Марсоход NASA впервые в истории получил кислород из атмосферы Красной планеты

Чернишенко Павло
22 Apr 11:17

Исследователи испытали первое устройство для извлечения кислорода на другой планете.

Кислород является ключевым фактором для запуска ракет и жизни астронавтов, так что возможность добывать его на Марсе, по словам специалистов, помогла бы воплотить в жизнь научную фантастику / фото NASA/JPL-Caltech

Кислород является ключевым фактором для запусков ракет и жизни астронавтов, поэтому возможность добывать его на Марсе, по мнению экспертов, помогла бы воплотить в жизнь научную фантастику / фото NASA/JPL-Caltech

Марсоход Perseverance ("Настойчивость") впервые сумел превратить частицу богатой углекислым газом атмосферы Красной планеты в кислород.

Как рассказали в пресс-центре НАСА, на борту Perseverance находится небольшое экспериментальное устройство"размером с тостер", получившее название Mars Oxygen In-situ Resource Utilization Experiment (MOXIE). Именно он выполнил эту задачу.

Испытания состоялись 20 апреля, после семимесячного полета космического корабля с Земли, на 60-й марсианский день с момента прибытия миссии на Марс 18 февраля.

Атмосфера Марса на 96% состоит из углекислого газа. МОКСИ отделяет атомы кислорода от молекул углекислого газа, которые состоят из одного атома углерода и двух атомов кислорода. При этом в атмосферу планеты выбрасывается остаточный продукт - окись углерода. Однако для такого преобразования требуются высокие температуры-около 800 градусов по Цельсию.

В этом первом эксперименте МОКСИ удалось извлечь около 5 г кислорода, который может обеспечить астронавту примерно 10 минут дыхания. Теперь аппарат может производить до 10 г кислорода в час. Специалисты надеются, что в будущем эта технология поможет открыть путь "научной фантастике стать научным фактом", а добыча и хранение кислорода на Марсе для ракет, которые могли бы поднять астронавтов с поверхности планеты, стали реальностью. Кроме того, такие технологии однажды смогут обеспечить самих астронавтов пригодным для дыхания воздухом.

НАСА назвало результаты успешного эксперимента "многообещающими". МОКСИ, как ожидается, будет извлекать кислород по крайней мере еще девять раз в течение марсианского года, что равно примерно двум годам на Земле.

Что еще интересного происходит на Марсе

• Ранее первый в истории внеземной беспилотник-вертолет Ingenuity ("Изобретательность") успешно взлетел на Красную планету.
  • Он был доставлен на Марс вместе с новым марсоходом Perseverance в феврале 2021 года. Благодаря изобретательности инженеры подтвердили, что беспилотник действительно может летать в разреженной атмосфере Марса.
  • Ученые также опубликовали первые данные о погоде на Марсе, информация о которой была получена благодаря метеорологической системе Mars Environmental Dynamics Analyzer (MEDA).
  • Данные показали, что когда система начала запись, температура на поверхности была около -20 градусов по Цельсию, и эта температура упала до -25,6 градусов в течение 30 минут. Ожидается, что в течение следующего года MEDA предоставит ценную информацию о температурных циклах, тепловых потоках, циклах пыли и о том, как частицы пыли взаимодействуют со светом, что в конечном итоге влияет как на температуру, так и на погоду.

Главные новости Украины и мира утром 22 апреля