"Чертовски умен". Ученые обнаружили коварный способ мутации коронавируса

Бобрович Яна
08 Feb 10:15

Исследователи выяснили, как SARS-CoV-2 способен так быстро и легко обходить иммунную систему.

В новом коронавирусе развился ряд тревожных мутаций, в результате чего во всем мире появилось много новых штаммов. Новое исследование проливает свет на то, как вирус мутирует так легко и почему эти мутации помогают ему "избежать" иммунного ответа организма. Об этом сообщает LiveScience.

Ученые обнаружили, что SARS-CoV-2 часто мутирует, удаляя небольшие фрагменты своего генетического кода. Хотя вирус имеет свой собственный механизм "корректуры", который исправляет ошибки во время репликации, процесс не может охватить удаленные части. "Это чертовски умно. Вы не можете исправить то, чего больше нет", - говорит Пол Дюпрекс, старший автор исследования из Центра исследований вакцин Питтсбургского университета. Более того, согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, эти делеции (хромосомные перестройки, ред.) при SARS-CoV-2 часто обнаруживаются в одних и тех же местах генома. Это места, где человеческие антитела связываются с вирусом и инактивируют его. Но из-за наблюдаемых делеций антитела не могут распознать вирус.

Дюпрекс сравнивает делеции с ниткой бус, одна из которых выпала. Это может показаться несущественным, но для антител все совершенно по-другому. "Эти крошечные промежутки имеют большой, очень большой эффект", - говорит ученый. Дюпрекс и его коллеги впервые заметили такие делеции у пациента, который был заражен коронавирусом в течение необычно длительного периода времени - 74 дня. У пациента была ослаблена иммунная система, что мешало организму быстро уничтожить вирус. Во время длительной болезни коронавирус начал развиваться, играя в кошки-мышки с иммунной системой пациента, в конечном итоге развивая делеции, сказали исследователи.

Тогда ученые задались вопросом, насколько распространены такие делеции. Они использовали базу данных под названием GISAID для анализа около 150 000 генетических последовательностей SARS-CoV-2 по всему миру. В конце концов исследователи обнаружили закономерность.

"Эти удаления начали появляться в самых разных местах. Мы видели их снова и снова. Казалось, что штаммы вируса, независимо друг от друга, развивали делеции из-за "избирательного давления", говорит Кевин Маккарти, ведущий автор исследования из Университета Питтсбурга.

Исследователи назвали эти места "областями повторного удаления". Они заметили, что эти области, как правило, встречаются в спайкоподобном белке вируса, с которым связываются антитела, чтобы деактивировать вирус. "Это дало нам первую подсказку, что эти делеции ответственны за "побег" или эволюцию вируса, чтобы противостоять антителам", - говорит Маккарти.

Ученые начали свое исследование летом 2020 года, когда не ожидалось, что коронавирус значительно мутирует. Но пробелы в генетическом коде, появившиеся в данных, говорили об обратном. В октябре 2020 года они обнаружили штамм с аналогичными делециями, который позже будет назван "британским штаммом" или B. 1. 1. 7.

"Наше исследование вариаций делеции поймало первого представителя того, что позже станет B. 1.1.7", - пишут авторы. Их открытие подчеркивает важность тщательного мониторинга эволюции вируса путем отслеживания подобных делеций и других мутаций.

Несмотря на то, что вирус теперь может ускользать от некоторых антител, другие все еще могут эффективно связываться с SARS-CoV-2 и убивать его.

"Нужно преследовать вирус разными способами, только так мы его победим. Сочетание разных антител (разные методы лечения моноклональными антителами, - ред.), разные типы вакцин. Если возникнет кризис, мы захотим иметь дополнительные инструменты", - говорит Дюпрекс.

Полученные результаты также показывают, почему так важно соблюдать все меры по социальному дистанцированию и ношению масок. Чем больше людей заражает вирус, тем больше вероятность его мутации.