Французскому актеру Жан-Полю Бельмондо, ставшему символом нескольких поколений, 9 апреля исполняется 88 лет. Его обожали женщины, ему подражали мужчины. При его жизни городские власти Парижа устроили ретроспективу его фильмов на Ратушной площади. Немногие актеры когда - либо удостаивались такой чести. Он был у Бельмондо.
Почему Бельмондо стал символом
С 60-х по 80-е годы ХХ века многие юноши и юноши мечтали стать похожими на Бельмондо. Забавно, но до того, как он стал знаменитостью, многие говорили, что с такой внешностью он никогда не будет популярен у женщин. А если бы кто-то сказал, что Жан-Поль снимется в кино и станет звездой, его бы вообще высмеяли.
Тем не менее не только французские, но и советские мальчишки копировали его косолапую походку, старались улыбаться так же, как Бельмондо, и не колебаться в трудной ситуации, а бить первыми- совсем как его герои.
Бельмондо компенсировал свою довольно среднюю внешность-как в жизни, так и на экране-энергией, отличной спортивной формой и потрясающей улыбкой. Он стал героем для обычных людей, которых обычно называют средними. Они воображали себя на месте Бельмондо, потому что его герои всегда побеждали и выходили из любых передряг.
То, что Бельмондо стал символом простых людей, отчасти связано с его другом и конкурентом Аленом Делоном, с которым он снимался в фильмах "Борсалино "(1969) и" Один шанс на двоих " (1998). Эти актеры часто играли то бандитов, то полицейских, но правда всегда была на их стороне. Жан-Поль и Ален одинаково успешно справлялись с женщинами и так же хладнокровно размахивали кулаками. Однако большинству парней было трудно ассоциировать себя с Делоном - он был недосягаемым красавцем, которому все попадалось в руки само собой. А Бельмондо в представлении зрителей был человеком, который самостоятельно ломает дорогу и просто так ему ничего не достается. Хотя на самом деле все было наоборот.
Жан-Поль родился в богемной семье: отец-скульптор, мать-танцовщица, поэтому его актерская карьера была почти предопределена. А Алена-плохо училась, работала у матери и отчима в колбасном цехе, а потом пошла в армию по контракту и отправилась воевать в Индокитай. Но эти подробности биографии актеров большинство зрителей либо не знали, либо предпочитали игнорировать.
Как только Бельмондо изменил свой экранный образ, зрители встретили эту картину в штыки. Так было с двумя фильмами, которые считаются актерскими достижениями Жан-Поля. Сначала такая судьба постигла криминальную мелодраму "Сирена из Миссисипи" (1969), где он сыграл одинокого богача, влюбившегося в женщину, которая обманула его до безумия. В роли роковой красавицы была Катрин Денев. Казалось, люди толпами кинутся на такой звездный дуэт, но зрители плохо отнеслись к фильму - для них Бельмондо уже не тот "свой чувак", к которому они привыкли.
Второй раз подобная неудача ждала его с картиной "Стависки" (1974), которую он сам же и продюсировал. В фильме Бельмондо сыграл крупного афериста, из-за которого едва не началась война во Франции. Но его герой был не только умен и успешен, но и страдал прогрессирующей шизофренией, а во время очередного приступа застрелился.
"*Я хотел сыграть роль Ставиского, потому что она совершенно отличалась от всех моих предыдущих работ. Для меня было важно доказать, что я способен на что-то другое. Именно я придумал фильм, выбрал Семпрун в качестве сценариста и Алена Рене в качестве режиссера. Людям нравится этот фильм сегодня, но тогда. В Каннах в конце показа раздались аплодисменты, но фильм часто освистывали в кинотеатрах. Люди не могли смириться с тем, что я это сделал", - вспоминал Бельмондо в интервью.
Бельмондо-звезда СССР
Героев Бельмондо можно назвать экранными братьями героев итальянца Адриано Челентано. Персонажи, которых он играл, тоже обычные люди, которые могут блестяще выйти из любой ситуации. При этом они не блистают красотой, но своей харизмой умудряются покорить практически любое женское сердце. В то время Советский Союз дружил и с Францией, и с Италией, поэтому фильмы, в которых снимались эти актеры, регулярно появлялись на широких экранах и на телевидении. И они, в прямом смысле слова, жаждали быть озвученными лучшими советскими актерами. Например, Николай Караченцов, которого называли русским Бельмондо, принял в награду предложение озвучить героя Жан-Поля в "Профессионале".
Еще один кумир советского зрителя - Владимир Высоцкий, создавая образ капитана милиции Глеба Жеглова в "Месте встречи изменить нельзя", скопировал фирменный прищур глаз Бельмондо.
Состоялась встреча с Бельмондо и звездой украинского кино Иваном Миколайчуком. В то время он уже был известен в Европе благодаря фильму "Тени забытых предков". Во время съемок в Болгарии Миколайчук узнал, что неподалеку снимается фильм с Бельмондо. Закончив работу, Иван побежал посмотреть на Жан-Поля, как и большинство зевак.
Позже режиссер Юрий Ильенко рассказывал автору этих строк: "* Ивану удалось протиснуться к самой защитной ленте, которой отгородили съемочную площадку. Последовала пауза, и Бельмондо, взглянув в сторону нашего актера, узнал его и сделал знак, чтобы тот подождал. Вскоре стрельба закончилась, и Жан-Поль подошел к нему и предложил выпить, сказав, что видел его "Тени"." Несмотря на то, что Иван вообще не знал иностранных языков, а француз не понимал украинского и русского, они проговорили за рюмкой несколько часов*".
В современном украинском кино просто нет таких персонажей, как герои Бельмондо. Продюсеры стараются подбирать на главные роли писаных красавиц, которые, кроме внешности, больше ничего предложить не могут, поэтому сливаются в единый поток, и выделить кого-то невозможно. Если бы актер, похожий на Бельмондо, присутствовал сейчас на кастинге, его, вероятно, отвергли бы.
Французский актер в начале своей карьеры был таким, пока Жан-Люк Годар не вцепился в него прямо на улице, пообещав заплатить пять тысяч франков за день съемок. Не надеясь ни на какой триумф, начинающий актер согласился и снялся в фильме "На последнем дыхании". По словам Бельмондо, он вообще ничего не ожидал. И в результате получилась картина, с которой французская новая волна начала свое развитие.
Афоризмы Бельмондо
Женщины за тридцать находятся в лучшей форме, но мужчины за тридцать слишком стары, чтобы понять это. Я не вернусь ни в кино, ни в театр. Теперь мой главный проект - ничего не делать и наслаждаться жизнью. Искушение-это духи, которые вы вдыхаете до тех пор, пока не захотите получить весь флакон. Терпимость к неправде о себе-неотъемлемая часть актерской профессии.
- Мне всегда нравилось играть. Я никогда не хотел быть хозяином, который что-то решает.
- Мой козырь-раскованность. НАГОТА-национальный костюм человечества. Увы, меня иногда воспринимают слишком серьезно, ищут смысла в моих действиях, в которых нет ничего, кроме поиска радости, подозревая умысел в том, что часто происходит в спонтанности момента. Жизнь на полную катушку, без страха, не оглядываясь через плечо, потому что дорога назад бежит слишком быстро-это стало генеральной линией моего существования.
- Желание клоунады заложено в моей ДНК.