Астрономы обнаружили рекордно далекий квазар

Гуменчук Сергій
14 Jan 12:58

Квазары - одни из самых ярких астрономических объектов в видимой Вселенной \ REUTERS

Квазары-одни из самых ярких астрономических объектов в видимой вселенной.

Астрономы обнаружили новый самый отдаленный на сегодняшний день квазар, J0313-1806, который существовал в то время, когда Вселенной было 670 миллионов лет. Она содержит сверхмассивную черную дыру с массой 1,6 миллиарда солнечных масс, что позволяет наложить серьезные ограничения на модели формирования" зародышей " черных дыр в ранней Вселенной.

Группа астрономов во главе с Фейджем Воном из Аризонского университета сообщает об открытии самого далекого на сегодняшний день яркого квазара J0313-1806. Первоначально кандидат был найден в ходе анализа данных наземных съемок неба Pan-STARRS1, DELS (DESI Legacy Imaging Surveys), VHS (VISTA Hemisphere Survey), а также каталога данных космического телескопа WISE, позже спектроскопические наблюдения квазара проводились с помощью системы радиотелескопов ALMA и телескопов Gemini, обсерватории Кека и Магеллановых телескопов, сообщает nplus1.ru .

Красное смещение J0313-1806 было z=7,642, что означает, что оно существовало в то время, когда Вселенной было всего 670 миллионов лет. Это ядро галактики, которое активно формирует звезды со скоростью 200 солнечных масс в год. Он уже накопил огромные запасы пыли с общей массой 7×107 солнечных масс. Болометрическая светимость квазара оценивается в 1,4×1047 эрг в секунду, он содержит сверхмассивную черную дыру с массой (1,6±0,4)×109 Солнечных масс, активно поглощающую материю.

Существование такой сверхмассивной черной дыры всего через 670 миллионов лет после Большого взрыва накладывает серьезные ограничения на модели формирования "зародышей" черных дыр. Кроме того, данные наблюдений показывают, что ранние черные дыры демонстрировали активные темпы роста, характеризующиеся большим коэффициентом Эддингтона. Астрономы считают, что J0313-1806 является идеальной мишенью для дальнейших, более детальных наблюдений с помощью системы ALMA и будущего космического телескопа Джеймса Уэбба.

Что такое квазары?

Квазары-один из самых ярких астрономических объектов в видимой Вселенной, ядра далеких галактик на ранней стадии формирования, в которых сверхмассивные черные дыры активно поглощают материю из окружающего аккреционного диска и могут генерировать высокоскоростные струи. Поиск и наблюдение наиболее удаленных таких объектов позволяет проверить теории образования сверхмассивных черных дыр путем определения массы их "зародышей" в ранней Вселенной и оценки скорости их роста. На сегодняшний день существует очень мало наблюдательных данных для очень далеких квазаров, только два таких объекта были обнаружены при красном смещении z≥7,5.