Голливудская улыбка по-неандертальски. Ученые выяснили, что предки человека также ухаживали за зубами

Бороздки, найденные на остатках зуба неандертальца, свидетельствуют о том, что первобытные люди заботились о гигиене своих зубов не хуже, чем Homo sapiens.

Обычная деревянная зубочистка-один из простейших изготовленных предметов, считающийся древнейшим инструментом для чистки зубов и охватывающий не только человеческий вид, пишет Science Alert.

Некоторые высшие приматы используют такие предметы для ковыряния в зубах, и все больше археологических свидетельств по всей Европе свидетельствуют о том, что неандертальцы также имели привычку соскребать пищу со своих зубов.

Согласно статье, опубликованной в Журнале Journal of Human Evolution, в 2010 году при раскопках стоянки древних людей в Польше ученые обнаружили два неандертальских зуба: верхний премоляр и третий нижний моляр — "зуб мудрости". Зубные измерения верхнего премоляра и радиоуглеродное датирование помогли экспертам установить, что когда-то он принадлежал неандертальцу в возрасте 30 лет, который чистил зубы таким образом еще 46 000 лет назад.

"Похоже, что владелец зуба придерживался гигиены полости рта. Мы не знаем, из чего он сделал зубочистку, но это, должно быть, был довольно жесткий цилиндрический предмет, который неандерталец использовал достаточно часто, чтобы оставить четкий след", - объясняет археолог Виолетта Новачевская из Вроцлавского университета.

Хорошая сохранность зуба позволила провести 2D и 3D анализ эмали, которая у неандертальцев обычно была тоньше, чем у Homo sapiens. Дальнейший анализ митохондриальной ДНК подтвердил, что зуб принадлежал неандертальцу, а большая борозда зуба, скорее всего, была результатом частого использования зубочистки.

Подобные следы были найдены несколько лет назад в останках неандертальцев в других частях Европы. В 2013 году в Испании и в 2017-м-в Хорватии (на одном из зубов исследователи обнаружили следы чистки и долбления, возможно, таким способом древние люди пытались облегчить боль).

Другие материалы, которые неандертальцы, возможно, использовали для чистки зубов, включают кости, сухожилия и траву, хотя это еще не подтверждено археологическими находками. "Этот ничем не примечательный предмет является одним из самых удобных и готовых инструментов, доступных человеку, который не требует никаких деталей для сборки, обслуживания или инструкций по использованию", — заключил инженер Генри Петроски.

европа

Одна из самых маленьких частей света в Северном полушарии Земли, омывается Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере, имеет площадь около 10 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный материк Евразия

польша

Респу́блика По́льша — государство в Центральной Европе. Население по итогам 2015 года составляет 38 623 221 человек, территория — 312 679 км²

вроцлавский университет

Государственный университет во Вроцлаве, Польша.

испания