К падению древнеегипетского города Береника могло привести извержение вулкана, - ученые

Бобрович Яна
22 Mar 20:37

Специалисты пока не знают, какой вулкан так сильно изменил жизнь египтян. Среди предложенных вариантов-Попокатепетль, Мон-Пеле, Цуруми или Хакусан.

Последние столетия Древнего Египта были довольно бурными. Голод разжигал общественные волнения, прибрежные города были покинуты, а после серии катастрофических поражений египтян римской армией последняя царица, знаменитая красавица Клеопатра, покончила с собой в 30 году до нашей эры, пишет Forbes.

Причиной всего этого могла стать серия крупных извержений вулканов на другом конце света, которые вызвали сильную засуху в Египте.

Раскопки города Береники на побережье Красного моря ведутся в Египте с 1994 года. Береника была своего рода комбинацией города и военной базы и имела стратегическое значение.

Основанный между 275 и 260 годами до нашей эры, город был заброшен лишь несколько десятилетий спустя. В пустыне Береника зависела от Уэллса. Один из них был обнаружен археологами. Он высох между 220 и 200 годами до нашей эры, о чем свидетельствует слой песка, содержащий две бронзовые монеты, датируемые десятилетиями до 199 года до нашей эры

Поскольку никаких других предметов, относящихся к этому периоду, в руинах не было найдено, город, вероятно, был заброшен и погребен песком, включая колодец.

Для того чтобы колодец пересох, в Египте должна была произойти засуха, поэтому археологи в исследовании, опубликованном в журнале Antiquity, считают, что наиболее вероятной причиной засухи является извержение вулкана. В настоящее время в Египте нет действующих вулканов, но вулканические газы и сульфатные аэрозоли, выброшенные в атмосферу Земли в результате мощного извержения вулкана, могут иметь широкие последствия. Муссоны, движимые глобальными ветрами, ежегодно приносят дожди из Индийского океана в прибрежные районы Восточной Африки. Поскольку разница температур, главным образом между холодным морем и горячим континентом, является основной движущей силой ветрового режима, изменение температуры также меняет характер ветра. Вулканический пепел и газы (например, диоксид серы) поглощают солнечный свет, охлаждая поверхность Земли и ослабляя муссон. Это привело к тому, что летние дожди над Египтом прекратились.

Отсутствие дождя может объяснить высыхание колодца, что, возможно, побудило жителей покинуть Беренику. Исследование 2017 года, в ходе которого были проанализированы химические следы, сохранившиеся в ледяных ядрах, показало, что в 209 году до нашей эры извержение вулкана выбросило в атмосферу Земли много сульфатных аэрозолей. Ученые не знают, какой вулкан мог быть ответственен за это, но, сравнив химические следы с химическим составом лавовых пород известного происхождения, геологи выявили четырех возможных "виновников": Попокатепетль в Мексике, Мон Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова), Цуруми или Хакусан в Японии.

Это же исследование выявило два других сульфатных всплеска в ледовой летописи, датируемых 46 и 44 годами до н. э. В качестве возможного источника исследователи назвали вулкан Окмок на Аляске.

Судя по размерам кальдеры и предполагаемому объему извергнутого материала, извержение Окмока было одним из крупнейших за последние 2500 лет. Его мега-извержение в 43 году до нашей эры существенно повлияло на климат в глобальном масштабе. Повсеместный голод, болезни и заброшенность земель способствовали религиозному и политическому кризису в Египте. Именно из-за этих событий древнеегипетское общество в конце концов потерпело поражение от новой, зарождающейся державы-будущей Римской империи.

попокатепетль