Обеспечивает ли клеточный иммунитет длительную защиту от COVID-19

Сердюк Анастасія
03 Jul 13:51

Иммунологическая память-это способность иммунной системы быстро и целенаправленно распознавать знакомый организму антиген и быстро инициировать соответствующий иммунный ответ. Т-и В-клетки играют важную роль в борьбе с инфекциями и, самое главное, в установлении долгосрочного иммунитета.

Некоторые Т-и В-клетки действуют как клетки памяти, сохраняются годами или десятилетиями, заряжены и готовы повторно вызвать более широкий иммунный ответ, если их целевой патоген снова попадет в организм. Именно эти клетки делают возможным по-настоящему долгосрочный иммунитет.

В исследовании, опубликованном в феврале в журнале Science, оценивалась пролиферация антител, а также Т - и В-клеток у 188 человек, которые были больны COVID-19. Несмотря на то, что титры антител снизились, Т-и В-клетки памяти присутствовали в течение восьми месяцев после заражения. В препринте, опубликованном 27 апреля в medRxiv, другое исследование, проведенное в когорте сопоставимого размера, показало аналогичные результаты.

По словам Моники Ганди, врача-инфекциониста и профессора медицины Калифорнийского университета в Сан-Франциско, есть доказательства того, что Т - и В-клетки могут обеспечить пожизненную защиту от некоторых заболеваний, таких как COVID-19. Известная статья Nature от 2008 года показала, что 32 человека, родившиеся в 1915 году или ранее, после 90 лет все еще сохраняли определенный уровень иммунитета против штамма гриппа 1918 года.

В статье, опубликованной в журнале Nature в июле 2020 года, было обнаружено, что 23 пациента, выздоровевшие от тяжелого острого респираторного синдрома, через 17 лет после заражения SARS-CoV-1 во время эпидемии 2003 года, все еще обладали CD4 и CD8 Т-клетками. Более того, некоторые из этих клеток показали перекрестную реактивность против SARS-CoV-2, несмотря на то, что участники не сообщали об истории болезни COVID-19.

Эти данные относятся к периоду до пандемии COVID-19, и на сегодняшний день нет окончательных выводов о роли Т-и В-клеток в иммунитете против коронавируса. Например, известно, что Т-клетки помогают В-клеткам быстро вырабатывать высокоаффинные антитела при повторном воздействии. Пока не ясно, какое значение имеет тот факт, что сывороточные антитела имеют короткий срок службы и быстро снижаются, если клетки, которые их производят, укоренились и готовы к работе.

Как естественный иммунитет соотносится с иммунитетом, вызванным вакциной

Различные исследования показывают, что после заражения COVID-19 возникает иммунный ответ с участием Т - и В-клеток памяти. Но Элинор Райли, профессор иммунологии и инфекционных заболеваний Эдинбургского университета, отмечает, что иммунная система людей по-разному реагирует на естественную инфекцию. По ее словам, иммунный ответ после вакцинации гораздо более равномерный. У большинства людей обычно действительно хорошая реакция после вакцинации. Данные клинических испытаний ведущих вакцин-кандидатов показали реактивность Т-и В-клеток.

Имеет ли значение вакцинация для тех, у кого уже был COVID-19

Есть некоторые доказательства того, что вакцинация может повысить иммунитет у людей, которые ранее были инфицированы SARS-CoV-2 и выздоровели.

В письме, опубликованном в "Ланцете" в марте, обсуждается эксперимент, в ходе которого 51 медицинскому работнику в Лондоне была введена разовая доза вакцины Pfizer. Половина медицинских работников ранее были излечены от COVID-19, и именно у них было наибольшее увеличение антител против белка спайка вируса - более чем в 140 раз по сравнению с пиковыми уровнями до вакцинации.

Нужны ли мне бустерные дозы

Согласно последним данным, опубликованным в журнале Nature 28 июня, вакцины Pfizer-BioNTech и Moderna с мРНК вызывают стойкий иммунный ответ в организме. Он обеспечивает защиту от COVID-19 в течение многих лет. Таким образом, ускорители, иммунизированные мРНК-вакцинами, скорее всего, не потребуются, при условии, что SARS-CoV-2 и его варианты не слишком сильно отличаются от текущего состояния.

Исследователи не изучали эффективность векторных вакцин, таких как Johnson & Johnson, однако они предполагают, что иммунный ответ будет менее стабильным, чем после применения мРНК-вакцин.

covid-19