Исследователи обнаружили пурпурную ткань времен царя Соломона

Сацюк Андрій
29 Jan 20:46

Уникальный цвет ткани был получен благодаря использованию пигментов моллюсков.

Ученые нашли редкие свидетельства того, что ткань, окрашенная в царский пурпур, восходит ко временам царя Давида и царя Соломона, пишет Science Focus.

Изучая цветные ткани из долины Тимна, древнего района производства меди на юге Израиля, исследователи были удивлены, обнаружив остатки тканого полотна, кисточки и шерстяные волокна, окрашенные в королевский пурпур.

Радиоуглеродное датирование подтвердило, что находка датируется примерно 1000 годом нашей эры. До н. э., что соответствует царствованию библейских царей Давида и Соломона в Иерусалиме.

Краситель часто упоминается в Библии и появляется в различных иудейских и христианских контекстах. По мнению экспертов, это первый случай, когда пурпурные ткани железного века были найдены в Израиле или по всему Южному Леванту.

"Это первый кусок ткани, найденный со времен Давида и Соломона, окрашенный престижной пурпурной краской. В древности пурпурный наряд ассоциировался с дворянами, жрецами и, конечно же, с царской семьей. Великолепный оттенок фиолетового, тот факт, что он не выцветает, и сложность производства красителя, который содержится в крошечных количествах в теле моллюсков, сделали его самым ценным из красителей, которые часто стоят дороже золота", - объясняет доктор Наама Сукеник, куратор органических находок в Израильском управлении древностей.

По словам ученых, до этого случая они сталкивались только с отходами раковин моллюсков и черепками (фрагментами керамики) с пятнами красителя, что свидетельствовало о пурпурной промышленности в железном веке. Теперь, впервые, у них есть прямые свидетельства самих цветных тканей, сохранившихся около 3 тысяч лет.

"Наша археологическая экспедиция ведет непрерывные раскопки в Тимне с 2013 года. Благодаря чрезвычайно засушливому климату региона мы можем извлекать органические материалы, такие как ткань, шнуры и кожа из железного века, времен Давида и Соломона, что дает нам уникальное представление о жизни библейских времен",-сказал профессор Эрез Бен-Йосеф с кафедры археологии Тель-Авивского университета. Согласно статье, опубликованной в журнале PLOS One, исследователи смогли точно определить виды моллюсков, использованных для создания фиолетового красителя: полосатый краситель-murex (Hexaplex trunculus), Bolinus brandaris (Bolinus brandaris) и Stramonita haemastoma.

Используя сложный химический процесс, который длился несколько дней, краситель был извлечен из железы, расположенной внутри тела моллюска. Они живут в Средиземном море, более чем в 290 км от долины Тимны.

По мнению исследователей, Тимна была центром добычи меди, что требовало передовых металлургических знаний. Во время раскопок на Невольничьем холме, который является крупнейшим местом выплавки меди в долине, исследователи обнаружили три куска цветной ткани в куче шлака из плавильных печей.

"Нам было трудно поверить, что мы нашли настоящий фиолетовый цвет из такого древнего периода. Археологи ищут дворец царя Давида, но Давид показал свое богатство не в великолепных зданиях, а скорее в таких предметах, как ткани и артефакты",-заключил Бен-Йосеф.

ford focus