Котировки

Шведы, которые купили всех, включая украинцев. Как компания Embracer захватывает игровую индустрию

Бобрович Яна
Развлечения
19 Feb 07:00   

Шведский холдинг Embracer Group агрессивно ворвался в игровую индустрию. Компания купила 58 студий, в том числе украинскую 4A Games, и отправила на разработку 150 игр. Но с чего началась такая масштабная деятельность, и к чему она приведет-разбираемся в материале.

Поклонники индустрии интерактивных развлечений привыкли к тому, что самыми известными и богатыми издателями являются Sony, Microsoft, Nintendo, Activision Blizzard, Electronic Arts и Take-Two Interactive. Ниже их стоят SEGA, Square Enix, Bandai Namco, Ubisoft и Capcom, которые, кстати, значительно отстают от мастодонтов. А все остальные выпускают какие-то маленькие игры и счастливы, если их продают миллионными тиражами. И на самом деле вся иерархия нарисована правильно, за исключением одной позиции-группы Объятий.

Сейчас этот шведский холдинг обычно записывается в компанию более низкого ранга. Многие поклонники игр считают, что она недостойна стоять в одном ряду с SEGA и Capcom, а также пользователи, которые редко читают новости профиля и не понимают, о ком идет речь.

Эту ситуацию нужно срочно исправлять, потому что у Embracer Group есть все шансы стать одним из ведущих издателей в течение ближайших пяти лет. Мы в УНИАН решили поближе познакомиться с историей этого холдинга, который уже успел купить десятки студий разработчиков, в том числе и украинские 4A Games, и объяснить, почему у EA и Activision скоро появится грозный конкурент.

Малый бизнес

История группы Embracer восходит к 1990-м годам, когда шведский предприниматель Ларс Вингефорс открыл свою компанию LW Comics в возрасте 13 лет. Она занималась перепродажей подержанных комиксов. Три года спустя молодой бизнесмен обратил свое внимание на видеоигры и решил основать новую компанию под названием Nordic Games. Суть его была та же, что и в случае с LW Comics, только операции проводились с другими товарами. Организация действовала на рынке с переменным успехом до 2004 года, когда была объявлена банкротом.

Ларс Вингефорс / фото gamepressure.com

Ларс Вингефорс / фото gamepressure.com

Затем Vingefors привлеченного капитала извне и реформировать северных Играх, в игре на выходе Европе. Ему удалось купить непроданные запасы дисковых копий видеоигр у Electronic Arts и продать их на международном рынке через различные торговые сети. Благодаря этому появилась прибыль, которая позволила нам восстановить Скандинавские игры. В 2008 году она была возрождена как дочерняя компания Game Outlet Europe и приобрела новую стратегию заработка. Ларс Вингефорс, как основной акционер восставшей из пепла компании, понял, что необходимо расширять свою деятельность. Он начал инвестировать в разработку игр, чего не хватало рынку. Это был правильный шаг, который до сих пор лежит в основе группы "Объятий".

В 2009 году Nordic Games в сотрудничестве с Nintendo выпустила караоке-игру We Sing, а параллельно разработала Dance Party Club Hits-танцевальный проект, который шел со специальным контроллером mat. Оба релиза оказались успешными, благодаря чему Ларс Вингефорс и его партнер Пелле Лундборг решили в очередной раз перестроить свою деятельность. Они основали холдинговую компанию Nordic Games Holding и превратили Nordic Games и Game Outlet Europe в свои дочерние компании.

Гвоздь на голове

В 2011 году Вингерс и Лундборг покупают интеллектуальную собственность издательства JoWooD Entertainment, а в 2013 году проворачивают свою самую важную сделку по приобретению большей части активов обанкротившегося THQ. Когда-то это была крупная компания, выпустившая две части Darksiders, несколько игр серии Saints Row и даже издавшая украинский S. T. A. L. K. E. R.: Shadow of Chernobyl. Несмотря на несколько непопулярных решений, которые привели к закрытию, THQ все еще имеет репутацию в сообществе интерактивных развлечений. Именно этим Ларс Вингефорс и планировал воспользоваться, переименовав холдинг Nordic Games в THQ Nordic, а его дочерние компании-в THQ Nordic AB и THQ Nordic GmbH.

Darksiders до сих пор считается одной из важных франшиз Embracer / фото ign.com

Darksiders до сих пор считается одной из важных франшиз Embracer / фото ign.com

Параллельно новообразованное издательство решило заработать на интеллектуальной собственности бывшего THQ. Она выпустила Darksiders: Warmastered Edition и Darksiders II: Deathinitive Edition — обновленные версии игр с незначительными улучшениями, которые продавались в комплекте со всеми дополнениями. В то же время компания анонсировала третью часть серии, переиздала Legend of Kay, спонсировала тактическую стратегию This is the Police и отправила на прилавки римейк Black Mirror. Такое количество релизов за два года может показаться небольшим, но это была всего лишь подготовка. THQ Nordic накапливает капитал, чтобы начать полномасштабное завоевание игровой индустрии.

Я беру оптом все

Из деятельности компании Ларса Вингефорса становится ясно, что до 2018 года ей почти не уделялось внимания. В 2017 году он купил несколько студий разработки, в том числе Experiment 101, создателей Biomutant, но это были небольшие сделки. Такие вещи регулярно происходят в игровой индустрии, поэтому THQ Nordic осталась в ранге такого инди-издателя, у которого есть несколько хороших франшиз.

Покупка Koch Media и ее брендов значительно усилила позиции THQ Nordic / фото US Gamer

Покупка Koch Media и ее брендов значительно укрепила позиции THQ Nordic / фото американского геймера

Однако в феврале 2018 года компания появилась во всех новостных лентах — ее приобрела Koch Media. Этим холдингом владело издательство Deep Silver, которому, в свою очередь, принадлежали бренды Dead Island и Saints Row. Последний просто не пошел в THQ Nordic, когда охотился за активами THQ. После первой громкой сделки компания начала бомбить покупками студий разного размера. В том же 2018 году он поглотил Coffee Stain (Sanctum, Goat Simulator), Bugbear Entertainment (FlatOut, Wreckfest) и HandyGames (Jagged Alliance: Rage). А в своем годовом финансовом отчете THQ Nordic сообщила о росте операционной прибыли на 217%. При этом компания заявила, что у нее в разработке находится 55 проектов, из которых на тот момент было анонсировано только двадцать.

Трансформация в EmbracerGroup

В 2019 году THQ Nordic сделала несколько важных заявлений. Во-первых, он приобрел Piranha Bytes (Gothic, Risen), Gunfire Games (Darksiders III), Tarsier Studios (Little Nightmares) и Warhorse Studios (Kingdom Come: Deliverance). Во-вторых, издательство превратилось в холдинг Embracer Group. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть свою политику.

Хотя компания и приобрела ряд студий, но решила не ставить перед ними какие-то рамки. Все команды сохранили свою творческую свободу и собственное лидерство. По словам Ларса Вингефорса, в таких условиях гораздо проще создавать качественные проекты, чем в крупной компании с большим количеством менеджеров. Он сказал это в интервью еще в 2018:

"Творческая свобода-залог успеха, и в отдельных коллективах людям легче реализовать свои идеи"

То есть группа Embracer-это верхняя ступень, под которой находятся еще несколько издательств. Они выпускают сторонние игры и разрабатывают свои собственные, хотя точно неизвестно, как распределяются доходы внутри холдинга.

Надежда одиночек

С 2019 по 2021 год Embracer Group занималась своей обычной деятельностью — выпускала свежие игры, покупала разнообразные франшизы и студии. Однако его приобретения стали гораздо более важными и значимыми. Во-первых, холдинг добавил в свои активы Saber Interactive (World War Z, Quake Champions), Ukrainian 4A Games, известную по серии Metro, Flying Wild Hog (Shadow Warrior) и пачку менее известных команд. А в начале 2021 года Embracer ошеломил всех покупкой Aspyr Media (специалистов по портированию) и Gearbox Software, создателей Borderlands. Последний обошелся компании wingers в 1,3 миллиарда долларов и стал независимым издателем в рамках холдинга.

Metro Exodus / фото 4A Games

Metro Exodus / фото 4A Games Ранее аналогичным образом были реструктурированы Koch Media, Coffee Stain, Saber Interactive и THQ Nordic. Да, последний не исчез с радаров, но стал одним из главных винтиков группы Embracer. Теперь, покупая студию, холдинг решает, в какое внутреннее издательство ее отправить. Например, украинские игры, 4А находится в ведении сабельного Interactive, которая, в свою очередь, напрямую подчиняется Vingefors и остальных директоров. За последние годы Embracer Group привлекла сторонний капитал и отчиталась о росте показателей в своих финансовых отчетах. Да, чистая прибыль холдинга пока невелика, так как он много тратит на покупку студий. Впрочем, количество хитов, выпущенных компанией, тоже увеличилось, просто не все об этом знают. Возьмем, к примеру, недавний симулятор выживания Valheim, который уже разошелся тиражом более двух миллионов экземпляров в Steam. Но это откровенно недорогой проект из раннего доступа, созданный небольшой студией Iron Gate. Издателем игры уже неоднократно упоминалось Кофейное пятно, входящее в состав Embracer. Вот и получается, что успех Valheim-это успех шведского холдинга. И за последние несколько лет было много подобных случаев: Удовлетворительно, Десперадо III, Губка Боб Квадратные Штаны: Битва за Бикини Боттом-Регидратация и так далее. Список можно продолжать, но, что более важно, в будущем он расширится еще больше.

Desperados III - один из первых безусловных хитов Embracer / фото Mimimi Games

Desperados III - один из первых абсолютных хитов Embracer / photo Mimimi Games

Сейчас группа Embracer состоит из 58 студий, которые работают над 150 проектами. Многие из них будут однопользовательскими играми категории "В", на которые делается основная ставка холдинга. Современный рынок нуждается в таких работах, потому что EA, Activision Blizzard и Take-Two уже давно их не выпускают. Крупные издательства привыкли жить за счет своих конвейерных серий и редко пытаются удивить аудиторию чем-то новым. Каждые несколько лет они разрабатывают недорогой однопользовательский проект, такой как Star Wars Jedi: Fallen Order, и то только в качестве шутки для хардкорной аудитории. А параллельно они продолжают наживаться на FIFA, Call of Duty и GTA Online.

GTA Online приносит разработчикам огромные деньги / фото rockstargames.com

GTA Online приносит разработчикам много денег / фото rockstargames.com

В таких условиях Embracer Group, которая сохраняет творческую свободу купленных студий и создает множество однопользовательских игр разных жанров, выглядит настоящим спасителем индустрии. Более того, она не забывает и о релизах ААА. На горизонте маячит новое Метро, сиквел Kingdom Come: Deliverance и громкая новинка от Aspyr Media (предположительно Star Wars: Knights of the Old Republic III). И если хотя бы половина будущих проектов Embracer окажется успешной, то у EA, Activision и остальных появится очень и очень грозный конкурент, который заставит их поволноваться.

Впрочем, судить об этом пока рано. В свое время Electronic Arts также скупила множество студий и выпустила проекты самых разных жанров. А потом издатель превратился в" убийцу " таких легендарных команд, как Westwood Studios и Visceral Games. Я хочу верить, что Embracer пойдет другим путем и продолжит придерживаться своей нынешней политики с творческой свободой для разработчиков на переднем крае. Но как все обернется на самом деле, мы узнаем только в ближайшие несколько лет.

Назар Степанюк

embracer group

Шведская компания по производству компьютерных игр, базирующаяся в Карлстаде. Компания была основана под названием Nordic Games в декабре 2008 года, образовав дочернюю компанию, выпускающую видеоигры в игровом ритейлере Game Outlet Europe

4a games

Украинская компания по разработке компьютерных игр. Известна по играм Metro 2033, Metro: Last Light и Metro Exodus

sony

Японская транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Токио, образованная 7 мая 1946 года. Третья по величине японская электронная корпорация после Hitachi и Panasonic

microsoft

Одна из крупнейших транснациональных компаний по производству проприетарного программного обеспечения для различного рода вычислительной техники — персональных компьютеров, игровых приставок, КПК, мобильных телефонов и прочего. Разработчик наиболее широко распространённой на данный момент в мире пр…

nintendo

Японская компания, специализирующаяся на создании видеоигр и игровых консолей.

activision blizzard

electronic arts

take-two interactive

sega

square enix

bandai namco entertainment

ubisoft

capcom

униан

activision

thq nordic

jowood entertainment

thq

darksiders

biomutant

deep silver

dead island

saints row

coffee stain

goat simulator

bugbear entertainment

darksiders iii

kingdom come: deliverance

saber interactive

metro ag

flying wild hog

aspyr media

gearbox software

borderlands

steam

фифа

visceral games