Котировки

Прощайте, Warcraft и Diablo. Почему студия Blizzard больше не делает качественные игры

Якимченко Олександр
Развлечения
10 Mar 06:00   

Студия Blizzard, создавшая культовые Diablo, StarCraft и World of Warcraft, уже несколько лет терпит одну неудачу за другой. И последнее шоу BlizzCon показало, что компания уже не будет прежней. Мы рассмотрели основные проблемы "Метелицы" и готовы рассказать вам, стоит ли ждать от нее шедевров в будущем.

Еще несколько лет назад название Blizzard Entertainment для многих геймеров выступало гарантией качества. Действительно, за свою долгую карьеру разработчики выпустили такие культовые игры, как Diablo, StarCraft, Warcraft, Hearthstone и Overwatch. Однако со временем успешных релизов стало меньше, а проблем больше: неудачная разработка Heroes of the Storm, снижение аудитории World of Warcraft, стагнация в Overwatch, неудачный анонс мобильного Diablo Immortal и полное фиаско с Warcraft III: Reforged remaster.

До пандемии BlizzCon был масштабным событием для фанатов / фото blizzcon.com

До пандемии BlizzCon был массовым событием для фанатов / фото blizzcon.com

А последний BlizzCon, состоявшийся несколько недель назад, дал понять, что от прежней Blizzard осталось только название, которое больше не обозначает известных создателей, репутацию и политику формата "качество превыше всего". Компания представила только переиздания своих предыдущих хитов и поделилась скудной информацией о Diablo IV и Overwatch 2. Посмотрев шоу, мы решили выяснить, что же случилось с Blizzard и стоит ли ожидать от нее новых шедевров.

Победа финансов над качеством

Принято считать, что проблемы Blizzard начались со слияния с Activision в 2008 году. Например, Бобби Котик встал у руля и повел компанию вниз по склону. Естественно, слияние негативно сказалось на "Метелице", но его результаты появились только через несколько лет. В 2008 году Activision все еще не могла похвастаться многомиллиардными доходами от каждого нового Call of Duty и, соответственно, не оказывала существенного давления на Blizzard. Последний продолжал действовать по старой схеме и до 2012 года выпускал World of Warcraft: Wrath of the Lich King, StarCraft II: Wings of Liberty и Diablo III.

Бобби Котик, глава Activision Blizzard / фото twitter

Бобби Котик, глава Activision Blizzard / twitter photo

Вроде бы проектов много, но здесь есть одна важная деталь. Руководство "Метелицы" всегда придерживалось политики, что каждая новая игра компании должна стать хитом. В этом нет ничего странного, ведь Blizzard неоднократно задавала тренды и революционизировала индустрию интерактивных развлечений. Однако желание и дальше сотрясать рынок шедеврами стало началом конца былой "Метели". За последние двадцать лет студия отменила более пяти перспективных проектов, в том числе шутер StarCraft: Ghost и MMO Titan. Наверняка таких игр было больше, просто информация о них не просочилась в СМИ.

Diablo 3, несмотря на проблемный запуск, стала очень успешной игрой / скриншот

Diablo 3, несмотря на проблемный запуск, стала очень успешной игрой / скриншот

Blizzard привыкла работать в размеренном темпе и не пыталась быстро повысить свои финансовые показатели. Но Activision, наоборот, поставила производство Call of Duty на конвейер, продвинула бренд и начала увеличивать выручку. Естественно, Бобби Котик хотел увидеть аналогичные результаты от Blizzard, но последний не хотел трансформироваться. Она продолжала выпускать только те проекты, в которых была уверена. Так родились Hearthstone, Heroes of the Storm и Overwatch. Опять же, каждое из этих многопользовательских творений может похвастаться высоким качеством исполнения, но Activision посмотрела на другое.

Overwatch стал последний успешным проектом студии / фото playoverwatch.com

Overwatch стал последним успешным проектом студии / фото playoverwatch.com

Если посмотреть на финансовую отчетность за 2017 год, то можно увидеть, что общая аудитория игр Blizzard составила 42 миллиона пользователей. У Activision эта цифра достигла 49 миллионов, а у мобильного подразделения King, входящего в состав компании, - 384 миллиона. Соответственно распределялись и полученные доходы. "Метелица" из-за своей приверженности качеству была отстающим звеном в составе Activision Blizzard, и это, видимо, развязало Бобби Котику руки.

Естественно, никто открыто не говорил о тех процессах, которые тогда происходили внутри корпорации. Однако мы почти уверены, что Blizzard была вынуждена отказаться от прежнего ритма работы и политики, где на первый план выходили попытки создать новый шедевр. Об этом также написал известный журналист и инсайдер Джейсон Шрайер. По его словам, влияние Activision на культуру "Метелицы" значительно возросло, и компании перестали быть равными, как в 2008 году. А проще говоря, финансовый успех первого затмил и завоевал известное качество второго.

Странные творческие решения

Вмешательство Activision также можно проследить до разработки игр и сервисов Blizzard. За последние несколько лет компания приняла так много непопулярных решений, что вы не можете вспомнить все. Давайте сведем пальцы вместе: закрытие киберспортивного направления Heroes of the Storm, слабый контент контента Overwatch, агрессивная монетизация Hearthstone и выпуск Warcraft III: Reforged. Последний проект привел к огромному скандалу. Фанаты были готовы разорвать Blizzard на части за то, что она представляла собой ремастер знаменитой стратегии. Недовольство фанатов вылилось в десятки тысяч нулей на Metacritic, из-за чего Warcraft III: Reforged получил самый низкий пользовательский рейтинг за всю историю сайта.

После релиза Reforged даже самые преданные фанаты разочаровались в студии / фото blizzard.com

После выхода Reforged даже самые преданные поклонники студии были разочарованы / фото blizzard.com

А если верить все тому же Джейсону Шрайеру, у Blizzard есть еще один существенный грех. Ни для кого не секрет, что компания заработала свою репутацию во многом благодаря своим стратегиям. Однако сейчас этот жанр не очень популярен, из-за чего руководство Activision Blizzard заблокировало попытки отдельных команд в рамках "Метелицы" создать новую РТС. Но они могли бы выпустить хотя бы качественный проект и восстановить веру в студию после многих непопулярных решений.

Уход ведущих разработчиков

На самом деле Activision хотела, чтобы Blizzard выпускала игры чаще и тратила меньше денег на их разработку. То есть " Метелице "пришлось действовать диаметрально противоположно тому, что она делала в течение пятнадцати лет. Естественно, такое положение дел не устраивало многих членов компании, в том числе и ведущих менеджеров. В результате с 2018 года, когда давление Activision только усилилось, Blizzard начала штамповать персонал. Соучредитель Майк Морхайм, экс-продюсер Джейсон Чейз, менеджер по разработке StarCraft 2 Дастин Браудер, креативный директор Hearthstone Бен Томпсон, технический директор Алан Дабири, руководитель производства StarCraft II: Legacy of the Void Тим Мортен и многие другие покинули компанию. А двумя годами ранее Крис Метцен, создавший мифологию Warcraft, Diablo и StarCraft, также покинул студию. Вы понимаете, к чему мы клоним? В Blizzard не осталось людей, которые сделали компанию великой и создали ее главные хиты. Бразды правления теперь находятся в руках Джея Аллена Брэка, бывшего исполнительного продюсера World of Warcraft, но это лишь один из немногих ветеранов, оставшихся в "Метели". Гораздо больше из них сейчас работают в студиях Frost Giant и Dreamhaven.

Паразитизм и игры для смартфонов

Итак, что мы имеем: вынужденный отказ от прежней политики "Blizzard quality", уход ведущих разработчиков и активное влияние Activision, что привело к странным творческим решениям. Тут напрашивается один простой вывод - знакомая "Метель" умерла. Будет ли он когда-нибудь восстановлен в своей прежней славе? Определенно нет. Современная Blizzard-это уже не команда творческих людей, которые прислушиваются к игрокам и стремятся реализовать прорывные идеи. Компания стала стандартным звеном огромной корпорации, и ее последующие проекты-прямое тому подтверждение.

Diablo Immortal стала очередным гвоздем в репутационном гробу студии / фото blizzard.com

Diablo Immortal стал еще одним гвоздем в репутационный гроб студии / фото blizzard.comВ ближайшее время"Blizzard" выпустит только Diablo II: Resurrected и World of Warcraft: Burning Crusade Classic. Упомянутые проекты, безусловно, порадуют поклонников, но давайте посмотрим шире. Переиздание ваших прошлых игр без выпуска новых-это распространенный паразитизм и попытка заработать немного денег, чтобы улучшить финансовые показатели в следующем отчете. Компания больше не сможет создать новый Diablo II или выпустить такое же культовое расширение для WoW, как Burning Crusade. Так что остается только переиздать знаменитые хиты, хотя это еще полбеды. Под давлением Activision Метелица начал ориентироваться на мобильный рынок. Он уже разрабатывает Diablo Immortal в партнерстве с NetEase и пока еще не анонсированной игрой Warcraft. И если эти проекты окажутся успешными, Blizzard может ожидать следующий этап трансформации. Компания начнет выпускать недорогие игры для старичков на ПК, а зарабатывать на смартфонах - почти так же, как Activision.

Есть ли свет в конце туннеля?

Blizzard больше не будет прежней великой компанией, ориентированной на игроков, и с этим можно только смириться. Но есть ли шансы увидеть хорошие новые игры от него в ближайшем будущем? Да, но маленький. Из последних проектов "Метелицы"на горизонте только Overwatch 2 и Diablo IV. Первый вызывает опасения, так как Blizzard решила добавить PvE-элементы в соревновательный шутер и представить их в качестве основной функции. Но второй дает больше надежды, хотя и не совсем соответствует канонам предыдущего Diablo.

Diablo VI / фото pcworld.pl

Diablo VI / фото pcworld.pl

Четвертая часть получит больший уклон в многопользовательском сегменте, но за ее разработку отвечает Род Фергюсон, и этот человек уже довел до ума не один проект. Впрочем, даже Diablo IV придется присматриваться и читать отзывы, ведь от современной Blizzard можно ожидать чего угодно.

Назар Степорук

world of warcraft

Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, разработанная и издаваемая компанией Blizzard Entertainment. Действие World of Warcraft происходит в фэнтезийной вселенной Warcraft

diablo iii

Компьютерная игра в жанре Action/RPG, разработанная и выпущенная американской компанией Blizzard Entertainment, для платформ Microsoft Windows, Mac OS X, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и Switch. Игра является частью серии игр Diablo и прямым продолжением Diablo II

blizzard entertainment

Американский разработчик и издатель компьютерных игр. Компания была основана 8 февраля 1991 года тремя выпускниками Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: Алленом Адамом, Фрэнком Пирсом и Майком Морхеймом

blizzcon

Ежегодный фестиваль, проводимый компанией Blizzard Entertainment и посвящённый её основным франчайзам: Warcraft, StarCraft, Diablo, Hearthstone, Heroes of the Storm и Overwatch.

starcraft

Компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная и выпущенная компанией Blizzard Entertainment в 1998 году. 30 ноября того же года было выпущено дополнение — «StarCraft: Brood War», добавившее в игру новых игровых юнитов и продолжившее сюжет оригинала

hearthstone

overwatch

diablo immortal

activision

котик бобби

activision blizzard

wolfenstein

heroes of the storm

metacritic

морхейм майкл

томпсон эмма

бёртон тим

метцен крис

frostpunk

netease

фергюсон ребекка