Как быть здоровым благодаря рациональному питанию: Новые открытия ученых

banner banner banner banner

Как быть здоровым благодаря рациональному питанию: Новые открытия ученых

Единственный

Оригинал на сайте The New York Times

Ученые знают, что триллионы бактерий и других микроорганизмов, которые живут в нашем кишечнике, играют важную роль в поддержании здоровья, влияя на риск развития ожирения, сердечных заболеваний, диабета 2 типа и множества других заболеваний. Но теперь крупномасштабное международное исследование показало, что состав этих микроорганизмов, в совокупности известных как микрофлора кишечника или микробиом, во многом определяется тем, что мы едим.

Анализируя рацион питания, состояние здоровья и микрофлору кишечника более тысячи человек, исследователи обнаружили, что диета, богатая питательными веществами, натуральными и сырыми продуктами, способствует росту полезных микроорганизмов, обеспечивающих хорошее самочувствие. Диета с высоким содержанием продуктов, прошедших обработку с добавлением сахара, соли и других добавок, дает обратный результат — она способствует развитию микроорганизмов в кишечнике, связанных с ухудшением работы сердечно-сосудистой системы и нарушением обменных процессов в организме.

Новости по теме

Исследователи обнаружили, что продукты, которые люди потребляют, оказывают большее влияние на состав их кишечной микрофлоры, чем их гены. Они также обнаружили, что разнообразие растительной и животной пищи связано с микробиомом, который оказывает более благотворное влияние на здоровье.

Одним из наиболее важных факторов было то, какие продукты люди ели-были ли они сильно обработаны или нет. У людей, которые обычно едят продукты с минимальной обработкой, такие как овощи, орехи, яйца и морепродукты, кишечная микрофлора, скорее всего, содержит полезные микроорганизмы. С другой стороны, потребление большого количества соков, подслащенных напитков, белого хлеба, рафинированного зерна и переработанных мясных продуктов приводит к развитию микроорганизмов в микробиоме, связанных с нарушением обмена веществ. "Это восходит к многовековой идее употребления в пищу как можно большего количества цельных и необработанных продуктов", — говорит доктор Сара Берри, специалист по питанию из Лондонского Королевского колледжа и соавтор новой научной статьи, опубликованной в понедельник в журнале Nature Medicine. — Это исследование впервые показало связь между качеством пищи, которую мы едим, качеством наших микробиомов и, в конечном счете, влиянием на наше здоровье." Возможно, когда-нибудь полученные результаты помогут врачам и диетологам предотвратить или, возможно, даже вылечить некоторые заболевания, связанные с питанием, и позволят им назначать людям персонализированные диеты, основанные на уникальном составе их кишечной микрофлоры и других факторах.

Многие исследования показывают, что не существует универсальной диеты, которая подходит всем. Например, это исследование показало, что, хотя некоторые продукты в целом более здоровы, чем другие, у разных людей могут быть очень разные метаболические реакции на одну и ту же пищу, отчасти из-за типов микроорганизмов, которые живут в их кишечнике. "В нашем исследовании мы обнаружили, что одна и та же диета у двух разных людей не приводит к развитию одного и того же микробиома и возникновению одной и той же метаболической реакции", — говорит Эндрю Чан, соавтор научной статьи, написанной по результатам исследования, который преподает медицину в Гарвардской медицинской школе и работает в Массачусетской больнице общего профиля. — Есть много вариантов."

Новые результаты получены в результате международного исследования персонализированного питания под названием "Прогноз", которое является крупнейшим в мире исследовательским проектом, направленным на изучение индивидуальных реакций на продукты, потребляемые в пищу. Исследование, начатое в 2018 году британским эпидемиологом Тимом Спектором, проанализировало влияние диет на здоровье более чем 1100 в основном здоровых взрослых в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, включая сотни однояйцевых и однояйцевых близнецов.

Исследователи собирали данные с учетом ряда факторов, влияющих на обмен веществ и риск развития заболеваний. Они анализировали рацион людей, участвовавших в исследовании, микробиомы и процентное содержание жировой ткани в их организме, брали у них кровь на анализ до и после еды, чтобы проверить уровень сахара в крови, гормонов, холестерина и наличие воспалительных процессов, следили за их сном и физической активностью. В течение двух недель участники исследования постоянно носили системы непрерывного мониторинга глюкозы, которые отслеживали изменения уровня сахара в крови после употребления различных видов пищи.

К своему удивлению, исследователи обнаружили, что гены играют лишь незначительную роль в формировании микробиома человека. Оказалось, что у однояйцевых близнецов кишечные микроорганизмы одинаковы только в 34% случаев, а у людей, не состоящих в родстве, они одинаковы примерно в 30% случаев. Оказалось, что состав микробиома каждого человека в большей степени зависит от того, что он ест, а типы микроорганизмов в его кишечнике имеют большое значение для поддержания нормальных обменных процессов.

Исследователи выявили кластеры так называемых полезных кишечных микроорганизмов, которые чаще встречались в микрофлоре людей, употреблявших разнообразные продукты, богатые растительными продуктами с высоким содержанием клетчатки, такими как шпинат, брокколи, помидоры, орехи и семена, а также продукты животного происхождения, подвергшиеся минимальной обработке, такие как рыба и нежирный йогурт. Они также обнаружили скопления "вредных" кишечных микроорганизмов, которые в большом количестве присутствовали в кишечной микрофлоре людей, регулярно употреблявших продукты, подвергавшиеся интенсивной переработке. По мнению исследователей, одной из общих черт продуктов, подвергшихся интенсивной обработке, является то, что они, как правило, содержат очень мало клетчатки, макроэлемента, который служит питательной средой для полезных микроорганизмов, живущих в кишечнике.

Среди "полезных" разновидностей кишечных микроорганизмов были Превотелла (Prevotella copri) и бластоцистис (Blastocystis), связанные с более низким содержанием висцерального жира, который накапливается вокруг внутренних органов и увеличивает риск сердечных заболеваний. Оказалось, что эти микроорганизмы также способствуют лучшему контролю уровня сахара в крови, что является показателем риска развития сахарного диабета. Другие полезные микроорганизмы были связаны со снижением воспалительных процессов и снижением уровня жиров и холестерина в крови после еды, что оказывает большое влияние на состояние сердечно-сосудистой системы.

Новое исследование проводилось при содействии и финансовой поддержке медицинской исследовательской компании "Zoey Global", а также британской некоммерческой организации Wellcome Trust и нескольких организаций, работающих в сфере здравоохранения.

По словам Доктора Сара Берри, полученные результаты свидетельствуют о том, что, анализируя профили микробиома, можно выявить людей с высоким риском развития метаболических заболеваний и начать решать проблему на ранней стадии. Теперь она и ее коллеги собираются провести клиническое исследование, в ходе которого проверят, можно ли убедить людей заменить определенные продукты в своем рационе, чтобы изменить соотношение полезных и вредных микроорганизмов в микрофлоре кишечника и тем самым улучшить свое здоровье. "Мы считаем, что люди могут внести небольшие изменения в свой рацион, которые косвенно — через микробиом — могут оказать большое влияние на их здоровье", - сказала доктор Сара Берри.

Анахад О'Коннор

Перевод ИноСМИ

Редакция может не согласиться с мнением автора. Если вы хотите написать в раздел "Мнение", прочтите правила публикации и напишите в [email protected] .

Связанное видео