Астрономы открыли первую безоблачную планету-Юпитер

Гуменчук Сергій
25 Jan 15:40

В атмосфере планеты нет облаков.

Художественная иллюстрация WASP-62b, первой планеты, похожей на Юпитер, обнаруженной без облаков или дымки в ее наблюдаемой атмосфере

Harvard & Smithsonian

Астрономы Гарвардского и Смитсоновского центров астрофизики обнаружили первую юпитероподобную планету без облаков и дымки в наблюдаемой атмосфере. Эти результаты были опубликованы в этом месяце в журнале Astrophysical Journal Letters.

Газовый гигант, получивший название WASP-62b, был впервые обнаружен в 2012 году во время Южного обзора широкоугольного поиска планет (WASP). Однако его атмосфера до сих пор не изучена досконально. "В своей диссертации я работал над характеристикой экзопланет", - говорит Мунаца Алам, аспирант Центра астрофизики, который руководил исследованием. - Я беру открытые планеты и следую за ними, чтобы охарактеризовать их атмосферу."

Известный как "горячий Юпитер", WASP-62b находится на расстоянии 575 световых лет и составляет примерно половину массы Юпитера в нашей Солнечной системе. Однако, в отличие от нашего Юпитера, которому требуется около 12 лет, чтобы вращаться вокруг Солнца, WASP-62b вращается вокруг своей звезды всего за четыре с половиной дня. Эта близость к звезде делает ее очень горячей, отсюда и название "горячий Юпитер".

Используя космический телескоп Хаббла, Алам записал данные наблюдений и наблюдений планеты с помощью спектроскопии, изучения электромагнитного излучения для обнаружения химических элементов. Алам специально наблюдал WASP-62b, когда он трижды пролетал перед своей звездой, делая наблюдения в видимом свете, которые могут обнаружить присутствие натрия и калия в атмосфере планеты. - Признаюсь, поначалу я не слишком беспокоился об этой планете, - говорит Алам. - Но как только я начал просматривать данные, я был взволнован."

Хотя никаких признаков калия не было, присутствие натрия было поразительно очевидным. Команда смогла просмотреть полные линии поглощения натрия в своих данных или их полный отпечаток. Алам объясняет, что облака или дымка в атмосфере полностью затмевают следы натрия, и астрономы обычно могут различить лишь небольшие намеки на его присутствие. "Это свидетельство того, что мы видим чистую атмосферу", - говорит она.

Безоблачные планеты встречаются крайне редко. По оценкам астрономов, согласно последним исследованиям, менее 7 процентов экзопланет имеют чистую атмосферу. Например, первая и единственная известная экзопланета с чистой атмосферой была открыта в 2018 году. Названный WASP-96b, он классифицируется как горячий Сатурн.

Астрономы считают, что изучение экзопланет с безоблачной атмосферой может привести к лучшему пониманию того, как они образовались. Их редкость "предполагает, что происходит что-то еще или что они сформировались иначе, чем большинство планет", - говорит Алам. Прозрачная атмосфера также облегчает изучение химического состава планет, что помогает определить, из чего состоит планета.

С запуском космического телескопа Джеймса Уэбба в конце этого года команда надеется получить новые возможности для изучения и лучшего понимания WASP-62b. Усовершенствованные технологии телескопов, такие как более высокое разрешение и лучшая точность, должны помочь им исследовать атмосферу еще ближе, чтобы обнаружить присутствие большего количества элементов, таких как кремний.

Напомним, ранее сообщалось, что в созвездии Тельца были обнаружены четыре странные планеты.

гарвард-смитсоновский центр астрофизики