Марс снова затрясло. InSight зафиксировал на Красной планете два ощутимых землетрясения

Чернишенко Павло
02 Apr 13:22

По мнению ученых, сейсмическая активность произошла в месте, называемом "Ямами Цербера".

Марсианские землетрясения магнитудой 3,3 и 3,1 были зафиксированы на Марсе в районе под названием Cerberus Fossae ("Ямы Цербера"), что еще раз подтверждает сейсмическую активность этого места. Об этом сообщает SciTechDaily.

Спускаемый аппарат NASA InSight обнаружил два отчетливых и сильных землетрясения в том же месте, где ранее были зафиксированы аналогичные явления. Новые землетрясения были магнитудой 3,3 и 3,1, а два предыдущих-3,6 и 3,5. На сегодняшний день Инсайт зафиксировал более 500 землетрясений, но последние четыре были самыми явными.

Изучение землетрясений-это один из способов, который позволяет команде InSight лучше изучить мантию и ядро Марса. На планете нет тектонических плит, как на Земле, но есть вулканически активные области, которые могут вызвать подземные толчки. Землетрясения 7 и 18 марта подтверждают предположение о том, что Cerberus Fossae является центром сейсмической активности. "Во время миссии мы наблюдали два различных типа подземных толчков: один был больше похож на лунный, а другой-на "земной", - говорит Тайчи Кавамура из Французского института физики, который обрабатывает данные сейсмометра InSight.

На Земле волны землетрясений проходят через планету более непосредственно, тогда как волны лунных землетрясений очень рассеяны.

Новые землетрясения имеют нечто общее с предыдущими сейсмическими событиями на Марсе, которые произошли один марсианский год назад. Все они произошли во время марсианского северного лета.

По мнению ученых, это идеальное время для обнаружения землетрясений, потому что ветры становятся спокойнее. Дело в том, что сейсмометр InSight очень чувствителен, и даже несмотря на куполообразный экран, оборудование подвержено помехам из-за ветра. За прошедшую зиму Инсайт не смог обнаружить ни одного землетрясения.

"Здорово снова видеть землетрясения после долгого периода записи только шума ветра", - говорит Джон Клинтон, сейсмолог из команды InSight.

Ученые также надеются улучшить способность устройства обнаруживать землетрясения. Температура вблизи спускаемого аппарата может колебаться от минус 100 градусов по Цельсию ночью до 0 градусов по Цельсию днем. Эти экстремальные колебания температуры могут привести к тому, что кабель, соединяющий сейсмометр с посадочным модулем, расширится и сократится. Такие колебания приводят к всплескам и скачкам данных.

Миссия начала попытки частично изолировать кабель от погодных условий. Команда использовала совок на конце манипулятора InSight, чтобы зачерпнуть почву и высыпать ее на куполообразное ветровое стекло. После этого на трос посыпался марсианский песок. Закопать сейсмический кабель-одна из целей следующей фазы миссии, которую НАСА продлило еще на два года, до декабря 2022 года.

Несмотря на ветры, сотрясающие сейсмометр, солнечные панели InSight все еще покрыты пылью, и их мощность уменьшается по мере удаления Марса от Солнца. Ожидается, что уровень энергии повысится с июля, когда планета снова начнет приближаться к Солнцу. До тех пор миссия будет последовательно отключать приборы посадочного модуля, чтобы InSight мог время от времени переходить в спящий режим.

Устройство будет периодически просыпаться, чтобы проверить его работоспособность и связаться с Землей. Команда надеется сохранить сейсмометр включенным еще месяц или два, прежде чем временно отключить его.

марс