Hubble запечатлел черную дыру, которая создает, а не поглощает звезды

20 Jan 13:54

Hubble запечатлел черную дыру, которая создает, а не поглощает звезды

Фото: nasa.gov

Карликовая галактика Хениз 2-10

Черная дыра в центре карликовой галактики Henize 2-10 не подавляет, а способствует рождению новых звезд.

Космический телескоп Хаббл запечатлел черную дыру в центре карликовой галактики Henize 2-10, которая не подавляет, а стимулирует звездообразование вокруг себя. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature, сообщает НАСА.

Отмечается, что обычно черные дыры изображаются как монстры Вселенной, разрывающие на части приближающиеся звезды и поглощающие их материю. Данные, полученные космическим телескопом, и результаты спектроскопии показывают совершенно иную картину: в Henize 2-10 наблюдается отток газа из черной дыры в область рождения ярких звезд.

Карликовая галактика Хениз 2-10 расположена в 30 миллионах световых лет от Земли, в южном созвездии Пиксид. Количество звезд в нем примерно в десять раз меньше, чем в Млечном Пути, а в центре находится массивная черная дыра.

Десять лет назад маленькая галактика уже была в центре внимания астрономов, в связи с дискуссией о возможности образования массивных черных дыр внутри непропорционально малых галактик.

Фото: nasa.gov

• Центральная область карликовой галактики Хенизе 2-10 с черной дырой и вспышкой звезды*

Теперь Хаббл предоставил четкое представление о связи между черной дырой и соседней областью звездообразования. Изображение космического телескопа показывает мост из горячего газа, соединяющий черную дыру в центре Henize 2-10 и ближайшую область звездообразования.

Ученые полагают, что несколько миллионов лет назад поток горячего газа врезался в плотное газовое облако и распространился "как вода из шланга, попавшая в кучу грязи". Теперь скопления молодых звезд выстраиваются перпендикулярно потоку, отмечая путь его распространения.

"Сюрпризом было то, что вместо подавления звездообразования черная дыра провоцирует рождение новых звезд", - сказал Захари Шутте, ведущий автор исследования.

Авторы отмечают, что в более крупных галактиках обычно наблюдается противоположный эффект - материал, падающий на черную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы - струи, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света.

Газовые облака на пути струй нагреваются выше предела возможного звездообразования. Однако в случае менее массивной черной дыры в Henize 2-10 и ее более мягкого истечения газ сжимается ровно настолько, чтобы вызвать образование новой звезды.

Ранее ученые обнаружили ближайшую к Земле черную дыру, которая также является одной из самых маленьких за всю историю наблюдений.

НАСА создало визуализацию двойной черной дыры

хаббл

Автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли, названная в честь Эдвина Хаббла. Телескоп «Хаббл» — совместный проект НАСА и Европейского космического агентства и входит в число Больших обсерваторий НАСА

джеймс уэбб

Орбитальная инфракрасная обсерватория, которая предположительно заменит космический телескоп «Хаббл». Первоначально назывался «Космический телескоп нового поколения»

nature

Один из самых старых и авторитетных общенаучных журналов. Публикует исследования, посвящённые широкому кругу вопросов, в основном естественно-научной тематики

Ведомство, относящееся к федеральному правительству США и подчиняющееся непосредственно Президенту США. Осуществляет гражданскую космическую программу страны, а также научные исследования воздушного и космического пространств и научно-технологические исследования в области авиации, воздухоплавания …

земли

Первоначальное научное название любых нерастворимых сыпучих и глинистых горных пород в геологии и оксидов в химии.

пиксида