История исследований туманности Андромеды полна драматизма, ошибок и неожиданных прозрений

Якимченко Олександр
05 Jan 10:49

Когда говорят о Туманности Андромеды, на ум обычно приходит роман Ивана Ефремова. Мало кто может найти Туманность Андромеды на небе, она выглядит довольно слабой, сравнимой по размерам с Луной, и увидеть ее можно только в очень ясную безлунную ночь. Но роман Ефремова прославил Туманность Андромеды-ближайшую к нам галактику. Но совсем недавно-уже в историческом масштабе-Туманность Андромеды была известна лишь узкому кругу профессиональных астрономов. Туманное пятно спиральной формы было зафиксировано в XVIII веке французским астрономом Шарлем Мессье в его каталоге туманных пятен и присвоено порядковому номеру 31. Так Туманность Андромеды официально называется: М 31. Казалось бы, какая разница-Туманность Андромеды-это звездное скопление или газовая туманность? Однако если Туманность Андромеды-газовая туманность, то расстояние до нее невелико, с большого расстояния мы бы не увидели газовую туманность. Это было проблемой в начале двадцатого века. Это была грандиозная мировоззренческая проблема. Если М 31 - не газовая туманность, а далекая звездная система, то получается, что Млечный Путь, наша Галактика, не единственный такой объект во Вселенной. Есть другие галактики, другие звездные острова, состоящие из десятков миллиардов звезд...

История изучения физической природы Туманности Андромеды была полна драматизма, ошибок и неожиданных прозрений. В конце XIX века общее мнение (вернее, общее заблуждение) состояло в том, что все многочисленные спиральные туманности, наблюдаемые на небе, включая туманность М 31, являются обычными газовыми туманностями, и они, конечно, находятся в нашей Галактике не очень далеко от Солнца. Астрономические явления часто являются лишь видимостью, поверхностью чего-то, что может быть открыто и познано, когда в действие вступают новые, более совершенные телескопы, появляются новые методы исследования. На самом рубеже XIX и XX веков американский астроном Джон Шайнер получил спектр Туманности Андромеды, который оказался очень похожим на спектр солнца. Шайнер сделал из этого правильный вывод: М 31-это колоссальное звездное скопление, похожее на Млечный Путь, состоящее из звезд, подобных Солнцу. Идея ясна - казалось бы, возражать ей нечего.

Но... Несколько лет спустя американский астроном Весто Слайфер изучил спектры туманностей, расположенных в звездном скоплении Плеяд. Скопление Плеяд невелико и, несомненно, находится в нашей Галактике. А туманности связаны с скоплением и, следовательно, никак не могут быть "островными вселенными". Итак, Слайфер показал, что спектры этих туманностей также похожи на спектр солнца! Из двух правильных наблюдений были сделаны совершенно противоположные выводы о природе спиралей. И только потому, что два разных, но одинаково выглядящих явления были приписаны одной и той же причине. Загадка физической природы М 31 была разгадана только в 1924 году, когда Эдвин Хаббл и Джон Ричи получили прекрасные фотографии туманности Андромеды, которые показали, что ее спирали состоят из россыпи звезд.

Более того, Хаббл даже обнаружил среди этих звезд обычные переменные цефеиды, которых много в нашей Галактике. Цефеиды используются для определения расстояний до звездных скоплений в нашей Галактике и до других, относительно близких галактик, в которых можно обнаружить "Звездные маяки". То есть сейчас это определено, конечно, а в начале двадцатого века спиральные туманности еще не были разделены на отдельные звезды, поэтому говорить о внегалактических Цефеидах не приходилось. Но в 1924 году, узнав, что М 31-это звездная система, Хаббл обнаружил там цефеиды, после чего окончательно оценил расстояние, равное 1,5 миллионам световых лет - то есть в 300 раз больше, чем считалось ранее! Вот почему вспышки новых звезд в этой туманности выглядели такими слабыми - в конце концов, эти звезды на самом деле были в 300 раз дальше, чем ожидалось ... Когда в двадцатых годах двадцатого века астрономы наконец поняли истинную природу туманности М31, Туманности Андромеды, Вселенная предстала в новом виде - наша галактика, которая ранее считалась единственным таким огромным звездным скоплением, оказалась всего лишь одной из многих других подобных островных вселенных. Это была революция, сравнимая с революцией Коперника. Коперник переместил Землю из центра вселенной. В девятнадцатом веке астрономы переместили Солнце из центра вселенной, сделав его всего лишь одной из многих звезд в одном звездном острове - Галактике. Сто лет назад астрономы доказали, что наша Галактика вовсе не является центром вселенной. Туманность Андромеды сделала нашу Галактику одним из многих звездных островов. "Туманность Андромеды" И. Ефремова тоже стала знаковым явлением-но уже в советской фантастике.

Читайте Segodnya.ua в Google News