Котировки

Злой рок звезды "Тени исчезают в полдень": сумасшествие и трагический конец

Якимченко Олександр
Развлечения
10 Apr 11:15   

Почти 50 лет назад вышел первый советский сериал "Тени исчезают в полдень" - 7-серийная историческая драма о последних днях царской России, гражданской войне и коллективизации, о кулаках, белых и коммунистах. Популярность сериала была такова, что все актеры, сыгравшие в нем главные роли - Петр Вельяминов, Нина Русланова и Александра Завьялова - буквально купались в народной любви. Для Завьяловой роль монахини Пистимеи была вершиной ее творчества. Актриса наделила свою героиню таким зловещим обаянием, что все говорили, будто она настоящая ведьма. Так почему же после этой роли ее больше не приглашали в кино и что действительно погубило карьеру замечательной актрисы, мы поняли Vesti.ua .

Почему жена Леонида Быкова ревновала к мужу Завьялова

Сашенька Завьялова с самого начала была особенной. Несмотря на то, что она родилась в крестьянской семье, девушка обладала буквально царской красотой и гордой красотой. Именно это и привлекло ее к режиссеру Александру Зархи, который буквально уговорил красавицу сняться в его фильме "Люди на мосту". А выпускница Ленинградского театрального института не хотела играть в кино, потому что была уверена, что ее призвание-театр. Однако после фильма молодая актриса неожиданно стала популярной. Вся Москва сходила с ума по этой холодной красоте. По слухам, среди ее поклонников были даже главный юморист СССР Аркадий Райкин и писатель Юлиан Семенов.

Злой рок звезды Тени исчезают в полдень: сумасшествие и трагический конец - фото 1

Дебют Александры Завьяловой в фильме "Люди на мосту" подарил советскому кинематографу новую прекрасную актрису

Предложения посыпались на актрису, как конфетти. В 1960 году она снялась в мелодраме "Любовь Алеши" вместе с Леонидом Быковым, который после фильма "Максим Перепелица" тоже был очень популярен. Быков сыграл влюбленного геолога, этакого положительного со всех сторон Ромео, а Завьялова-объект страсти главной героини-стрелочницы Зинки, живущей с дедом на затерянной в степи переправе.

Злой рок звезды Тени исчезают в полдень: сумасшествие и трагический конец - фото 2

Завьялова и Быкова на съемках романа не было, хотя со стороны казалось иначе

Фильм оказался настолько очаровательным, что его посмотрели в кинотеатрах почти 24 миллиона человек. Интересно, что на роль Зинки пробовались многие известные актрисы: Ия Арепина, Изольда Извицкая и даже Людмила Гурченко. Но они все же одобрили Завьялову, которая была помолвлена с" Любовью Алеши "на " Мосфильме", где актриса считалась одной из самых перспективных. Завьялова позже вспоминала, что они с Быковым очень подружились, потому что Леша (так Александра называла Леонида Федоровича) был очень ярким человеком и порядочным. Но жена актера, как вспоминает Завьялова, была недовольна этой дружбой, очень ревновала партнера мужа и поэтому постоянно находилась на съемочной площадке-контролировала, чтобы, не дай Бог, у верного не было официального романа.

Почему звезда фильма "Волшебники" ушла из кинотеатра в церковь: читайте здесь

Параллельно с кино актриса поступила на службу в Малый театр в Москве - мечта всех актеров. И вдруг, неожиданно для всех, в 1963 году она оставила Москву, театр и уехала в Ленинград, чтобы выйти замуж. Создав семью с художником Дмитрием Бучкиным, Александра родила дочь Татьяну и некоторое время сидела без работы. Отъезд из Москвы был ее огромной ошибкой, которая во многом перечеркнула дальнейшую судьбу актрисы. Если проследить ее фильмографию после замужества, то никаких мосфильмовских проектов там нет. Не считая "Тени исчезают в полдень", где без нее все равно не обойтись.

Отелло, КГБ и пропущенная роль ведьмы-панночки в "Ви"

Однако до конца неизвестно, что именно разрушило карьеру Завьяловой. Многие склонны считать, что все пути ей перекрыл КГБ, когда заметил, что актриса слишком близко общается с иностранцами, которые стали активно посещать СССР во время хрущевской оттепели.

Начнем с того, что в 1961 году фотография Завьяловой как звезды советского кино появилась на обложке американского журнала Life. До этого она пять раз появлялась на обложках "Советского экрана", что свидетельствовало об очень высоком статусе актрисы на родине. Но Жизнь - это было нечто запредельное. Портрет актрисы приехал в Москву, чтобы сделать лично Филипп Халсман-выдающийся фотограф середины XX века, основоположник сюрреализма в фотографии, снимавший Черчилля и Кеннеди, Мэрилин Монро и Сальвадора Дали. Что это был за реверанс со стороны американцев, не совсем понятно, но, учитывая, что в том же году начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, он был необходим. Этот шаг, несомненно, был санкционирован кем-то на самом верху.

Злой рок звезды Тени исчезают в полдень: сумасшествие и трагический конец - фото 3

Пять обложек в журнале "Советский экран" - каждая актриса мечтала о такой славе

Затем, во время Московского международного кинофестиваля в 1963 году, Александра стала единственной советской актрисой, получившей приглашение на званый ужин в американское посольство, где ведущим вечера был помощник президента США по особым делам Аверелл Гарриман. По поручению руководства того же фестиваля она принимала у себя дома в Ленинграде итальянскую делегацию, в которую входила знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина. Итальянка тогда приехала в Москву со своим мужем Федерико Феллини, который в итоге получил главный приз на фестивале за фильм "Восемь с половиной".

И тут случилось то, что навсегда изменило судьбу Александры Завьяловой. Через год после собственной свадьбы актриса познакомилась с американским бизнесменом итальянского происхождения, которого звали Отелло Церезолли. По одной информации, он был каким-то высоким чином в ВМС США, по другой-совладельцем крупной пароходной компании, сотрудничавшей с СССР. Они познакомились в самолете, летевшем в Одессу, и полюбили друг друга. Вспыхнул роман, о котором немедленно узнал КГБ.

Затем началась карусель: спецслужбы якобы заподозрили бизнесмена в шпионаже, объявили его персоной нон грата и выдворили из страны. Что касается Александры Завьяловой, то эта история окончательно погубила ее карьеру - КГБ "надавил" на "Ленфильм", и актриса лишилась работы. Кроме того, она развелась с мужем. Как потом объяснила сама женщина, она так любила своего Отелло, что больше не могла находиться рядом с другим мужчиной.

Однако очень скоро после развода у кинозвезды случился роман с режиссером Резо Эсадзе. Он снял актрису в замечательном фильме " Фро " по рассказу Андрея Платонова, где Завьялова, всегда такая волевая и решительная, сыграла нежную девушку, влюбленную и несчастную. Для этой картины она даже покрасила волосы в блондинку и была очень хороша на экране. С Эсадзе, впрочем, актриса тоже вскоре рассталась - он так ревновал, что Александра стала опасаться за свою жизнь. Эсадзе, кстати, заставил Завьялову совершить непростительную ошибку - отказаться от роли Панночки в фильме "Вий", несмотря на то, что она уже начала в нем сниматься. Роль досталась Наталье Варлей, хотя теперь понятно, что с Завьяловой и ее колдовской красотой этот фильм стал бы по-настоящему страшным.

Читайте о трагедии и алкоголизме звезды фильма "Сорок первый" здесь.

Великая роль ценой собственной души

Именно в тот момент, когда Завьялова осталась одна"Мосфильм"вдруг вспомнил о ней, и в ее жизни появился многосерийный проект "Тени исчезают в полдень". Это был ее звездный час. Актрисе досталась самая сложная роль - ее героине Серафиме Клычковой пришлось прожить в кадре целую жизнь: от юности до старости. На глазах зрителя героиня постепенно превращалась из наследницы владельца сибирских рудников в отравленную злобой монахиню Пистимею.

Злой рок звезды Тени исчезают в полдень: сумасшествие и трагический конец - фото 4

Говорят, что именно роль монахини Пистимеи погубила Завьялову Съемки длились три года, и все это время Александра выкладывалась по полной, создавая поистине демонический образ. Очевидцы вспоминают, что даже вне съемок она не выходила из образа и пугала коллег своей нелюдимостью. Говорят, что эта работа расстроила психику актрисы. Кроме того, она якобы была религиозным человеком, и ей приходилось играть реальное воплощение зла, и в результате Пистимея начала разрушать ее мозг. А потом, несмотря на триумф фильма, актрису больше не приглашали в кино. У нее начались глубокие депрессии, выход из которых она увидела в рождении второго ребенка. В 1974 году Завьялова родила сына Петю от человека, имени которого никогда никому не говорила. Когда мальчик был еще младенцем, случилось страшное: медики ворвались в ее дом и отвезли Александру в психиатрическую больницу, где продержали два месяца. "Что я там пережил, страшно вспомнить. Мне не давали спать. Мне сделали укол снотворного, а потом разбудили. Детям не разрешалось меня видеть. Я кричала, просила, но они закрыли двери", - вспоминала актриса в недавнем интервью. Самое любопытное, что Завьялова не называет точной причины, по которой это произошло. Она предполагает, однако, что во всем виноваты ее ненадежность и "дискредитирующие связи" из-за общения с иностранцами.

Когда звезда вернулась из больницы, оказалось, что ее квартиру ограбили - вынесли все, что приобрели, включая шубы и бриллианты. Детей распределили, как могли, в отсутствие матери: дочь Таню забрал отец, а маленького сына поместили в детский дом. Завьялова долго добивалась, чтобы ей вернули сына, и когда это произошло, ее снова отвезли в психушку, но на этот раз вместе с ребенком. Впоследствии ее бывший муж Дмитрий Бучкин усыновил сына актрисы, но было уже поздно-жизненные испытания сломили психику мальчика. Проблемы с психикой обострились и у самой актрисы. Вполне вероятно, что это было результатом медикаментозной терапии в психиатрической больнице. Через 30 лет после психиатрической больницы она жаловалась, что живет на электрическом стуле из страха вернуться туда. В то же время она вела себя в точности как клиентка психиатрической больницы.

Очевидцы вспоминали, что Александра Семеновна была более чем странной в своем возрасте, называла всех вокруг "чекистами" и утверждала, что за ней следят. Она не снималась в кино уже 20 лет, но в советское время получала приличную пенсию по инвалидности. Бывший президент Гильдии киноактеров Санкт-Петербурга Петербуржец Евгений Леонов-Гладышев рассказывал, что когда у Завьяловой случался рецидив, она исчезала на шесть-восемь месяцев, иногда на год. Однажды мы решили устроить творческий вечер для Александры Завьяловой в Доме кино. Там был полный зал, и она. Она не пришла. Однажды я отругала сына: "Почему ты не помогаешь маме? Она просто иногда голодает", но он ничего не сказал. Это странный молодой человек без определенного занятия*" Леонов-Гладышев вспоминал в одном из интервью.

По словам окружения актрисы, Петр Завьялов действительно нигде не работал. Его мать рассказывала всем, что он был специалистом по строительству, но когда-то он учился на повара, некоторое время работал барменом, а потом бросил все и совсем спился. Он прожил с матерью всю свою жизнь. А за день до ее 80 - летия в доме Завьяловых произошла трагедия-актрису нашли мертвой. Смерть женщины наступила от удара ножом в грудь. Суд признал виновным в убийстве Петра Завьялова, который совершил его в состоянии сильного алкогольного опьянения. За убийство матери 40-летний мужчина был приговорен к восьми годам колонии строгого режима. Так печально закончилась история одной из самых красивых актрис советского кинематографа 60-х годов.

"Мне до слез жаль Александру Семеновну: ее талант, как Северное сияние, вспыхнул ярко, но недолго",-сказал Евгений Леонов-Гладышев в комментарии после ее смерти, и с ним нельзя не согласиться.

Читайте о семейной трагедии звезды "Кавказской пленницы" - Фрунзика Мкртчана здесь.

россия

Росси́йская Федера́ция , — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Территория России в её конституционных границах составляет 17 125 191 км²; население страны составляет 146 238 185 чел

русланова нина

Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ

завьялова александра

Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации

быков леонид

Советский актёр, кинорежиссёр и сценарист; заслуженный артист РСФСР , лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т

зархи александр

27 января 1997, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист, литератор, мемуарист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда

российский государственный институт сценических искусств

москва

союз советских социалистических республик

райкин аркадий

семёнов юлиан

арепина ия

извицкая изольда

гурченко людмила

мосфильм

малый театр

санкт-петербург

бучкин дмитрий

комитет государственной безопасности ссср

халсман филипп

мэрилин монро

дали сальвадор

советский экран

доллар сша

гарриман аверелл

блокада ленинграда

мазина джульетта

феллини федерико

одесса

ленфильм

эсадзе резо

платонов андрей

варлей наталья

премия гильдии киноактёров сша

леонов-гладышев евгений

центральный дом кино