельцы кинотеатров иногда давали недвусмысленный повод для обвинений в безнравственности. Например, осенью 1912 года владельцы киевских кинотеатров "Экспресс"," Корсо " и "Арс" решили поднять сборы, показав на поздних сеансах фильм с многообещающим названием "Дурашкин в раю Магомета". Но недолго зрители, глотая слюну, наблюдали, как комедийный герой Дураскин наслаждался обществом прекрасной гурии. Местные власти признали картину "явно порнографической". Полиция без лишних слов конфисковала непристойные записи и уничтожила их на месте.

Как большевики овладели "важнейшим из искусств"

Хрестоматийная фраза Ленина о том, что "из всех искусств для нас важнее всего кино", насколько нам известно, стала достоянием советской пропаганды только в 1925 году. Но и до этого большевистский режим проявлял активный интерес к кинематографу, основанный не столько на его коммерческой привлекательности, сколько на агитационных соображениях. Известно, в частности, что в 1919 году советская власть на Украине добивалась строгой монополии на все, что связано с кинематографом.

Уже в январе 1919 года Временное Рабоче-крестьянское правительство Украины, заседая в Харькове, приняло постановление о передаче всех без исключения театров и кинотеатров в ведение Департамента просвещения. Департамент должен был установить порядок использования таких учреждений. Одновременно в наркомпросе был создан Всеукраинский кинокомитет. Укрепляя свои позиции на украинской земле, большевики все больше подавляли кинопроизводство и кинопрокат. В феврале 1919 года специальным указом они национализировали три крупнейших харьковских кинотеатра ("электротеатры") — "Империя" Модерн "и" Мишель", дав им новые названия — соответственно имя Карла Либкнехта, имя Розы Люксембург и имя III интернационала. В том же указе говорилось, что "все кинематографические картины, а также слайды для"волшебного фонаря" научного и культурно-просветительского характера, виды и сказки, в чьих руках или учреждениях на территории Советской Украины они могут находиться, объявляются собственностью Украинской Социалистической Советской Республики и передаются в ведение Кинокомитета Наркомпроса". В марте 1919 года большевистский режим господствовал и в Киеве. Кинокомитет, переехав сюда, издал новую резолюцию, провозгласившую полную гегемонию властей в киноиндустрии. Согласно этому документу, всем лицам и фирмам, так или иначе связанным с этой отраслью, предписывалось в течение двух дней зарегистрироваться в Кинокомитете и получить там инструкции по дальнейшей деятельности. Владельцы "электротеатров" были обязаны представлять все выставленные картины и рекламные материалы для предварительного просмотра в Цензурный отдел и рецензию Кинокомитета. Кроме того, все фильмы, отрицательные или положительные, подлежали обязательному представлению в Кинокомитет с компенсацией по символическим ценам. Большевики не шутили: было заявлено, что " фирмы и лица, виновные в нарушении этого декрета, будут преданы суду Революционного трибунала, а все их имущество и состояние будут конфискованы."

Важный Педагогический гений. Как Николай Пирогов управлял Киевским школьным округом

Педагогический гений. Как Николай Пирогов руководил Киевским учебным округом

В то же время Кинокомитет гарантировал неприкосновенность кинотеатров, прокатных контор, складов и лабораторий, принятых под его эгидой. Они больше не подлежали реквизиции или опечатыванию без ведома комитета.

Когда на Петровке был кинотеатр для рабочих

В послереволюционный период советское кино служило идеологическим рычагом воспитания сознательных граждан. Лучшие кинотеатры в центре Киева оставались центрами досуга, доступными для широких масс. Однако их все же эффектные названия были заменены на стандартные "государственные так себе". В 1923 году улица Крещатик была переименована в улицу Воровского в честь революционера, большевистского публициста и одного из первых советских дипломатов. Историческое название было восстановлено в 1937 году.

Но в других районах города публика должна быть приобщена к революционному кинопроизводству. И вот в рабочем районе Петровки (так тогда назывался Подол в честь" всеукраинского старосты " Григория Петровского) был построен первый в Киеве кинотеатр, специально предназначенный для рабочей аудитории.

Облик будущего здания был определен по итогам всесоюзного конкурса проектов, состоявшегося в 1929 году. Они решили сохранить новое здание в конструктивистском стиле, который тогда считался самым "революционным", направленным против "буржуазных излишеств". Гладкий серый фасад оживлялся цепочкой круглых окон, не случайно напоминавших корабельные иллюминаторы, потому что среди рабочих Петровки преобладали речные рабочие. Под строительство выделили участок на углу улиц Шолом-Алейхема (Константиновской) и Щекавицкой. 90 лет назад, в конце января 1931 года, пресса сообщила о достижении "победы на культурном фронте": новый кинотеатр на Петровке "Госкино № 9" был официально открыт. Для премьерного сеанса мы использовали немой фильм "Гегемон" режиссера Николая Шпиковского, снятый на Киевской киностудии. Понятно, что" гегемон "имел в виду рабочий класс — фильм был о том, как благодаря инициативе рабочих удалось исправить положение на одном из заводов, которому грозила остановка.

Строительство кинотеатра на Петровке. Фото 1930 г.

Кинозал с просторными фойе был рассчитан на 680 посадочных мест. Кроме того, в здании размещались библиотека, комната для шахмат и шашек, даже тир в подвале — по словам тогдашнего журналиста, так что"в ожидании очередного сеанса работнику в этом кинотеатре не приходилось печально вздыхать и смотреть на часы." Со временем бывшему "Госкино № 9" дали идеологическое название - "Жовтень" ("Октябрь").

Судьбе было угодно сохранить кинотеатр под тем же названием до настоящего времени. Здание подверглось реконструкции (в том числе "косметической", после того как власти взялись за оружие против конструктивизма, приписав его "бездушному формализму"), не так давно оно пострадало от пожара. И все же "Жовтень" по-прежнему принимает зрителей. Его аудитория теперь состоит из шести больших и малых залов, адаптированных к новым требованиям дизайна и кинопроекции. Таким образом, Подольский киноцентр воплощает в себе живую связь между давними киевскими традициями и нынешней современностью

париж

Столица и крупнейший город Франции, а также административный центр региона Иль-де-Франс. Образует коммуну и департамент, разделённый на 20 округов

национальный академический театр русской драмы имени леси украинки

Театральный коллектив, работающий в Киеве . Театр занимает здание бывшего театра Бергонье на улице Богдана Хмельницкого, 5

киев

Столица и крупнейший город Украины. Расположен на реке Днепр, является центром Киевской агломерации

крещатик

Главная улица Киева. Длина — 1,33 км, направление — с севера на юг

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

экспресс

модерн

большая житомирская улица

щедрик

киевская городская дума

пинкертон алан

кадулин владимир

холодная вера

мозжухин иван

украина

временное рабоче-крестьянское правительство украины

харьков

ампир

либкнехт карл

украинская советская социалистическая республика

революционный трибунал

пирогов николай

петровка

шолом-алейхем

константиновск

киностудия имени а. довженко