Обнаружен ген самого смертоносного типа рака груди

Бобрович Яна
30 Mar 13:15

Исследователи из Австралии обнаружили ген, ответственный за особенно агрессивный тип гормонально-чувствительного рака молочной железы, который имеет трагически низкую выживаемость.

Трудно переоценить, насколько разные виды рака могут отличаться друг от друга. Даже под названием "рак молочной железы" скрывается несколько типов, например, чувствительный к гормональному рецептору, HER2-позитивный или негормонально-чувствительный рак молочной железы; в этих группах существует еще больше типов, которые могут по-разному реагировать на лечение. Гормон-чувствительный рак молочной железы растет в ответ на гормоны, такие как эстроген или прогестерон; у нас есть ряд лекарств для их лечения, таких как гормональная терапия. Этот тип рака молочной железы обычно дает лучшие результаты, чем рак, который не чувствителен к гормонам.

"Однако небольшой процент пациентов страдает от очень агрессивного рака, который приводит к худшим результатам из всех видов рака молочной железы, причем половина всех женщин умирает от этого заболевания", - говорит Пилар Бланкафорт, эпигенетик из Института медицинских исследований Гарри Перкинса. "Когда мы смотрим на эти виды рака, мы обнаруживаем, что они крупнее и имеют тенденцию чаще распространяться на лимфатические узлы и имеют более высокий уровень смертности. Нам нужен был способ их идентифицировать."

Еще в 2012 году группа исследователей определила классификацию рака молочной железы под названием интегративная кластеризация (IntClust), которая разделила рак молочной железы на 10 различных подгрупп - каждая с различными генетическими изменениями и клиническими исходами.

Один из этих кластеров внутри эстроген-рецептор-позитивного (ER +) рака, называемый IntClust2, имеет особенно плохой прогноз, причем только один кластер хуже.

В 2012 году группа ученых отметила, что опухоли IntClust2 характеризуются значительной амплификацией участка ДНК на хромосоме 11. В этой части хромосомы есть много потенциально вызывающих рак генов, называемых онкогенами, о которых мы уже знали, но конкретный ген под названием AAMDC заставил современных исследователей сесть и обратить на него внимание.

Итак, команда приступила к работе. Во-первых, они исследовали 119 образцов рака молочной железы lumen B у людей и проанализировали, насколько AAMDC экспрессируется в раковых опухолях. Они обнаружили, что около 25 процентов опухолей показали это усиление AAMDC, и они были преимущественно в опухолях ER +.

Когда команда сбила уровень AAMDC в клетках рака молочной железы у мышей, они обнаружили, что раковые клетки были ингибированы, и больше клеток подверглось программируемой клеточной смерти, то есть клетка претерпевает свою нормальную функцию, как только осознает, что она повреждена.

Команда считает, что лечение рака ER + является одной из причин, почему IntClust2 так эффективен. Гормональное лечение работает, лишая рак гормонов, которые он будет использовать для роста, но дополнительные копии AAMDC могут защитить рак от этой участи. "AAMDC может защитить раковые клетки от смерти и поддержать их рост, когда опухоль помещена в условия, в которых не хватает питательных веществ, и когда ей не хватает эстрогена, который убивает большинство чувствительных к гормонам раковых клеток", - объясняет Бланкафорт. Поэтому мы считаем, что стимулирующая рак функция AAMDC заключается в том, чтобы действовать как "набор выживания", позволяя опухолям адаптироваться к этим условиям, поддерживая рост и размножение клеток рака молочной железы в условиях метаболического стресса."

Интересно, что это повышение AAMDC также обнаруживается при раке яичников, простаты и легких, так что этот результат может иметь отношение и к другим типам рака. "Важно отметить, что теперь мы можем обнаружить эти виды рака, исследуя высокие уровни AAMDC в опухолевых клетках", - добавляет Бланкафорт.

Напомним, что ранее сообщалось, что была обнаружена связь между раком и избыточным весом.