Исследователи рассказали о происхождении кометы, которая убила динозавров

Сацюк Андрій
15 Feb 21:14

Ученые объяснили, почему именно комета, а не астероид, привела к гибели динозавров, что стало причиной ее столкновения с Землей и когда это произойдет в следующий раз.

Ученым давно известно, что 66 миллионов лет назад неизвестный космический объект врезался в Землю у берегов мексиканского полуострова Юкатан и привел к гибели всех динозавров. Тем не менее, ряд волнующих вопросов остается без ответа, пишет Forbes.

Это был астероид или комета? Почему он упал на Землю? Когда ждать следующего раза? Ученые полагают, что более вероятным вариантом является комета, пришедшая из Облака Оорта — ледяной сферы обломков вокруг внешней части Солнечной системы. Именно Юпитер вызвал его столкновение с Землей.

Ожидается, что он будет прибывать на нашу планету каждые 250-730 миллионов лет. Об этом говорится в новой статье, опубликованной в журнале Nature's Scientific Reports астрономами Ави Лебом и Амиром Сираджем из Гарвардского университета. Утверждение Леба о том, что межзвездная комета, входящая в Солнечную систему, могла быть инопланетным зондом, оказалось довольно спорным, но новое исследование, изучающее происхождение и путь этого ужасающего объекта, менее притянуто за уши.

Суть его заключается в том, что некоторые долгопериодические кометы, которым требуется более 200 лет, чтобы завершить свою орбиту вокруг Солнца и выйти из далекого облака Оорта, могут быть подтолкнуты близко к Солнцу из-за сильного гравитационного поля Юпитера. "Солнечная система действует как своего рода пинбол. Юпитер, самая массивная планета, выбрасывает входящие долгопериодические кометы на орбиты, которые приближают их к Солнцу", - говорит Сирадж.

Около пятой части долгопериодических комет становятся "околосолнечными кометами". Однако проблема не в самих кометах, а в том, что они испытывают такие мощные приливные силы, что распадаются на множество более мелких осколков. Как утверждает Сирадж, на обратном пути к облаку Оорта существует повышенная вероятность того, что один из этих фрагментов упадет на Землю.

Новые расчеты, основанные на теории Сираджа и Леба, увеличивают вероятность столкновения долгопериодической кометы с Землей примерно в 10 раз выше, чем считалось ранее.

В то время как астероид главного пояса диаметром более 10 км, как ожидается, ударит каждые 30 миллионов лет, прямое попадание долгопериодической кометы, по оценкам, произойдет один раз в 3,8-11 миллиардов лет. Однако, по мнению ученых, осколки долгопериодических комет падают на Землю гораздо чаще-примерно раз в 250-730 миллионов лет. "Если вы уничтожите объект, когда он приближается к Солнцу, это может вызвать соответствующую частоту событий, а также вид удара, который убил динозавров", - добавил Леб.

Почему исследователи считают, что убийцей динозавров была комета, а не астероид, следует из доказательств, найденных в кратере Чиксулуб. Ученые обнаружили следы углеродистого хондрита, который редко встречается среди астероидов главного пояса между орбитами Марса и Юпитера, но широко распространен среди долгопериодических комет. Другие подобные кратеры имеют тот же состав.

По мнению авторов, необходимо больше изучать кометные кратеры на Луне, совершать космические полеты для отбора проб и наблюдать, как долгопериодические кометы распадаются на фрагменты.

юкатан