Часть протопланеты. Секреты уникального метеорита

Якимченко Олександр
16 Mar 21:45

Исследователи до сих пор изучают Erg Chech 002 и считают, что он может раскрыть много интересных фактов о формировании планет в Солнечной системе.

Пустыня Сахара до сих пор скрывает тайны Вселенной. Последним таким открытием стал метеорит Erg Chech 002, который появился на миллион лет раньше, чем самый старый из ранее обнаруженных метеоритов. Кроме того, она имеет другой химический состав и образовалась в недрах древней протопланеты. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Самый старый метеорит

Несмотря на то, что сегодня ученые имеют в своем распоряжении около трех тысяч образцов метеоритов, источником которых является кора или мантия скалистых тел, они представляют собой ограниченную выборку дифференцированных объектов, сформировавшихся в ранней Солнечной системе.

Считается, что 75 процентов таких метеоритов являются фрагментами коры одного астероида (предполагается, что это Веста), а еще 20 процентов возникли в мантии крупного материнского тела уреилитового типа. Изучение таких метеоритов позволяет понять процессы, происходившие в крупных телах на заре Солнечной системы, и разнообразие состава их мантий и коры.

Согласно исследованию, опубликованному в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в последнем, мартовском номере, метеорит, найденный в мае прошлого года под кодовым названием Erg Chech 002, отличается от найденных ранее.

Несколько осколков метеорита общей массой 32 килограмма были обнаружены в мае 2020 года в районе Эрг - Шеш-песчаной пустыне в западной Сахаре, в юго-западной части Алжира. Обломки сразу же привлекли внимание, так как экспертам было ясно, что образцы не принадлежат хондритам - самым распространенным из метеоритов на Земле.

Ученые считают, что Erg Chech 002 является частью протопланеты. Так называется планета на самых ранних стадиях своего возникновения, которая уже прошла стадию внутреннего таяния. Об этом же свидетельствует и возраст метеорита-анализ показал, что он образовался около 4,6 миллиарда лет назад.

Для сравнения, возраст Земли оценивается в 4,5 миллиарда лет. То есть метеорит появился чуть раньше нашей планеты. Миллиарды лет он летел по бескрайним просторам Солнечной системы, пока, наконец, не упал на алжирскую территорию Сахары. "Этот метеорит-самая древняя из изученных магматических пород, которая проливает свет на формирование первичной коры, покрывавшей древнейшие протопланеты", - пишут авторы исследования.

Алжирский космолог Шариф Шабу, один из ведущих специалистов по метеоритам страны, говорит, что Erg Chech 002 прозвали изумрудом, потому что он состоит из минерала зеленого цвета.

Он также пожаловался в комментарии "Аль-Джазире", что метеорит был разделен между многими научными лабораториями по всему миру, но, несмотря на большой вес объекта, для Алжира ничего не осталось.

Что касается того, почему протопланета так и не родилась, то у ученых есть одна теория: небесный объект был просто разрушен и превращен в пыль. Существует также вероятность того, что протопланета стала частью какого-то более крупного объекта.

Кора протопланеты могла состоять из материала, называемого андезитом. Он характеризуется содержанием большого количества кремнезема и ученые считают, что сейчас очень трудно найти протопланеты из такого материала. А все потому, что большинство из них исчезло, так и не став чем-то по-настоящему большим. Erg Chech 002 состоит из 45% пластинчатого альбитового полевого шпата (плагиоклаз и, возможно, анортоклаз), содержащего включения калиевого полевого шпата, 38% ангидридного пироксена и пять % кремнеземистых минералов (кристобалит и тридимит).

Сам метеорит образовался на поверхности или близко к поверхности родительского тела, поэтому он является фрагментом магматической коры древней протопланеты.

Чтобы найти астероиды, сходные по составу с Erg Chech 002, ученые сравнили спектры всех известных им групп со спектром этого метеорита.

"Erg Chech 002 явно отличается от всех групп астероидов, и до сих пор никаких объектов с подобными спектральными характеристиками обнаружено не было", - говорят ученые.

28 февраля на Землю упал еще один метеорит. Фрагменты космического камня были найдены в небольшом городке Уинчкомб в графстве Глостершир.

Лондонский музей естественной истории

Он сделан из углеродистого хондрита. Это вещество является одним из самых примитивных и древних материалов в Солнечной системе и, как известно, содержит органические вещества и аминокислоты - ингредиенты для возникновения жизни.

Перед столкновением с земной атмосферой космический камень двигался со скоростью почти 14 километров в секунду и в конце концов приземлился на шоссе в Уинчкомбе. Другие части метеорита были найдены неподалеку.

По данным Лондонского музея естественной истории, кадры огненного шара, снятые очевидцами и сетью камер Британского метеорного клуба, помогли точно определить его местоположение и прежнее местоположение в Солнечной системе. "Почти все метеориты приходят к нам с астероидов - эти неизрасходованные строительные блоки Солнечной системы могут рассказать нам, как образовались планеты, подобные нашей", - говорит Эшли Кинг, исследователь отдела естественной истории музея.

веста